Буржуазная классическая экономическая теория

Буржуазная классическая экономическая теория  [c.37]

Буржуазная классическая экономическая теория представляет направление буржуазной экономической мысли, возникшее в период становления капитализма.  [c.37]


Буржуазная классическая экономическая теория возникла в XVE в. в мануфактурный период развития капитализма. Буржуазия выступила против феодализма. Поэтому буржуазная классическая экономическая теория стала теоретическим оружием буржуазии. Капитализм был провозглашен вечной и естественной формой производства, единственным строем, соответствующим природе человека (т. е. природе буржуа, руководимого принципом разумного эгоизма).  [c.37]

С этих позиций представители буржуазной классической экономической теории критиковали паразитизм и расточительство феодалов, подвергли пересмотру теории своих предшественников — меркантилистов (идеологов торгового капитала). Экономическая политика меркантилизма стала тормозом развития производства.  [c.37]

Представители буржуазной классической экономической теории  [c.37]

Заслугой буржуазной классической экономической теории является то, что она перенесла исследования из сферы обращения в сферу производства, приступила к анализу его закономерностей. К ее заслугам также относится следующее  [c.37]


Буржуазная классическая экономическая теория сложилась в Великобритании и Франции. Наибольшее развитие она получила в Великобритании, которая в XVH в. была самой развитой капиталистической страной.  [c.38]

Выдающимся представителем буржуазной классической экономической теории является Д.Рикардо. Он был экономистом эпохи промышленного переворота в Великобритании. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше А.Смита. Д.Рикардо указывал, что стоимость товара  [c.38]

В Германии и США буржуазная классическая экономическая теория не получила развития. Это объясняется тем, что данные страны вступили на путь капиталистического развития позднее.  [c.39]

Буржуазная классическая экономическая теория обосновала следующие положения  [c.39]

Представители классической буржуазной экономической теории считали труд единственным источником стоимости. Поэтому они пришли к выводу, что процент, прибыль и рента также результат труда рабочих. Тем самым были подмечены экономические противоречия буржуазного общества (между классами и социальными группами). Эти противоречия были выявлены прежде всего в сфере распределения. Вместе с тем буржуазная классическая экономическая теория  [c.40]

Представители буржуазной классической экономической теории подметили различие между основным и оборотным капиталом. Но они не смогли выявить деление капитала на постоянный и переменный.  [c.41]

Они ошибочно полагали, что общественный продукт полностью распадается на доходы (Догма А.Смита), а накопление капитала означает использование всей капитализируемой прибавочной стоимости для найма дополнительных рабочих. Тем самым буржуазная классическая экономическая теория закрыла себе путь к правильному пониманию процесса воспроизводства. Она неправильно отрицала неизбежность экономических кризисов перепроизводства.  [c.41]

Работами Д.Рикардо завершилось развитие буржуазной классической экономической теории.  [c.41]


С завоеванием буржуазной политической власти экономисты разработали иные экономические теории. Некоторые идеи буржуазной классической экономической теории находят отражение в трудах современных буржуазных экономистов, главным образом у представителей так называемого неоклассического направления.  [c.41]

Буржуазная классическая экономическая теория не смогла разрешить это хорошо видимое противоречие между двумя законами. Впервые проблема согласования двух законов — закона стоимости и закона средней нормы прибыли — была решена К.Марксом. Он показал, что  [c.341]

Определенный вклад в разработку теории цены производства внесли выдающиеся представители буржуазной классической экономической теории. В этой связи необходимо отметить, что  [c.345]

В анализе процесса воспроизводства нельзя исходить из предположения, что товар обменивается на товар, что предложение одного товара есть в то же время спрос на другой товар. Поэтому, как считала буржуазная классическая экономическая теория (Д.С.Милль, Ж.Б.Сэй, Д.Рикардо), якобы между предложением и спросом всегда существует равновесие, и перепроизводство товаров в масштабе общества невозможно. В действительности товары обмениваются на деньги. И нельзя сводить товарное обращение к товарообмену, а тем более к простому продуктообмену.  [c.388]

Представители неоклассического направления порвали с идеями классической буржуазной экономической теории. Они объявили предметом экономической теории чистую экономику , или экономику вообще, независимо от общественной формы ее организации.  [c.46]

Весьма показательна эволюция буржуазных теорий заработной платы от попыток, хотя и неудачных, классической школы буржуазной политической экономии раскрыть сущность заработной платы и законы ее движения до вульгаризаторских концепций, в которых под видом теории преподносятся наукообразные банальности, сочетающиеся с открытым отказом от какого бы то ни было теоретического анализа. Подчинение экономических теорий антирабочей политике империалистических государств и практическим нуждам монополий, беззастенчивая апологетика капитализма, все более изощренные попытки камуфлировать снижение реальных доходов рабочих — таков бесславный финал, к которому ныне пришли представители буржуазных концепций заработной платы.  [c.157]

Но не "человек вообще" становится таким субъектом, а конкретно-исторический индивид, обитающий в определенном культурно-историческом пространстве (и создающий его), по определенной логике, пока в пространстве рыночно буржуазной формы общественного производства. Это и было схвачено в начале классической, а затем и неоклассической школами экономической теории в виде принципа методологического индивидуализма, в котором, правда, специфика капиталистического экономического субъекта была подменена вневременным, внеисторическим человеком - "индивидом вообще", якобы от природы получившим свою способность принимать решения и делать выбор. А на самом деле он исторически формирует у себя эту способность быть субъектом путем ее постоянного и повседневного присвоения.  [c.39]

Долгое время в интерпретации ленинской теории империализма акцентировались положения, характеризующие его как своего рода надстройку над классическим капитализмом XIX века, как подготовку объективных и субъективных предпосылок для социалистической революции. И вместе с тем недооценивались те выводы В. И. Ленина, которые связывали империализм с глубокими переменами во всем экономическом строе буржуазного общества на основа развития производительных сил. Сейчас, спустя многие десятилетия после создания ленинской теории империализма, раскрывается во всей глубине и полноте фундаментальность этой теории, дальновидность ленинских представлений об империализме как новейшей ступени в развитии капитализма, его высшей стадии.  [c.31]

Родоначальником буржуазной классической экономической теории в Великобритании был У.Петти, во Франции — П.Буагильбер. Они положили начало теории трудовой стоимости.  [c.38]

Дальнейшее развитие буржуазная классическая экономическая теория получила в произведениях физиократов (Франция). К.Маркс назвал их отцами современной экономической теории (Т. 26, ч, 2. С. 12). Наиболее выдающимися представителями физиократов были Ф.Кенэ и А.Тюрго. Понятие физиократы происходит от двух слов pbisis — природа и kratos — сила, власть, государство.  [c.38]

Оригинальным путем развивалась передовая русская экономическая мысль, что было обусловлено своеобразием экономического развития России. Многие проблемы буржуазной классической экономической теории самостоятельно разрабатывались А.Н.Радищевым, П.И.Пестелем, Н.И.Тургеневым, Н.Г.Чернышевским.  [c.39]

Представители буржуазной классической экономической теории использовали новый метод познания — метод научной абстракции. Однако он переплетался с поверхностными обобщениями. Их исследованиям была присуща метафизичность, одним из главных выражений которой являлся внеис-торизм. Экономические категории капитализма рассматривались как вечные и естественные, изменяющиеся только количественно.  [c.39]

Буржуазная классическая экономическая теория положила начало анализу капитала и воспроизводства. Гениаль-  [c.40]

КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Первая трактовка дана К. Марксом в труде Капитал (1867 г.). К. Маркс сравнивал этот термин с представлениями таких ученых, как Уильям Петти (1623— 1687), Пьер Буагильбер (1646—1724), Франсуа Кенэ (1694—1774), Анн Робер Жак Тюр-го (1727—1781), Адам Смит и Давид Рикардо. Определяя классическую экономическую теорию, Маркс писал Под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с У. Петти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства. В противоположность ей вульгарная политическая экономия толчется лишь в области внешних, кажущихся зависимостей... (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23. С. 91. Прим. 32.).  [c.284]

Категория национального богатства исследовалась с первых шагов зарождения классической экономической науки, но тогда это еще не было вызвано стремлением ученых раскрыть способы преодоления ограниченности материальных благ для страны в целом. Перед ними стояла более узкая прагматическая цель -обеспечить налоговыми поступлениями королевские дворы или бюджеты только что возникших буржуазных государств. Меркантилисты XVI - XVII веков утверждали, например, что увеличение национального богатства и поступление налогов в казну английского правительства обеспечивается развитием внешней торговли. В то же время физиократы во Франции говорили, что только земледелие создает богатство страны и налоговые поступления правительству. В отличие от них В. Петти писал о том, что земля - это только мать богатства, а отцом его является труд. Его идеи дали начало развитию трудовой теории стоимости и национального богатства. Теоретики предельной полезности утверждали, что труд является лишь одним из факторов формирования богатства, а не его отцом , поскольку наряду с ним богатство создается капиталом, игнорируя тот факт, что последний также есть не что иное, как тот же общественный труд, но в овеществленной его форме.  [c.328]

См. также Баллестрем К.Г. Homo oe onomi us Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. - 1999. - № 4. - С. 42 - 53 Макашева Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3. - С. 13 - 19. Более того, "утилитаризм, определяемый как тип нравственности, как ценностно-смысловая парадигма деятельности человека", выступает у некоторых авторов в еще более универсальном качестве - "внутреннего импульса" саморазвития, самоорганизации культуры, как "ценностно-смысловой", "нравственно-ментальной" системы. См. Е.Н. Яркова. Утилитаризм как стимул самоорганизации культуры и общества //Общественные науки и современность. - 2002. - № 2. - С. 88. Следует подчеркнуть, что это верно только для определенного типа социума - буржуазного. О полезности как специфически историческом мировоззренческом феномене и экономическом отношении, ее роли в экономической теории и в исследовании проблемы субъекта хозяйственной деятельности речь будет идти далее.  [c.15]

КЛАССИЧЕСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ — прогрессивное направление в развитии буржуазной экономической мысли, возникшее в период становления капиталистического способа производства и неразвитой классовой борьбы пролетариата. Защищала интересы промышленной буржуазии в ее борьбе с феодализмом. Наибольшее развитие получила в Англии, которая в то время была самой развитой капиталистической страной. Выдающимися ее представителями были У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Во Франции к ней относятся П. Буа-гильбер, физиократы и швейцарец С. Сисмонди. К. Маркс писал ...Под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с У. Петти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 91). Классическая буржуазная политическая экономия-—одни из источников марксизма. Заслуга ее представителей состоит в том, что они положили начало трудовой теории стоимости, сделали первые попытки рассмотрения отдельных форм прибавочной стоимости и изучения капиталистического воспроизводства.  [c.152]

Ими использован новый для того времени метод — проникновение в сущность явлений при помощи научных абстракций. Однако их метод был вместе с тем антиисторическим, метафизическим. Считая капитализм вечной л естественной формой производства, классическая буржуазная политическая экономия рассматривала экономические категории капитализма как вечные и естественные, изменяющиеся только количественно. Она не" понимала того, что экономические категории выражают общественно-производственные отношения, что при капитализме эти отношения фетишизируются, выступают как общественные свойства вещей. Важнейшей заслугой классической буржуазной политэкономии было открытие трудовой теории стоимости. Ее представители установили, что стоимость товаров определяется трудом, необходимым для их производства. Они подметили также, что стоимость единичного товара обратно пропорциональна производительности труда. Однако они не исследовали характер труда, создающего товар, не ставили вопроса о том, как и почему продукт труда принимает форму товара, ограничивались лишь анализом величины стоимости. Считая, что величина стоимости определяется необходимым трудом, классическая буржуазная политэкономия не смогла научно обосновать этот вывод, поскольку у нее отсутствовала качественная характеристика стоимости как выражения производственных отношений товарного производства. По этой же причине буржуазным классикам никогда не удавалось из анализа товара вывести форму стоимости, т. е. меновую стоимость. Они рассматривали форму стоимости как нечто внешнее и безразличное по отношению к природе товара. Не исследовав формы стоимости, буржуазные экономисты не могли понять сущности и функций денег. Справедливо полагая, что трудовая теория стоимости является исходным пунктом анализа капитализ-  [c.152]

Лит. Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 5, 1, М а р к с К. и Э. н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 23 с г о ж с, Экономические рукописи 1857 —1859 годов, там же, т. 46, ч. 1, с.. 45, 234— 64, 322-, 40, 367—76 ч. 2, с. 212—18 его ж е, Теории прибавочной стоимости (IV том Капитала ), там же, т. 26, ч. 1, с. 41(1 — 415 ч. 2, с. 608 его же, Экономическая рукопись 1861 — 1863 годов, там же, т. 47, с. 53— 67 его ж е, Наемный труд и капитал, разд. 3, там же,, т. 6 е г о ж е, К критике политической экономии, там же, т. 13, с. 22—23 его же, Экономико-филосифские рукописи 1844 года, там же, т. 42 Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20 с го же, Анти-Дюринг, отд. 3, гл. 2, там же, т. 20 е г о ж е,, 1юдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21, с. 317 Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. Юн его ж е, Проект и объяснение программы социал-демократический партии, там же, т. 2, с. ЯО его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 17, с. 72 его ж е, Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами, там же, т. 7, с. 45 его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36, с. 181)—НО К и с е-л е в И. Я., Мошенский М. Г., Буржуазные теории труда на службе монополий, М., 1965 Омаров А. М., Техника л человек. Социально-экономические проблемы технического прогресса, М., 1965 Труд, техника, экономика, М., 1970 Ч а и г л и И. П., Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования, М., 1973 М а л а ш и н С. Д., Труд кап источник развития общественного производства, Г., 1975 Иванов Н. П., Научно-техническая революция и проблемы структуры рабочей силы. (По материалам развитых капиталистических стран), М., 1978 Кутта Ф., Человек. Труд. Техника, пер. с чеш., М., 1970.  [c.183]

Соч. Возникновение классической буржуазной политической экономии, М., 1960 Кризис буржуазной политической экономии, М., 1963 История экономических учений, М., 19В5 (соавтор) Этапы развития буржуазной политической экономии. (Очерк теории), М., 1971 Марксистско-ленинская теории стоимости. Методологические проблемы, М., 1971 (соавтор) Буржуазная экономическая мысль 30—70-х годов XX века. (Очерк теории), М., 1976.  [c.608]

Если классическая политэкономия в лучших своих образцах пытается продвинуться в сторону конкретно-исторического индивида, как классового, социально-экономического субъекта, то неоклассическая теория в этом отношении движется в обратную сторону. Конкретно-исторический индивид середины 19 века - человек "ставшего" капитализма, занимает определенное место в уже сформировавшейся социально-экономической и классовой структуре. Процессы классообразования, характерные для буржуазного способа производства завершены (так как определены основные экономические интересы и взаимоотношения основных участников общественного производства). Этот человек живет в эпоху начала общества массового потребления, как необходимого продукта и условия накопления капитала.  [c.29]