Около сорока лет назад, в начале 60-х годов, я разработал теоретические модели общества, которые я сейчас назвал бы режимами на основании различных отношений к историческим изменениям. Я выделил традиционный образ мышления, игнорирующий возможность изменений и принимающий господствующее положение как единственно возможное критический образ мышления, который в полном объеме изучает возможности изменений, и догматический образ мышления, который не терпит никакой неопределенности. Я утверждал, что различные формы общественной организации соответствуют этим образам мышления я назвал их соответственно органическим обществом, открытым обществом и закрытым обществом. Не стоит говорить, что соответствие между образами мышления и общественными структурами было далеко от совершенства. Как закрытое, так и открытое общество оставляло желать лучшего в отношении между реальностью и мышлением, и это лучшее могло быть найдено в другом обществе. Закрытое общество предлагало определенность и постоянство, отсутствующие в открытом обществе, а открытое общество предлагало свободу, которой был лишен человек в закрытом обществе. В результате эти два принципа общественной организации находились в оппозиции друг к другу. Открытое общество признает нашу ошибочность закрытое общество отрицает ее. Невозможно сказать, какое общество право. Судить можно только по последствиям, но, учитывая вездесущность и влияние незапланированных последствий, даже этот критерий не является надежным. Необходимо было сделать настоящий выбор, и я уверенно принял сторону открытого общества. [c.52]
Профессор Пол Хейне (США) в своей книге Экономический образ мышления подметил важное отличие экономиста от менеджеров, инженеров и других деловых людей. Последние хорошо знают реальный мир. Но экономист превосходит их тем, что может систематизировать известные всем явления, знает, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука, по убеждению П.Хейне, позволяет нам более логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей 1. [c.58]
Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу... ее предсказательная сила выше в тех областях общественной жизни, где решения принимаются наиболее обдуманно . (П. Хейне. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 444). [c.10]
Категорическим императивом всего общественного переустройства должно стать изменение всех сторон жизни общества на принципах демократии. Одной из самых трудных задач здесь будет изменение стиля мышления наших людей на демократический. Дело в том, что все предшествующее бытие, условия жизни многих поколений сформировали совершенно не демократический образ мышления наших людей (См. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 Бердяев А. Судьба России. М., 1990 Бердяев Н. А. Русская идея. [c.437]
В XX в. экономика заняла центральное место в системе социальных наук (подобно физике среди наук о природе). Экономический подход стал доминирующим при анализе общественных явлений. Наиболее явно этот подход выражен в идеологии "экономического империализма", которая характерна для работ нобелевского лауреата Г. Беккера, использующего "экономический образ мышления" при анализе таких проблем, как вступление в брак, семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения религий и т. д. [c.313]
В-третьих, осознание и развитие логистической концепции, формируя новый образ мышления в организации хозяйственной деятельности, неизбежно корректирует приоритеты теоретико-прикладных исследований в зависимости от объективных условий диалектического развития общественно-экономических систем. [c.27]
Имея в виду именно эти и подобные им показатели, сторонники быстрых темпов радикальных рыночных реформ выступают за отмену общественной и чуть ли не насильственное введение частной собственности на землю. Этакая "коллективизация" 90-х годов с обратным знаком. Российское правительство четко и ясно сформулировало свою позицию в пользу частной собственности на землю, что зафиксировано и в Конституции Российской Федерации, и в ее Гражданском кодексе. Вопрос же заключается в том, необходимо ли так однозначно выбирать какую-то одну конкретную форму собственности на землю А почему, в самом деле, многонациональная Россия с богатейшими национальными, историческими, религиозными традициями, сформировавшими образ мышления россиянина, в том числе и крестьянина, должна выбирать форму собственности и уже в который раз Это опять эксперимент и опять субъективное начало, волюнтаризм. А экономика развивается ведь по объективным законам, не зависящим от воли и сознания людей. А может быть, нужно просто дать юридическую, законодательную возможность крестьянину самому выбрать и форму собственности, и формы организации сельскохозяйственного производства и создать условия для их экономической реализации. [c.330]
Значение причинно-следственных цепочек целей в общественном секторе становится очевидным, если рассмотреть проблему ориентации деятельности таких организаций на результат , а не на процесс . Изменение образа мышления в таких организациях с ориентированного на потребление выделяемых ресурсов на ориентированное на достижение результатов — весьма актуальная проблема. Если построить систему, разъясняющую сотрудникам процесс достижения желаемых результатов, то это повысит вероятность успешной реализации стратегии. Построение причинно-следственных связей между отдельными целями в значительной степени способствует повышению управляемости организацией. [c.433]
Утопия — совокупность представлений о добре, справедливости, пользе, которые при условии воплощения в искусственно созданных конструкциях общества обязательно, по мнению авторов, должны преодолеть естественные человеческие и стихийно возникающие, прежде всего в экономике, социальные пороки. В основе всех утопий лежит убеждение в том, что сознание способно определять материальное бытие, поэтому часто утопический образ мышления является разновидностью религии. Научная парадигма всех утопий сводится к мистике. В ее основе лежит идея, чудо, а не труд. Утверждения о безальтернативной необходимости приспособления хозяйственной жизни к разработанной модели, а не отражение экономики через модель, составляют оценочный критерий отнесения той или иной концепции к утопической школе. Очень часто концептуальные разработки утопистов принимают литературно-художественную форму, представляются на общественный суд в виде фантастических рассказов и романов, описаний проектов. [c.185]
Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников. Функционировавшая в период административно-командного управления система отучила многих менеджеров брать на себя ответственность за принимаемые решения, что не могло не сказаться на уровне экономического мышления управленческих кадров. При подборе кадров профессионализм, как правило, не учитывался. Нередко подбирались "удобные" менеджеры, а умение "выбивать" ресурсы считалось чуть ли не-важнейшим качеством руководителя. В то время это было оправданно, так как вышестоящая организация вместе с полным набором управляющих директив направляла на предприятие и подобранного ею руководителя, который выступал в роли представителя вышестоящих органов руководства (в том числе и партийного) и в своей деятельности ориентировался главным образом на выполнение их указаний. [c.115]
Рефлексивная связь между мышлением и реальностью определенным образом легализует результаты, достигшие точки, до которой их можно поддерживать. Например, требование более низких налогов может дать людям почувствовать себя богаче, и тем самым они могут начать требовать дальнейших налоговых сокращений, но этот процесс может продолжаться далее только до того момента, пока важные общественные службы и, возможно, даже само общество не окажутся в опасности. Рефлексивная связь может также работать и в обратном направлении когда цель достигнута, она уже не кажется такой привлекательной, как ранее, когда она была всего лишь далекой целью успех перестает казаться таким уж сладким после первоначального взрыва энтузиазма, формируя кратковременные модные увлечения. Например, успех одного поколения в достижении материального благополучия дает детям возможность отказаться от рабочей этики. На финансовых рынках полно примеров, когда следование за тенденцией становится источником нестабильности. То же рассуждение справедливо и в отношении общества в целом. Когда фундаментальными принципами широко пренебрегают во имя практической целесообразности, люди теряют ориентиры, и одновременно усиливается стремление к твердым правилам и жесткой дисциплине. Нельзя поддерживать стабильность, если люди не придерживаются некоторых фундаментальных принципов, независимо от последствий. Когда успех становится единственным критерием, по которому судят о действиях, нет ничего, что остановило бы рефлексивное взаимодействие от движения на далекую от равновесия территорию. [c.58]
Как часть процесса управления, одну из функций менеджмента маркетинг можно считать дисциплиной из области предпринимательства. Несмотря на все старания, приложенные для того, чтобы применять маркетинг в общественном.секторе и в непредпринимательских и неприбыльных условиях, остается мало сомнений в том, что по большей части маркетинговые мышление и поведение имеют отношение главным образом к предпринимательству. [c.156]
Наша критика общепринятой классической экономической теории заключалась не столько в отыскании логических изъянов ее анализа, сколько в установлении того факта, что ее молчаливые предпосылки редко или даже никогда не бывают убедительны и что она не может разрешить экономических проблем реальной жизни. Но если наша система централизованного контроля приведет к установлению общего объема производства, настолько близкого к полной занятости, насколько это вообще возможно, то с этого момента классическая теория вновь обретет силу. Если принять объем продукции за величину данную, т. е. определяемую факторами, лежащими вне классической схемы мышления, тогда не будет возражений против классического анализа того способа, посредством которого частные эгоистические интересы определяют, что именно должно быть произведено, в каких пропорциях нужно для этого соединить факторы производства и как распределить между ними стоимость конечного продукта. И еще если уж мы разрешили по-иному проблему бережливости, то не будет возражений против современной классической теории в отношении степени совместимости между собой частных и общественных интересов в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Таким образом, помимо необходимости централизованного контроля для достижения согласованности между склонностью к потреблению и побуждением инвестировать, имеется не больше оснований для социализации экономической жизни, чем прежде. [c.782]
Масштабность и острота современных глобальных проблем требуют сложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств, политических партий, общественных движений всех стран мира. Накануне третьего тысячелетия созидательное взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей. Как добиться этого переворота, если он затрагивает экономические(материальные) интересы индивида, определенных групп людей и даже целых государств Сможет ли отказаться Пентагон от гонки вооружений во имя общественного блага, если вооружение приносит ему баснословные прибыли Закроют ли опасные атомные электростанции страны бывшего СССР, если они испытывают дефицит электроэнергии Перестанет ли житель России, Беларуси или Украины покупать старенький заграничный автомобиль, загрязняющий атмосферу, если он был мечтой всей его жизни Вопросы, вопросы, вопросы [c.305]
Метод убеждения является более объективным методом формирования общественного мнения через каналы массовой коммуникации. Убеждение — это апелляция к рациональным моментам в мышлении человека с целью изменить те или иные его взгляды, отношения или сформировать новые. Таким образом, убеждение — это форма прямого донесения мысли, рассчитанного на логическое восприятие, подтвержденного фактами и доказательствами. Реклама способом убеждения действует тем эффективнее, чем больше социальная коммуникабельность личности. [c.41]
При этом следует помнить, что люди не просто воспринимают друг друга, а формируют друг к другу определенные отношения. Область исследований, связанную с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, называют аттракцией, что означает "привлечение". Аттракцию рассматривают как особый вид социальной установки на другого человека. Установка личности представляет собой неосознаваемое состояние готовности, предрасположенности к общению и деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная ее потребность. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, является результатом либо недостаточно обоснованных выводов из личного опыта, либо некритического усвоения стереотипов мышления. Установки относительно фактов общественной жизни могут быть позитивными и негативными (например, антисемитизм). В структуре установки выделяют три составляющие подструктуры когнитивную — образ того, что готов познать и воспринять человек эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки поведенческую — готовность определенным образом действовать относительно объекта установки. Поэтому формирование позитивных установок является одной из основных задач руководителя, особенно когда он выступает в роли оратора [8]. [c.731]
Первый кризис в истории экономической мысли, постигший эко-номичеркую науку в 30-е годы XX века, объективно отразил переломный этап в развитии самой рыночной, экономики. Дж. Кейнс переломил этот кризис и дал толчок развитию всех последующих современных экономических школ, но уже на новой теоретической высоте. Бго доказательство необходимости существования смешанной экономики с регулирующей ролью государства имеет непреходящее значение доказывает влияние на все направления исследований74 вязанных с материальный, производством Подобный переворот в направляющей системе экономического мышления самым непосредственным образом коснулся общественного отношения к сфере государственных финансов. В достижении целей стабилизации экономического цикла она была призвана игратьведущую рол ъ, причем особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса (кредитно-денежная политика в этой ситуации должна была приспосабливаться к бюджетной). 77 [c.46]
Логичность мышления. Логика помогает достичь доказательнос-ти и истинности высказанных положений и выводов. Она позволяет также глубоко вскрывать причинно-следственные связи, складывающиеся между разными хозяйственными явлениями. Профессор Пол Хейне (США) в своей книге Экономический образ мышления подметил важное отличие экономиста от менеджеров, инженеров и других деловых людей. Последние хорошо знают реальный мир. Но экономист превосходит их тем, что может- систематизировать известные всем явления, знает, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука, по убеждению П. Хейне, позволяет нам более логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей [3, с. 699]. [c.15]
Говоря о национальном менталитете, мы подразумеваем при этом прежде всего совокупность традиций, общественных норм, моральных и социальных устоев, культуры отдельно взятой нации, а также сложившихся стереотипов в поведении представителей этой нации, что в итоге накладывает отпечаток на их образ мышления, их мировосприятие. С проявлением менталитета мы можем сталкиваться в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере трудовых, а в более широком смысле - производственных отношений. [c.188]
Совершенствование — совершенствование какчасть успешной Кай-дзен-стратегии выходит за пределы значения, которое дано в толковом словаре. Совершенствование представляет собой образ мышления, неразрывно связанный с поддержанием и повышением стандартов. В более широком смысле его можно определить как Кайдзен и инновацию, где стратегия Кайдзен поддерживает и повышает общественные стандарты путем небольших, постепенных улучшений, а инновация обеспечивает коренные изменения в результате крупных вложений в технологию и/или оборудование. [c.252]
Я полагаю, что этот подход больше годится для изучения общественных явлений, чем аналитический подход. Ноя вижу, что даже в теории эволюции систем разница между социальными и естественными явлениями еще недостаточно четко осознается. Большинство компьютерных программ имеют дело с эволюцией популяций. Для изучения взаимодействия между мышлением и реальностью нам необходима модель "моделе-построителей", чьи модели в свою очередь должны содержать "моделепо-строители", модели которых также должны содержать "моделепостроите-ли", и так до бесконечности. Насколько мне известно, это еще не было сделано ни в одной имитационной программе. Бесконечное порождение моделей должно быть где-то прекращено, если модели предназначены для какого-либо практического использования. В результате модели не могут отражать реальность во всей ее полноте. Таким образом, это еще один путь, ведущий к заключению о том, что мышлению участников присуще внутреннее несовершенство. [c.239]
Надо учитывать, что, например, исполнение примет (постучать по дереву, плюнуть через плечо) — это тоже способ предупреждения неблагоприятных событий, такой же, как и страхование. Только страхование используется в общественных группах с развитым экономическим мышлением, а приметы — там, где его заменяют мифы и предрассудки. Таким образом, продажу страхования нужио ориентировать на тех потребителей, для которых оно осознанная необходимость. Включение страхования в индивидуальные защитные механизмы не является достаточным условием страхования. Оно должно сочетаться с чувствительностью к риску, которая стимулирует обращение к страховщику. [c.42]
Предмет и история психологии развития человека категория развития теории психологического развития концепция усвоения общественного опыта образование и развитие предпосылки, условия и движущие силы развития периодизация психического развития категория возраста развитие как процесс и деятельность социальная ситуация развития ведущий вид деятельности основные новообразования основные ступени развития человека родовой кризис стадия новорожденности младенчество комплекс оживления раннее детство предметная деятельность символизм кризис трех лет дошкольное детство игра сознание и самосознание дошкольника кризис детства психологическая готовность к школе отрочество учебная деятельность теоретическое мышление развитие личности кризис отрочества подросток и взрослые самосознание подростков потребность в самоутверждении юность осознание себя как личности мировоззрение самоопределение кризис юности определение смысла жизни молодость авторство собственного образа жизни кризис молодости стадия взрослости кризис взрослости зрелость кризис зрелости старость. [c.106]