СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - система оценок, в которых выражаются духовные устремления личности или соц. общности, их идеалы, жизненные ориентиры, нравственные принципы, привязанности и предпочтения, нормы поведения. Это совокупность ценностных установок, убеждений, представлений человека о своем назначении в мире и достоинстве, выступающих источником индивидуальной и групповой мотивации, критерием значимости соц. целей, доминирующим фактором жизнедеятельности. Важное место в системе С.ц. занимает осознание смысла труда как основы всей человеческой культуры, фундамента мировой цивилизации. Наряду с групповыми и национальными ценностями все большее значение придается общечеловеческим ценностям — сохранение мира между народами, научно-технический и социальный прогресс, соц. справедливость, уважение прав и свобод человека, диалог и взаимообогащение многообразных культур. [c.349]
Современный этап развития российского общества как никогда требует выявления, учета и взаимодействия ценностей индивидуальных, групповых и общих. Только в таком случае можно рассчитывать на выживание и развитие организации. В обществе следует различать социально-демографическую подсистему, показателями которой являются пол, возраст и др. Казалось бы, чисто биологические характеристики в обществе и организациях носят социальный характер (так, в обществе и организациях существует фактическое неравноправие женщин более низкий уровень заработка, большая загруженность домашним трудом). [c.150]
В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать его на уровне обобщенных, укрупненных характеристик, к числу которых и относится параметр трудовое поведение . Правда, в этом случае легче ошибиться, чем при более глубоком рассмотрении свойств и качеств личности. Специалисты в области социологии труда считают, что трудовое поведение проявляется в отношении к труду. Отношение к труду есть единство трех элементов мотивов и ценностных ориентации (разделяемых личностью социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и критериев отбора средств достижения этих целей), реального трудового поведения и оценки работником своего поведения в трудовой ситуации (вербального поведения). На отношение к труду влияют факторы производственные (связаны с содержанием, организацией и условиями труда), социальные (связаны с групповыми отношениями) и психологические (связаны с особенностями личности). [c.84]
Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу в правительственную структуру, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Как уже указывалось в главе 2, поведение индивидуумов в таких группах обычно претерпевает существенные изменения под влиянием коллектива. Крупные организации состоят из множества подобных групп и все происходящее в организациях по большей части можно изобразить как разного рода взаимодействия между образующими их социальными группами. Как правило, разные члены тесно сплоченных групп разделяют одинаковые ценности, хотят одного и того же и противодействуют одним и тем же факторам, которые представляют угрозу групповым ценностям.1 Именно эти группы — то, как они влияют на поведение отдельного служащего и что сама организация предпринимает в связи с этим, — составят предмет настоящей главы и главы 4. [c.81]
Культура связана с социальной системой организации — это преобладающие нормы поведения, чувства, отношения и ценности людей, работающих в организации. Как было отмечено при обсуждении групповой динамики (гл. 15), культура организации оказывает определяющее воздействие на повседневное взаимодействие всех [c.539]
Японская культура, как указывалось выше, характеризуется высокой оценкой группового поведения. Сила духа и психологическая энергия социальной группы всегда оценивались значительно выше качеств отдельного индивида. Неудивительно, что ориентация на коллективные, групповые ценности преобладает в сознании японца. В этих условиях относительно легко настраивать работников на интенсивные усилия во имя достижения целей фирмы, среди которых обеспечение высокого качества занимает одно из первых мест. [c.134]
В контексте анализируемой проблематики теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом производство, распре-деле.ние, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления, общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Она включает в себя все неучтенные, нерегламентированные, отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования виды экономической деятельности. [c.432]
В формирующейся деловой культуре российского менеджмента отмечается ярко выраженное стремление к западному индивидуализму, но с сохранением ориентации на групповые ценности. Самоорганизацию коммуникаций на социальной основе обеспечивает принятие философии организации, общих целей, групповых представлений о приемлемых нормах поведения и санкций за их нарушения. В результате намечается единая система ценностных ориентации, обеспечивающая корпоративный контроль изнутри. Это создает индивидуальный настрой на максимальное использование личностных ресурсов для достижения групповых успехов. Оптимизация управления как раз и направлена на создание такого коммуникативного пространства, где централизация постепенно уступала бы место игре по правилам . [c.42]
В социальной психологии групповая сплоченность понимается как ценностно-ориентационное единство, т. е. прежде всего сближение суждений и оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям, задачам и ценностям, связанным с содержанием совместной общественной деятельности. Как показатель групповой сплоченности ценностно-ориентационное единство отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций участников группы во всех отношениях, какой-либо нивелировки проявления индивидуальности. [c.69]
Контроль нельзя понимать как надзор за действиями подчиненных. Функция контроля в социально-психологическом смысле основывается на нравственных нормах руководителя и моральном сознании других членов коллектива. При этом нравственная направленность личности руководителя играет решающую роль в установлении групповых моральных ценностей, проявляющихся прежде всего в отношении к труду. Общие принципы коммунистической этики должны найти конкретное воплощение в поведении руководителя и членов партийной группы. Тогда принятые в данном коллективе моральные нормы будут усваиваться каждым участником и становиться постоянными чертами его личности. В этом случае функция контроля перестает быть внешней по отношению к участникам группы она как бы распределяется в их индивидуальном сознании. [c.48]
В предыдущей главе мы проанализировали, каким образом индивидуумы вовлекаются в социальные группы и как они усваивают групповые ценности. Мы, однако, не рассматривали, разве что для примера, характер ценностей, вырабатываемых группой, и реакцию групп на угрозу этим ценностям. [c.103]
В дополнение к уже описанным групповым ценностям люди в процессе социального воспитания приобретают представления о том, как к ним или другим людям должны относиться в организациях. Эти приобретенные под воздействием общественных норм представления тоже ограничивают властные полномочия организации. Такие представления по кадровым вопросам будут описаны в главах, посвященных персоналу организаций. Социальное воспитание отношения к субординации, роли вышестоящего и подчиненного будут описаны в главах, посвященных властным полномочиям. Здесь же мы хотим кратко рассмотреть лишь один такой организационный стереотип, который позднее будет рассмотрен более подробно, — широко распространенную идею о "единоначалии". [c.112]
Культуру можно рассматривать как набор общих поведенческих привычек, основанных на групповых ценностях. Среди элементов культуры - язык, религия, ценности и отношения в обществе, этика, образование и социальная организация. Важность культурных факторов для фирмы, участвующей в международном маркетинге, можно увидеть на следующем примере. Компания, предлагающая детское питание на шведском рынке, где 99 процентов населения грамотны, может рекламировать этот продукт в различных журналах и газетах, сообщая о составе продукта. Однако в Йемене, где лишь около 30 процентов населения грамотны, был бы более приемлемым подход, основанный на визуальных носителях рекламы, таких, как плакаты. Но даже в этом случае компания может столкнуться с проблемами. Одна компания, которая собиралась продавать детское питание в центральной Африке, поместила на банке фотографию симпатичного младенца из местного племени. Реакция покупателей не заставила себя ждать, но она была совсем не такой, как ожидала компания. Уровень грамотности в этом регионе был практически нулевым, и потребители с полным основанием полагали, что картинка на банке указывает на содержимое. Они заключили, что банки с детским питанием наполнены измельченными младенцами [c.53]
Культура связана с социальной системой организации — это преобладающие нормы поведения, чувства, отношения и ценности людей, работающих в организации. Как было отмечено при обсуждении групповой динамики (гл. 15), культура организации оказывает определяющее воздействие на повседневное взаимодействие всех сотрудников и руководителей. Все организации характеризуются культурой, которую можно классифицировать и описать по различным параметрам, например, по стилю управления, обращению с людьми, вниманию к клиенту, заботе о качестве, вниманию к нововведениям и т. п. [c.598]
Японский бизнес, проводя в жизнь какую-либо новую политику в экономической жизни страны, тщательнейшим образом учитывает этнопсихологический облик и специфику поведения персонала. Все многочисленные приемы, что активно внедряются сейчас на заводах и фабриках, в офисах и учреждениях, тесно сопряжены с социальными нормами поведения, усвоенными японцами за свою многовековую историю. Люди сами делают свою историю , — писал К. Маркс, но они делают ее с учетом тех ценностей, которые даны им и перешли от прошлого [1, с. 119]. Такими ценностями являются фундаментальные черты японского национального характера. Это прежде всего а) общеэтнические черты— трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность к традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм, практицизм б) черты группового поведения — дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга в) обыденно-житейские черты — вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность [46, с. 30]. [c.18]
Термин референтные группы используется для обозначения групп людей, которые оказывают влияние на поведение и отношение определенного индивидуума. Если товар находится на виду, например автомобили и одежда, выбор марки и модели может потребовать высокого уровня вовлеченности потребителя в процесс покупки, поскольку зависит от его мнения о том, как это будет воспринято его референтной группой. Группа может состоять из семьи, нескольких друзей, коллег по работе. Референтные группы могут быть формальными (например, члены какого-нибудь клуба или общества) или неформальными (друзья со сходными интересами). Референтные группы оказывают влияние на своих членов, ожидая от последних выполнения определенной роли и соблюдения определенных норм. Возьмем, например, студентов, которые могут играть разные роли в различных референтных группах. Их роль для преподавателей — роль учащихся, в то время как в среде студентов роли отличаются они могут быть просто однокурсниками, товарищами и т.д. В зависимости от роли предполагается соответствующее поведение, которое основывается на существующих в группе нормах. В той мере, в которой групповые нормы воздействуют на ценности и отношения, референтные группы могут рассматриваться как важный фактор, определяющий поведение. Иногда нормы референтной группы могут вступать в конфликт, когда роль, усвоенная в группе, предполагает поведенческие стереотипы, отличные от роли социального партнера. Так, если взять роль учащегося, то оказывается, что она требует других стереотипов поведения, чем роль товарища. В терминах потребления влияние референтной группы может сказаться на приобретении одежды, напитков, учебников и посещения общественных мероприятий. Чем более заметным для референтной группы является приобретение, тем сильнее будет сказываться влияние последней. Самый большой авторитет в группе — это тот, к кому остальные ее члены обращаются за руководством в конкретных ситуациях. Такой авторитет может оказывать невероятное давление в вопросах принятия решений о покупках. Наибольшим авторитетом в вопросах выбора внедорожного полноприводного автомобиля стала британская королевская семья. Вид членов королевской семьи за рулем Range Rover в телепередачах, газетах и журналах — это бесплатная реклама модели, которую следует покупать. [c.85]
ЭКОНОМИКА ТЕНЕВАЯ - не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собстенности в корыстных личных или групповых интересах. Структура теневой экономики 1) криминальная экономика — это "встроенная" в официальную экономику экономическая преступность (хищение, корыстные должностные и хозяйственные преступления) подпольная, полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность 2) фиктивная экономика -официальная экономика, дающая фиктивные результаты, отражаемые в действующей системе учета и отчетности как реальные 3) неформальная экономика - система неформальных взаимодействий между экономическими субъектами, базирующаяся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющая или заменяющая официально установленный порядок организации и реализации экономических связей. [c.212]
Главенство и предводительство. В основе командной организации лежат агрегации - скопления особей, которые возникают 1) вследствие местных различий в условиях среды 2) под влиянием суточных и сезонных изменений погоды 3) в связи с процессом размножения 4) в результате социального притяжения. Скопление особей имеет положительную и отрицательную ценность. Групповой эффект требует минимального размера популяции. Для выживания африканских слонов стадо должно состоять по крайней мере из 25 особей, а стадо северного оленя - не менее 300-400 голов. При совместной жизни облегчаются поиски пищи и борьба с врагами. Поверхность соприкосновения со средой меньше. Группа способна изменять микроклимат и микросреду в благоприятном для себя направлении. Наблюдается акселерация - значительное ускорение роста особей. Массовый эффект порождается перенаселением среды и влечет вредные последствия. При плотности, превосходящей оптимальную плотность популяции, накапливаются экскременты и токсические выделения, уменьшается плодовитость, уменьшается время на питание и брачное поведение, развивается каннибализм. Согласно принципу Олли как недоселенность, так и перенаселенность уменьшают численность популяции. [c.77]
Создатель теории организационных модельных систем Р. Лайкерт считает, что ценность человека можно измерить и человеком можно управлять так же, как "физическими капиталами". Автор теории группового обучения С. Арджирис утверждает обучение в психологической обстановке, максимально приближенной к профессиональной деятельности, наиболее эффективно. Эта теория широко распространена в американских университетах и школах бизнеса. Авторы теории стрессового баланса Р. Блейк и Дж. Мутон особое внимание уделяют балансу между производственными и социальными потребностями [13]. [c.465]