Глава 10. Качество, духовность, нравственность [c.313]
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ -объект управления персоналом совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых работники организации трудятся и живут вместе со своими семьями. С.с.о. образует сам персонал организации с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам — полу, возрасту, образованию, квалификации и т.д., а также разнообразными межличностными и межгрупповыми связями соц. инфраструктура, объекты соц. назначения, обеспечивающие надлежащие условия труда и быта работников и членов их семей слагаемые качества трудовой жизни работников, так или иначе определяющие материальное и моральное вознаграждение труда, атмосферу солидарности, сотрудничества и взаимопомощи, степень сплоченности коллектива, престижность совместной работы. С.с.о. органически связана с технической и экон. сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Успешная деятельность любой ор- [c.342]
Ахиллесова пята существующей парадигмы состоит в том, что в естественнонаучной картине мира нет места этике, морали и нравственности. Ведь если задачи имеют однозначные решения, если единственный критерий научного метода - "правильно - неправильно", то где человеку проявить свои духовно-нравственные качества [c.72]
Образование, как часть культуры, создает необходимые условия для формирования духовно-нравственных качеств личности. Оно является своеобразным отражением социальных отношений, показателем степени духовного здоровья нации. Формирование таких качеств личности, как совесть, любовь, доброта, справедливость, милосердие в современном обществе является наиболее актуальным. [c.84]
Тоталитарная система не только прекратила всевозможный поиск, но навязывала свои образцы единомыслия. Однако все самое ценное в духовной культуре продолжало свято храниться и передаваться из поколения в поколение народа. Формирование духовно-нравственных качеств личности вызывает все больший [c.84]
Проблемы духовно-нравственного воспитания, развития личности - область, требующая глубокого анализа, серьезных педагогических подходов. Духовность, нравственность, долг, неприменимые составляющие качества личности тех, кого пестует нынче высшая школа. [c.85]
В качестве ее ядра он выделяет представление о профессиональном долге, т.е. внутренне мотивированной обязательности и необходимости выполнения норм трудовой этики. Сознание протестанта включает в себя новое понимание цели, содержание мирской жизни. Поиск спасения,. достижение божественной благодати человек должен искать в рамках повседневной жизни. Труд поэтому, есть призвание, данное человеку от Бога и добросовестное, усердное исполнение его является священным долгом протестанта, есть разумная организация спасения его души. М. Вебер приходит к выводу, что можно достичь роста экономики не только за счет манипулирования техникой, но и за счет воспитания позитивного отношения к труду, когда он приобретает духовно-нравственные мотивы. М. Вебер полагал, что наиболее ярко трудовая этика проявилась в протестантизме. Но с полной уверенностью можно утверждать, что и в,других религиях и культурах сформировалась трудовая этика. Подтверждением этого также является русская и казахская культура. [c.88]
Не хотелось бы, чтобы у читателя из всего того, что было сказано, складывалось впечатление, что системы качества это механизмы, модели, описание специальных функций, нормы и требования стандартов. Если это так, то прошу извинить и дочитать книгу до конца. Далее будут подробно излагаться проблемы подготовки людей для успешной работы в системах качества, их нравственной и духовной содержательности и ответственности за правильные действия при принятии решений. Эти [c.197]
Сегодня мы имеем дело с тревожной тенденцией деятельность в области качества продукции, товаров и услуг в условиях так называемых рыночных отношений в существенной степени теряет свою одухотворенность, нравственную, этическую составляющую. Обостряющаяся конкурентная борьба, достигая некоторого уровня, начинает снижать влияние духовных, нравственных, этических сил как на отдельных стадиях жизненного цикла продукции, так и в целых производственных коллективах. [c.312]
Хотелось бы только предупредить, чтобы читатель все, что будет по этому поводу сказано, рассматривал как первое прикосновение к проблеме, как первые шаги в исследовании проблематики качества, духовности и нравственности. [c.314]
Для практических целей дальнейшей разработки проблем отношения качества, духовности и нравственности мы имеем понимание того, что [c.328]
Все сказанное в главе 10 относительно связи духовности, качества и нравственности имеет непосредственное отношение к выработке системы принятия решений и мотивации для людей, занятых в системе качества. [c.385]
Качество образования - это важный аспект жизнеспособности общества. Основная задача политики ведущих стран в области образования это увеличение интеллектуальных способностей нации, от которых зависит будущее народа. Качественное образование увеличивает социальные способности людей, формирует потребность к творчеству и к изменению форм деятельности, ускоряет процесс адаптации человека к изменяющимся социальным условиям, формирует его духовно-нравственные качества. Таким образом, образование представляет собой процесс воспроизводства накопленных в прошлом знаний и опыта и закладки их в облик будущей жизнедеятельности человека и общества [18]. [c.15]
Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна основываться на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней следует отнести социальным целям. Среди них качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людей социальные гарантии и социальная справедливость сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. [c.14]
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — устойчивое эмоционально-нравственное состояние соц. группы (коллектива), выражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Дух коллективизма, схожесть проявляемых эмоций и поступков, чувство нравственного комфорта (защищенности) при общении с коллегами по работе, касаясь тонких струн человеческого взаимодействия, воли и характера, во многом определяют психологическую совместимость разных по своим качествам личностей, составляют основу высокой нравственности и соц. оптимизма персонала организации. [c.185]
НРАВСТВЕННОСТЬ — мораль, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Н. — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Понимание основ Н. и формирование положительных качеств имеет важное значение в работе с персоналом организации, в создании и поддержании здорового морально-психологического климата во взаимоотношениях сотрудников, требует подлинно гуманистического подхода к признанию самостоятельности и личного достоинства каждого, веры в человеческую доброжелательность, готовность к взаимному общению и способность к самосознанию, объективной оценки качеств и профессиональной деятельности работников независимо от занимаемых ими должностей. Со стороны менеджеров необходимы усилия по обеспечению нравственной адаптации (приспособления) работников к моральной обстановке в соц. группе, проявления каждым своей нравственной воли и облика, моральной позиции и навыков поведения. Таким путем достигается нравственное здоровье коллектива, высокий уровень духовного состояния работников, социально значимый сплав убеждений, чувств и привычек. [c.203]
Возможно, это будет модель планово-рыночной социальной ориентации нового (альтруистического) типа. Реальность такой модели в какой-то степени подтверждает опыт Китая, который идет по пути создания раскритикованной в свое время модели рыночного социализма . Однако как бы не идентифицировалась эта модель в качестве нового социализма или экономического альтруизма , она должна подчинить развитие плана и рынка как важнейших механизмов эффективной координации экономики высшим духовным и нравственным ценностям, заложенным в идее социалистического развития с учетом национальных особенностей России. Это и будет декларируемый пока путь социальной ориентации экономики России, предполагающий приоритет социальных проблем. Для осуществления этой идеи необходимо поколение руководителей нового нравственного профессионального типа, которое бы понимало важность отмеченных ценностей и роль России с этих позиций в мировом процессе развития. Он будет означать ожидаемый поворот политики реформирования на 180°, который переломит ситуацию сегодняшнего выживания и неопределенности развития в наибольшей степени будет отвечать национальным интересам России, ее будущему месту в мире и самое главное — будет соответствовать уже подготовленному длительными ожиданиями лучших времен, сознанию основной массы населения, а не интересам отдельной кучки олигархов и представителей теперешней власти. Он должен стать своевременной альтернативной попыткой решения негативных проблем, скопившихся в нашей стране. [c.338]
На титульном листе указано, что это второе издание книги "Основы управления качеством продукции" и предпринято оно по инициативе Госстандарта России и РИА "Стандарты и качество". Практически же вам предлагается не просто второе издание, а новое произведение. Автор привлек дополнительный материал, уточнил многие положения, расширил границы понимания экономической, этической, эстетической и философской сущности качества продукции, социально-организаторского содержания процессов управления и обеспечения качества. Книга преобразилась благодаря раскрытию взаимосвязей качества с такими категориями, как духовность и нравственность. С новых позиций автор подходит к оценке роли людей, персонала, сотрудников, т. е. человеческого фактора как основного, ключевого действующего элемента любой системы качества и всей деятельности по улучшению качества продукции, товаров и услуг. [c.5]
Таким образом, перед нами начинают возникать вопросы морального характера, имеющие место в деятельности по качеству. Проблем этического характера великое множество, их до сих пор как-то оставляли без должного внимания. В этой книге мы еще обратимся к проблемам морально-психологического характера в специальной главе, посвященной духовности и качеству. А пока следует подчеркнуть работа в рамках систем управления качеством продукции есть труд, есть взаимодействие людей в экономической области, которое в соответствии с требованиями и правилами системы и в согласии с нравственными нормами обеспечивает всем участникам необходимые средства к достойному существованию и созданию высококачественной продукции для потребителей. [c.134]
Люди, профессионально владеющие методами управления и обеспечения качества, объединенные целями политики в области качества, соответствующим образом организованные, духовно и нравственно ответственные и есть реальное воплощение системы качества. [c.275]
Зта глава не случайно нашла свое место после главы о подготовке персонала. Вначале предполагалось, что она будет последней в монографии и по времени написания, и по всеобщности охвата всей деятельности по качеству. Однако в процессе работы четко выявилась неразрывная связь проблем духовности и нравственности с профессиональной подготовкой и воспитанием людей, которые трудятся сегодня и будут трудиться в будущем в производстве, в торговле, в любых других областях, связанных с качеством продукции и услуг. Именно от них в конечном счете зависит степень удовлетворения потребности людей. [c.312]
Занимаясь много лет профессиональной деятельностью в области качества, начинаешь все острее ощущать и понимать, сколь велико духовное начало в создании качественного продукта и в его эффективном использовании. Можно наблюдать, как у людей, "одержимых качеством", созидательное творчество преобладает над утилитаризмом и прагматизмом. Эта тенденция в последнее время находит свое выражение в проникновении этических, нравственных норм в процесс производства продукции, во все большей гуманизации систем управления качеством, все более широком использовании при создании новых изделий идей и достижений технической эстетики, дизайна, эргономики. [c.313]
Разрабатывая проблемы качества и духовности, важно очертить области и установить объекты, применительно к которым возможна и необходима прежде всего разработка рассматриваемых вопросов, т. е. определиться с исходной позицией. Нам думается, что для этих целей можно опираться на принятое в рамках Академии проблем качества понятие качество образа жизни и его составляющие. Образ жизни видится как гармоническое, динамическое сочетание и развитие материальных элементов с этически нравственными, т. е. элементами духовности. [c.315]
Проблематика духовности для ученых и специалистов в области качества представляет огромный творческий и практический интерес со многих точек зрения, в том числе с позиции понимания эстетической и эргономической составляющих свойств качества продукции. Не меньший интерес представляет этическая, нравственная сторона деятельности людей в рамках систем управления качеством, а также отношений, взаимодействий между потребителем и товаропроизводителем, продавцом и покупателем. [c.317]
Обращаясь к проблематике качества и духовности, мы обрекаем себя на большую и сложную работу по осмыслению таких явлений, понятий и категорий, как добро, нравственность, красота, благо, правдивость, реальное, идеальное и ряда других, не менее трудных для постижения. [c.317]
Поскольку мы обсуждаем проблематику качества и духовности, давайте заглянем внутрь субъектов производственно-рыночных ситуаций, рассмотрим побудительные причины их отношений с позиций нравственности, с позиций человеческой природы. Может быть, именно здесь кроется [c.323]
Психологическая эффективность улучшения качества. Высокое качество изделия, оказанной услуги доставляет радость, вызывает чувство благодарности к тому, кто доставил эту радость. Психологическое воздействие качества — почва, на которой родились техническая эстетика, дизайн. Все настойчивее в число свойств продукции пробивается комфортность. Во многих видах современных промышленных изделий эстетические свойства, красота стали не только неотъемлемыми составляющими качества, но и выдвигаются на самые первые позиции. Ранее, в главе, посвященной проблемам духовности и нравственности в системах управления качеством, мы уже касались более подробно проблемы психологической эффективности качества. Здесь же подчеркнем плохое качество, некрасивость удручают потребителя и добросовестного товаропроизводителя. Возникает психологический дискомфорт. [c.333]
Такое умение, конечно, дается нелегко. Ведь бережливость не просто умение или привычка не рвать, не пачкать, не выбрасывать, не ломать. Это качество прежде всего нравственное, показатель не столько какой-либо выучки, сколько духовной культуры. И развивается это качество от в общем-то немудреной домашней бережливости, превращаясь со временем в высокое гражданское чувство. От первой детской поделки для дома для семьи — к умению добросовестно трудиться. От первой покупки по заданию мамы, от попыток понять, как строится домашний бюджет, — к умению хорошо считать государственные средства. Все это начинается в семье. Уроки бережливости дети воспринимают быстрее, чем взрослые. И знаете почему Прежде всего потому, что не обременены грузом привычек. Думаю, давая уроки экономии и бережливости детям, взрослые и сами учатся этой науке. Принято считать, что только мы, взрослые, умеем воспитывать. Но ведь и дети тоже способны быть прекрасными воспитателями. Вдумаемся, ведь они немало преуспели в том, чтобы сделать нас, родителей, лучше, добрее, мудрее, совестливее. Да, многому нас научили дети. [c.205]
Можно выделить две группы первичных качеств применительно к нравственности руководителя духовные качества и культура поведения. Духовные качества — это порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скромность, независимость, достоинство, милосердие. Культура поведения руководителя предполагает вежливость, терпимость, уравновешенность, чуткость, внимательность, благожелательность, доброту, тактичность, приветливость, располагающий к себе внешний вид. [c.47]
Коллектив нравственно обогащает работников, повышает уровень сознания каждого его члена, воспитывает добросовестное отношение к труду. Сплоченность и дисциплинированность коллектива — залог успешного выполнения всех производственных заданий. Духовный и нравственный настрой коллектива являются той почвой, на которой формируются высокие качества человека его сознание, склонности, активная жизненная позиция. Человеческая личность проявляется в многообразии ее психических свойств (способности, эмоции, темперамент, характер), определяющих поведение человека по отношению к другим людям, к коллективу и обществу в целом. [c.34]
Уровень жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Уровень жизни выражается в количестве и качестве потребляемых благ и услуг, удовлетворяющих как первичные (пища, одежда, жилище, средства передвижения, поддержание здоровья и т.п.), так и самые сложные, возвышенные потребности — духовные, нравственные, эстетические. Средством обеспечения определенного У.ж. являются реальные доходы населения, а поскольку доходы дифференцируются на самые низкие и самые высокие, то У.ж. в обществе также дифференцирован. Специалисты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) критерием определения уровня жизни считают покупательную способность (ПС) рубля, за единицу которой бе- [c.315]
Социально - гуманитарное образование играет огромную роль в формировании нравственных качеств личности. В нем концентрируется духовность людей, характерные черты которой — возвышенность мыслей, желаний и. благородная мотивация поступков. Оно способствует эмоциональной полифоничности людей, благодаря чему они становятся более открытыми для разнообразной информации, их интеллект активизируется. [c.79]
Уровень развития нравственных качеств зависит от общей культуры и воспитания руководителя. Роса черты духовности, оцениваемые некоторыми авторами как национальное достояние . К ним с желание прийти на выручку, солидарность, бескорыстие, которые порой непонятны западным обьн парадоксально воспринимается современный нравственный беспредел, проявляющийся хотя бь выплаты заработной платы работникам предприятий. Всему есть объяснение, однако это не входит в вопросов. [c.167]
Вёледствие основного парадокса управления (управление направлено на удовлетворение желания, в то время как первопричиной управления является потребность (п. 1.1.1)) после достижения цели управления чувство нешмфюртности может и не исчезнуть, что приведет к необходимости изменения цели управления. Система, автоматизирующая эту операцию, — система автоматического целеуказания (целеполагания) (САЦ) является последней формой СУ в парадигме систем автоматического управления, САЦ обязательно должна быть интеллектуальной системой (ИС) [10], более конкретно, — ИС управления (ИСУ) [1]. В [10] дано определение ИС, оно является научно-техническим, В нем приводится перечень операций, которые должна выполнять интеллектуальная система, чтобы ее таковой можно было считать, а также главные черты ее технической конфигурации. Духовно-философский аспект представления определения ИС (ИСУ) из [10] должен раскрывать содержание научШ-технического аспекта с позиций а) общих принципов теории и техники (управления), б) оценки влияния ее действия-на потребителя и оценки требуемого уровня нравственного облика последнего в. качестве конструктора ИС. [c.323]
Духовная связь с Высшим Началом требуется для проникновения в Истину (чтобы знать, что нужно делать). Ведь Истина — Бог, и Она не может быть познана собственно человеком (см. п. 1.2.5). Исключение представляет ситуация, когда человек одержим желанием быть помощником Богу, образуя (в случае своего нравственного соответствия этой роли), таким образом, Бого-человеческий союз — ЦЕРКОВЬ (греч. Kiriake — Божий дом (в значении те, кто в Нем живет)), выполняя тем самым свое Божье предназначение. Такой духовный контакт в духовной истории имел место не однажды — Авель, Ной, Авраам и др., однако канал, по которому этот контакт мог осуществляться (назовем его канал Божьего предназначения), из-за природных качеств человека вследствие грехопадения его прародителей практически оказался довольно узким, можно сказать даже единичным. Более того, в силу активного противодействия Создателю сил Зла, этот канал все более засорялся Ложью, и человек, все дальше отходя от Истины, погибал. [c.331]
Т. п. . экономическую сферу, где человек выступает в качестве главной производительной силы и хозяина производства, социальную сферу, оказывающую во действие на режимы воспроизводства населения через условия жизни, на становление и развитие социальных качеств трудящихся как полнокровны членов общества политическую сферу, где трудящиеся реально вовлекаются в управление государственными и общественными делами в духовную сферу, где формируются идеология, социально-политические и нравственные качества людей, социальная и трудовая активность, обогащается духовный мир. На характеристики Т. п. оказывают зляямис и другие факторы — экологические, се-мейно-бышвые, политические, этнические и т. п. [c.369]
Смотреть страницы где упоминается термин Качество, духовность, нравственность
: [c.120] [c.9] [c.276] [c.211] [c.307] [c.147]Смотреть главы в:
Основы управления качеством продукции -> Качество, духовность, нравственность