Классики марксизма среди основных причин этой деградации выделяли роль такого надстроечного фактора, как испанский абсолютизм с его отличительными особенностями. В первой из серии своих статей о революционном движении в Испании, характеризуя XVI век как эпоху образования крупных монархий, которые повсюду возникли в связи с ослаблением враждовавших между собой феодальных классов аристократии и горожан , К. Маркс подчеркнул, что в других больших государствах Европы абсолютная монархия выступает как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества... Напротив, в Испании аристократия приходила в упадок, сохраняя свои худшие привилегии, а города утрачивали свою средневековую власть, не приобретая значения, присущего современным городам [2, с. 431—432]. [c.152]
Однако не менее характерен и в своем роде даже более закономерен противоположный пример английского государства эпохи позднего средневековья. Так, в Англии тогда еще сравнительно более скромные казенные средства весьма активно применялись для насаждения капиталистического предпринимательства, особенно новых производств, организаторы которых нередко черпали свой первоначальный капитал непосредственно из казны в виде крупных денежных субсидий. Но в этой стране не только правящая верхушка господствующего класса феодального общества на этапе возникновения и упрочения абсолютизма (конец XV—XVI в.) проводила политику, объективные результаты которой зачастую как нельзя лучше соответствовали становлению элементов новой общественно-экономической формации. Одновременно численно преобладающие представители этого [c.152]
Из всех стран Запада только ФРГ располагает технологией и индустрией, покоящимися на действительно прочном фундаменте. Высокая надежность западногерманской промышленной продукции является результатом хорошо налаженной системы ученичества — системы отношений мастер — ученик в среде производственных рабочих и служащих. Подобная система, где мастер обучает своих учеников таинствам профессии и подготавливает их к самостоятельной деятельности, уходит корнями в средневековье, к обычаям того времени, когда ученики, обучаясь своему делу, могли кочевать с места на место, подыскивая себе подходящего ремесленника в качестве наставника и нанимаясь к нему в подмастерья. [c.96]
В свою очередь эта победа окрылила арабские народы. В 1958 г. антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Ираке свергла черный режим британских марионеток и провозгласила рождение новой независимой республики. В 1962 г. смела средневековую монархию революция в Северном Йемене. В том же году закончилась исторической победой длительная героическая борьба алжирского народа против французских колонизаторов--родилась Алжирская Народная Демократическая Республика. Годом раньше была провозглашена независимость Кувейта. [c.23]
Постепенно ипотека входит и в средневековое европейское законодательство. В законодательстве европейских стран ипотека имеет [c.166]
Судя по литературе, средневековый студент - недисциплинирован, беспринципен, склонен к богемной жизни, вспыльчив, любит покутить, выпить винца, провести время с женщинами и попеть песни. Конечно, в то время можно было отыскать и настоящих студентов, представителей средневековой интеллигенции, жаждавших приобщения к культуре. [c.5]
Переход от средневекового университета к университету эпохи возрождения произошел благодаря удавшемуся синтезу старой дидактической практики и нового содержания - независимо сложившегося корпуса идей гуманистов. [c.57]
Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире — Древней Греции и Древнем Риме — в виде вексельного и меняльного дела. Следующей вехой их развития явились средневековые вексельные ярмарки в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки. [c.31]
В средние века каких-либо значимых систематизированных разработок по финансовой тематике все еще не было, тем не менее именно конец средневековья рассматривается многими учеными как начало второго периода развития финансовой науки — перехода к научной обработке. [c.267]
Исторически финансовым вычислениям предшествовали так называемые купеческие, а впоследствии коммерческие расчеты, т. е. расчеты, с которыми приходилось иметь дело, главным образом, купцам и торговцам. Не случайно возникновение первых попыток систематизированного изложения коммерческих расчетов связывают со средневековой Венецией, бывшей в то время одним из крупнейших торговых центров не только Италии, но и Европы. [c.287]
В период раннего средневековья преимущественно преобладало натуральное сельское хозяйство, слабо развитая торговля и обмен. Все это стало причиной застоя и отрицательно сказалось на развитие учета. [c.6]
Структуризация и формализация подходов к анализу, понимаемому как синоним научного исследования в целом, на протяжении многих столетий традиционно занимала умы лучших мыслителей. Стали классическими сформулированные великим французским философом и математиком средневековья Рене Декартом (1596—1650) в его знаменитом труде Рассуждение о методе четыре общих правила, которым должен следовать аналитик (исследователь) и которые, по сути, относятся не только к анализу, но пригодны для всех методов познания [Цит. Арно, Николь, с.247] [c.11]
Благодаря грекам в Египте, а затем в Древнем Риме появились банки и связанная с ними терминология. Латинское слово кредит стало бухгалтерским термином, обозначающим понятие иметь , имеет . От Рима он перешел в средневековую Италию, от нее — в Европу, затем — в другие страны, а во время Петра I — и в Россию. Древнегреческий банковский термин пережил два с лишним тысячелетия. [c.23]
В эпоху средневековья формируются два основных направления учета камеральная и простая бухгалтерия. Камеральная исходила из того, что основным объектом учета признавалась касса, ожидаемые поступления, а также выплаты из нее. Регистрации подлежали все поступления и выплаты денежных средств, а доходы и расходы устанавливались заранее. Простая бухгалтерия предполагала учет имущества, включая кассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми. Все имущественные счета велись по принципу дебет — кредит, но в информационную учетную систему еще не включались счета собственных средств. Продолжающийся рост товарного хозяйства выдвигал на первое место учет денежной наличности и денежных обязательств (век- [c.25]
Униграфические записи предполагают регистрацию факта хозяйственной жизни только по дебету или по кредиту. Такие записи, по утверждению многих исследователей, господствовали в Европе в эпоху средневековья, которая предшествовала времени широкого применения арабских цифр в учете купцов. [c.463]
Соколов Я. В. Бухгалтерский учет в сфере услуг опыт средневековой Германии//Бухгалтерский учет. — 1993. — № 8. [c.634]
Средневековая манориальная (поместная) система [c.28]
Бухгалтерский учет — социально обусловленная дисциплина, отличающаяся от таких точных наук, как, например, физика, которые выявляют объективную информацию о реальном мире. Структура социально обусловленной науки постоянно изменяется в соответствии с требованиями общества. Так, скажем, системы записей, использовавшихся древними цивилизациями, отражали физическое движение объектов (активов и пассивов, измеряемых количеством зерна например) и были предназначены для предотвращения хищений, а не для выявления доходов или потерь. Такой подход сохранился до средневекового периода, когда развилась форма поместного учета в феодальных земельных владениях — основных экономических формированиях того времени. Купцами наряду с различными формами простого счетоводства использовалась двойная запись, главным образом как [c.64]
Значение Трактата огромно, его идеи не умирали во все времена. Их не надо извлекать из небытия. Они всегда с нами. Но смысл этих идей на разных этапах истории понимался неодинаково и неоднозначно. Чтобы по-настоящему оценить роль Трактата в истории бухгалтерского учета, следует вспомнить время, в которое он был издан за два года до выхода книги Христофор Колумб открыл Америку. Мир средневековья, в котором все было гармонично и четко, рухнул, миру имманентной целесообразности был противопоставлен мир чувств. Человек сбросил оковы [c.5]
Наука — изобретение того, чего нет в живой жизни. Например, математика, кроме натурального ряда чисел, вся придумана людьми. Когда бизнесмены средневековья изобрели двойную запись, а Пачоли описал ее, — был сделан большой шаг в сторону превращения бухгалтерии в науку, т.е. торжества теории над здравым смыслом. [c.6]
В какое время живет человек, по законам того времени он и поступает. Этот очерк начат со слов Энгельса об эпохе титанов. И это верно Ренессанс — эпоха титанов. Люди к концу XV в. сбросили оковы средневековой морали и впервые почувствовали себя свободными, почти каждый, в своих мечтах, считал себя титаном и старался думать и поступать как титан. [c.179]
Нет нужды подчеркивать сугубо условный характер сопоставлений ролей средневековых западноевропейских монархий с нынешними арабскими нефтяными монархиями, а также земельной и феодально-племенной аристократией в процессе первоначального накопления денежного капитала. И все же эти аналогии небеспочвенны. Опыт показывает, что более или менее значительная часть господствующего класса феодального общества в переходный для своего государства период к новому общественному строю в подавляющем большинстве случаев, хотя и с неодинаковыми успехами, прибегает к весьма схожим, по сути, испытанным приемам классовой стратегии. Ее высшая цель — максимально упрочить и продлить экономические и политические преимущества, само бытие особой привилегированной социальной группы. [c.153]
Эволюция земледельческой техники (усовершенствования почвообрабатывающих орудий, совершенствование агротехнических приемов и т.п.) медленно, но верно делала свое дело. К XVI-XVII векам производительность земледельческого труда поднялась до уровня, позволяющего возделывать на пашне не только продовольственные, но и кормовые культуры. Господствовавшее в средневековой Европе трехполье стало замещаться плодосменной системой земледелия, на полях стали высеваться травы и кормовые корнеплоды. Существенно возросло производство животноводческой продукции. Перемены в земледелии сопровождались коренной ломкой традиционной системы землевладения и землепользования (получившей в зарубежной литературе название аграрной революции). [c.104]
Преимущества даже зачаточного разделения труда между специалистами очевидны уже у первобытных племен были выделены одни люди для охоты, другие — для изготовления орудий, приготовления пищи и т.д. Историк в области управления Клод Жорж проследил специализацию в Китае еще в пятом тысячелетии до н.э. 3. В идеальном городс-госудг.рстве Платона вся работа должна была быть поделена среди тех, кто мог выполнить ее лучше других. Европейские средневековые гильдии пошли даже дальше в вопросах специализации, всячески поощряя пожизненное занятие какой-либо одной работой. Однако, только после промышленной революции появилась конкретная специализация, которая превалирует в современном производстве. Причины столь позднего ее расцвета станут ясны, когда мы будем обсуждать задания и технологии и их взаимосвязь со структурой. [c.90]
Рой Нельсон бросил телефонную трубку, схватил пальто, папку с документами и направился к своей машине. Он 16 лет проработал в компании Муллинз Конст-ракшн и сейчас руководил проектом по постройке мемориального госпиталя им. Райта. Нельсон был основным зачинщиком внедрения сетевого планирования на основе ЭВМ для оперативного управления строительными работами. Он помнил некоторые из своих высказываний, которые сделал на заседании, обсуждавшем вопрос о внедрении системы. Она вытянет нас из средневековья. Я гарантирую, что система позволит поднять нам производительность и сэкономит кучу денег. Сейчас он уже начал подумывать, а не было ли все это большой ошибкой — весь этот переход на сетевые графики. С технической точки зрения система работала отлично, но он не достигал тех результатов, которые ожидал и раньше получал от своих основных помощников. [c.643]
Все четче просматривается и классовая база союза — между американским государственно-монополистическим капитализмом и национальным капитализмом саудовского государства. Причем об этом капитализме можно говорить вполне определенно, так как на базе огромных доходов от нефти происходит быстрая капиталистическая трансформация саудовского общества. Средневековая и теократическая по форме государственного правления саудовская монархия становится буржуазной по классовому содержанию. Клан Саудитов (насчитывающий более 4 тыс. лиц только мужского пола) вкладывает свои капиталы в экономику капиталистического Запада, участвует на паях с иностранным капиталом в компаниях собственной страны и за ее пределами, эксплуатирует национальных - и иностранных наемных рабочих в собственной стране и за рубежом. В Саудовской Аравии приняты законы, активно содействующие частнокапиталистическому накоплению. Государственно-капиталистический и частнокапиталистический уклады не только обеспечивают более 90% ВВП, но и охватывают все большую часть занятых. Конечно, цель монархии состоит в том, чтобы сохранить существующую надстройку и так подвести под нее капиталистический базис, чтобы сохранить все свои привилегии. Насколько удастся это сделать, покажет время. [c.151]
В широком смысле корпорация (от средневекового латинского orporatio — сообщество, объединение, общество, союз) — это организационная группа людей и юридических лиц, объединенных общим экономическим интересом, профессиональной принадлежностью, совместной экономической деятельностью, правилами поведения. В настоящее время под корпорацией обычно понимается акционерная компания (в США это синонимы). Коллективное принятие решений и разделение функций собственности и управления, возможность сложения капиталов и изъятия любым собственником своей доли путем ее продажи третьим лицам, привлечения сбережений посредствам размещения акций на фондовом рынке — все это корпорации самой эффективной и доминирующей формы организации производства в индустриальной и постиндустриальной экономиках. [c.101]
Если не все магистры и доктора обучали, то, кем назначались преподаватели Во-первых, осуществлялась кооптация магистрами, которые уже занимали определенные позиции, на факультетских ассамблеях (как это было в Париже), на "общих собраниях" магистров университета (в Оксфорде) или коллегиях докторов (в Авиньоне). Во-вторых, привлечение осуществлялось на основе контракта между кандидатом и университетом или представителем внешней власти (городом или князем), которые выступали в роли покровителя университета. Обычно контракт заключался и возобновлялся ежегодно. В нем точно оговаривались как обязанности учителя, так и его вознаграждение. Контрактная система возникла в Италии (Болонья, Падуя) в последствии эта форма была заимствована теми странами, которые следовали "болонской модели", в частности, университетами южной Франции и Испании. В XIII в. в Болонье и Падуе действовали студенческие университеты, которые сами "избирали" себе преподавателей и заключали с ними контракт. В XIY в. после появления практики оплаты труда преподавателей коммунами задача их подбора и переговоры по поводу контрактов все больше переходят в сферу компетенции городских магистров. В Коимбре преподавателей назначал король, а в Саламанке на протяжении всего средневековья такие назначения оставались прерогативой ректора и его советников [21]. [c.9]
Принятая система была особенно эффективна там, где студенты в большей или меньшей степени участвовали в работе университета. Но численность ординарных регентов в "магистерских" университетах временами ограничивалась. Фактически эта тенденция была настолько же старой, насколько стары были сами университеты. Например, в 1207 г. папа Иннокентий III предложил ограничить число школ теологии в Париже восемью. Так родилось понятие об университетской кафедре в смысле гарантированных учительских должностей, обычно обеспеченных соответствующим пожертвованием и иногда связанных с обучением конкретной дисциплине. Однако в средневековых университетах кафедры в строгом смысле слова были редкостью пять из них, например, возникли в Болонье в 1317 г. наряду с традиционными регентскими формами оплаты. Складывается впечатление, что почти повсеместно численность ординарных регентов проявляла тенденцию к фиксации на нижнем и постоянном уровне. Такая фиксация позволяла не только гарантировать доходы и власть препо- [c.9]
Своп . Разновидностью валютной сделки, сочетающей наличную и срочную операции, являются сделки своп . Подобные сделки известны со времен средневековья, когда итальянские банкиры проводили операции с векселями позднее они получили развитие в форме репортных и депортных операций. Репорт — сочетание двух взаимно связанных сделок наличной продажи иностранной валюты и покупки ее на срок. Депорт — это сочетание тех же сделок, но в обратном порядке покупка иностранной валюты на условиях спот и продажа на срок этой же валюты. [c.366]
Несмотря на бурное развитие способов и методов пополнения государственной казны, имевшее место к началу XVII века во многих феодальных государствах, наука о финансах еще не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Н. Макиавелли, выражая сомнение в самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою позицию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения, но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то нет и самой науки. По меткому выражению В. А. Лебедева, теория финансов средневековья сводилась к следующему несложному положению 4бери где можно и как можно больше [Лебедев, с. 28]. [c.27]
Однако развитие учета в период раннего средневековья было замедленным. Распад греко-римской культуры, нашествие древ-негерманских племен вандалов и варваров привели в упадок всю экономику. Так, в 410 г. н.э. они захватили и в 455 г. разбили Рим. Гунны под предводительством Аттилы проникли за пределы России, гоня североевропейские племена дальше на запад. Англы и Саксы, захватившие Англию, положили начало англо-саксонской культуре. В хаосе войны и разрушения была погребена древнегреческая цивилизация. В 646 г. в захваченной арабами Александрии уничтожена великая библиотека Александра Македонского. Однако позже арабы в Багдаде создали крупный научный центр первого тысячелетия. Они перенесли из Индии одно из главных открытий человеческой мысли — понятие нуля. Великий арабский математик Аль-Хорезми написал книгу по математике, где встречается термин алгебра . В этой работе было введение числа ноль и понятие числового разряда, которые легли в основу современной системы исчисления. Новые знания распространились за пределы Багдада и через африканское побережье достигли Испании [25]. [c.6]
В Венеции в 1494 г. была издана книга по математике францисканского монаха Луки Пачоли Совокупность всей арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях , в которой одна из частей называлась Трактат о счетах и записях . В этой работе изложен особый венецианский способ ведения двойной бухгалтерии торговых и кредитных операций средневековых купцов. Известный немецкий философ Оскар Шпенглер считал, что три великих человека — Колумб, Коперник и Пачоли — изменили мир. На протяжении 500 лет идеи Луки Пачоли оказывали и все еще оказывают влияние на развитие бухгалтерского учета [14]. [c.7]
Средневековье оставило уникальный памятник - Книгу страшного суда (1061 г.) - это свод материалов всеобщей переписи населения Англии и его имущества (включает данные о 240 тыс. дворов). Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер с середины XIX в. благодаря усилиям великого бельгийца - математика, астронома и статистика Адольфа Кетле (1796-1874) были выработаны правила переписей населения и регулярность их проведения в развитых странах. Для координации развития статистики по инициативе А. Кетле проводились международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан Международный статистический институт, существующий и сейчас. Международной статистикой занимаются международные организации - ООН, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ЕС, Мировой банк и др. Международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимаются сбором, представлением, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции госу-дарствоведения. [c.6]
Манориальный учет логично дополнялся контрольно-аналитической функцией в рамках манориального аудита. Последний имел различные формы наиболее традиционная заключалась в следующем перед лордом зачитывалось содержание манориального отчета. В крупных хозяйствах проводились инвентаризации специально назначенным аудитором. В отличие от аудита греческого и римского периодов особенностью британского средневекового аудита была нацеленность аудитора не только и не столько на инвентаризацию имущества и контроль счетов, но, прежде всего, на расчет результатов, которые должны были иметь место после той или иной сделки. Нередки были случаи, когда счета корректировались, а сумма, за которую должен был отчитаться управляющий, увеличивалась. Таким образом, системы манориального учета и аудита выполняли, по сути, две аналитические функции — контрольную и информационную — и выполняли их довольно успешно. Этим объясняется их жиЕ учгсть на протяжении нескольких веков. Определенный недостаток манориального учета заключался в том, что он не был приспособлен для расчета прибыли правда, следует признать, что особой нужды в подобной оэиентации в то время не было. Несмотря на этот недостаток , можно в принципе утверждать, что в манориальной системе с очевидностью проявлялась в известной степени формализованная и систематизированная взаимосвязь учетной, контрольной и аналитической функций системы управления. Кроме того, здесь присутствовали и элементы финансового контроля. [c.34]
О. О. Бауэр переводит это место несколько иначе Цель каждого купца заключается в получении законной и соответственной прибыли как источника своего существования [Бауэр. Трактат Луки Пачиоли. — Журнал счетоводов, 1913, с. 3]. Это еще средневековая трактовка прибыли, которая рассматривается не как средство обогащения, а как условие существования купца, т. е. прибыль истолковывают как своеобразную форму заработной платы. Св. Фома Аквинский утверждал, что ...всякий человек обладает естественным правом на средства, необходимые для существования. Извлекать же личную выгоду из этого права значит совершать несправедливость [Цит. Жильсон, с. 391]. Такой же подход будет характерен и для М. Лютера Ты должен запомнить, что в такой торговле тебе не следует желать ничего, кроме [c.120]
Л. Пачоли убежден, что по результатным счетам можно определить прибыль. Однако счет Товаров он рекомендует вести как смешанный дебетовые обороты оцениваются по себестоимости, кредитовые — по продажным ценам, поэтому исчисление конечного финансового результата было возможно только в трех случаях 1) полностью распродана партия товаров (не случайно Е. Шма-ленбах указывал на повсеместное распространение в средневековой торговле партионного учета) [S hmalenba h] 2) по счетам товаров Главной книги выводится сальдо в [c.146]
Это очень богатый двор, а его хозяин — человек, преданный великому миру искусства и науки. Он любит собирать художников, архитекторов, поэтов, ученых. Одна из самых ярких личностей в его окружении — Леон Баттиста Альберта (1404—1472) — ученый, писатель, музыкант, но прежде всего — великий зодчий. Он порвал с канонами средневековой готической архитектуры и стал возрождать великое наследие Древнего Рима. [c.176]
А между тем в средневековой католической Европе действовал Epis opi , в котором подчеркивалось, что ...тот, кто верит в реальность (колдовства и ведьм. — Я.С.), потерял веру в Бога [В кн. Шпренгер, с. 343]. [c.181]
Итак, Пачоли на закате XV столетия подытоживал математические знания средневековья. Влияние времени чувствуется в тексте книги, автор которой подчас начинает производить впечатление стареющего и немного грустного педанта то его крайне беспокоит, что произведение двух правильных дробей, будучи меньше каждого из множителей, противоречит библейскому наставлению плодитесь и размножайтесь [Юшкевич, с. 418], то сравнивает несовершенные числа с неполноценным человеком-калекой, то уподобляет арифметические действия дарам Св. Духа [Ольшки, 2000, с. 109, 113], то начинает убеждать читателей в моральном значении математики, так как, по его мнению, печальные живут беспорядочно, между тем как добрые и совершенные всегда соблюдают установленный порядок [Юшкевич, с. 418]. Однако отнюдь не такие места сделали книгу нужной для людей того времени и в какой-то степени для грядущих поколений. Самым важным было то, что Пачоли стремился к выработке теоретического знания. Здесь мысли великого математика вполне созвучны записям Леонардо да Винчи Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории [Цит. Зубов, с. 129]. Это глубоко понимал и Пачоли, хотя ему часто не хватало именно хорошей теории. [c.198]
Журнал — секретная книга, в которую из Инвентаря и Мемориала переносятся ранее сделанные там записи. Цель Журнала сводится к составлению проводок. Но здесь порядок ведения латинского odex а уже совершенно иной. Во времена Древнего Рима и раннего средневековья в odex можно было записывать только кассовые операции и расчеты по активным и пассивным обязательствам, имеющим денежную оценку, однако то, что не продавалось и не покупалось, не имело денежного выражения. Если, например, продавали три бочки вина за X сестерциев, то в Журнале делалась или запись по оприходованию выручки — дебет кассы — X сестерциев, или, если оплата не совпадала с отгрузкой, — дебет покупателя на ту же сумму. (Вино могли кредитовать, но только на три бочки, не применяя денежного измерения.) Таким образом, до XIII в. это была, в сущности, кассовая книга с ресконтро (книгой лицевых счетов дебиторов и кредиторов). Пачоли же описывает вариант, когда в нее включались уже все хозяйственные операции и содержание инвентаря получило более полное отражение (последующий принцип полноты). [c.234]