Защищайте свои идеи

Защищайте свои идеи  [c.387]

Если человек действительно хочет измениться, хорошей идеей будет взять себе за основу более хорошую идею. Мой богатый папа всегда говорил "Если хочешь быстрее стать богатым, просто поищи идеи, которые лучше тех, что ты используешь в настоящий момент". Вот почему по сей день я читаю биографии богатых предпринимателей, слушаю их аудиозаписи с рассказами о своей жизни и прислушиваюсь к их идеям. Как сказал богатый папа, "идеи не обязаны быть новыми. Они просто должны быть лучше старых, — а богатый человек всегда находится в поиске лучших идей. Бедные же часто защищают свои идеи или критикуют новые".  [c.530]


Наиболее важно то, что богатый отец считал слова Я не могу себе этого позволить ложью. И человеческий дух всегда знал это. Человеческий дух — очень-очень силен, — говорил богатый отец — Он знает, что может сделать все . Внутри вас начинается настоящая война, если ваш ленивый разум говорит Я не могу себе этого позволить . Ваш дух сердит, а ваш ленивый разум должен защищать свою ложь. Дух кричит Давай, шевелись. Идем в спортзал, потренируемся . А ленивый разум говорит Но я устал. Я очень много работал сегодня . Или же человеческий дух говорит Мне осточертело быть бедным. Давай пойдем, разбогатеем . На что ленивый разум отвечает Богатые люди — жадные люди. Да и хлопот сколько. Это не безопасно. Можно все деньги потерять. Я и без того вкалываю много. У меня куча дел на работе. Посмотри, что мне нужно сделать сегодня вечером. Мой босс хочет, чтобы утром я пришел к нему с результатами .  [c.56]

Мы пришли к выводу, что в отношениях с собственными гражданами государство более склонно злоупотреблять своей властью, чем во взаимоотношениях с другими государствами, поскольку во втором случае его сдерживает больше ограничений. Народы, живущие в условиях деспотического режима, нуждаются в поддержке извне. Часто — это их единственная надежда. Но насколько люди вне таких стран заинтересованы в оказании содействия угнетенным народам Именно отсюда возникает настоятельная необходимость в пересмотре наших социальных ценностей. Люди, живущие в условиях представительной демократии, в целом поддерживают принципы открытого общества внутри своих стран они защищают свою свободу, когда она оказывается в опасности. Но поддерживать идеи открытого общества в качестве универсального принципа явно недостаточно. Многие люди, активно защищающие собственную свободу, усматривают противоречие в принципах, когда им предлагают вмешаться в дела далекой страны. И, что еще хуже, они имеют на это основание. Действия имеют непредвиденные последствия, а вмешательство с наилучшими намерениями во имя некой абстрактной идеи способно принести больше вреда, чем пользы. К такому выводу пришли телезрители, когда они увидели, как по улицам Могадишо волокли труп американского летчика.  [c.140]


После Мюнхена мы были готовы бороться за свободу, демократию и открытое общество во второй мировой войне, и наша концепция свободы тогда была универсальной. Наша цель заключалась не только в том, чтобы защищать свою страну, но и в том, чтобы распространять эти идею по всему миру. Мы довольно хорошо справились с нашими злейшими врагами - Германией и Японией, и мы довольно решительно выступили против коммунистической угрозы, но после распада "империи зла" мы, кажется, потеряли свою решимость.  [c.199]

Групповое мышление возникает в организациях, когда группы отдают приоритет собственным, противоречащим общепринятым нормам, если это ведет к благам для их организации это, в свою очередь, поощряет сотрудников организации к совершению или поддержке неэтичных действий. Групповое мышление появляется в организациях и группах, сознательно идущих на неэтичные поступки, когда группа сплочена, когда ее лидер защищает неэтичные решения или идеи и когда группа не имеет внутреннего контроля, обеспечивающего этичное поведение. В значительной мере способствует принятию неэтичных решений стремление членов группы добиться одобрения со стороны других ее членов и лидера. В таких ситуациях группа идет на неэтичные действия и отвергает любое мнение, не совпадающее с целями группы и ее лидера. Еще одним первичным симптомом группового мышления является избегание необходимости защищать свою позицию. Это случается, когда лидер группы получает социальную поддержку от своих советников, соглашающихся с его мнением и участвующих в нахождении доводов, оправдывающих самые сомнительные решения.  [c.470]

A. Для меня важно принять решения, которые в принципе можно осуществить. Я борюсь за свои идеи, представления и стиль поведения, даже если при этом приходится кое-кому наступить на мозоль. Если возникают конфликты, то я или устраняю их, или провожу свою линию.. Если что-то срывается, я защищаюсь, оказываю сопротивление или выдвигаю контраргументы. Я могу быть и циничным. Я подгоняю и себя, и других.  [c.50]


Цель игры научить составлять бизнес-план, в частности разрабатывать систему цен, защищать и обосновывать свои идеи.  [c.132]

Есть достаточно много умных людей, которые спорят или защищаются, когда новая идея не вписывается в их мировоззрение. В этом случае их так называемый ум , объединенный с высокомерием , равняется невежеству . Каждый из нас знает людей, имеющих хорошее образование, верящих в свою сообразительность, но их баланс выявляет, что у них далеко не все в порядке. По-настоящему умный человек приветствует новые идеи, так как они существенно расширяют его кругозор. Уметь слушать гораздо важнее, чем уметь говорить. Если бы это было не так. Бог не дал бы два уха и один рот. Слишком много людей думают своим ртом, вместо того, чтобы слушать, абсорбируя новые идеи и возможности. Люди спорят, вместо того, чтобы задавать вопросы.  [c.60]

В жизни каждого трейдера наступает время, примерно один раз в неделю, когда вы должны стать агрессивным, или защищая себя, или утверждая свои рыночные ожидания. Это что-то вроде того глаза Тигра в старом кинофильме Рокки . Если у вас нет мертвой хватки, лучше уложите свои вещички и идите домой. Это бизнес не для пассивных людей, которым, по-видимому, все равно, выигрывают они или проигрывают, людей, которым не хватает чувства гордости, чтобы принять вызов и идти вперед.  [c.197]

Тем не менее, они должны за что-то зацепиться. Одаренный одиночка должен обладать способностью внести важный вклад в работу организации. Он должен уметь показать свой товар лицом. Однако, вероятнее всего, они этого как раз и не могут. Тогда руководитель должен действовать как их адвокат, представлять их идеи и в той степени, в какой они приемлемы для бизнеса, обеспечивать их презентацию и принятие. Интересно поразмышлять над тем, насколько одаренный креативностью одиночка может быть непризнанным. Поневоле напрашивается вывод, что чем более неординарными являются проявления креативности, тем меньше их признание. Для большинства организаций это не является открытием. Они с трудом представляют себе, как вывести на рынок слишком неординарный продукт креативности. Однако для тех организаций, которые последовательно выискивают высшие проявления креативности, например, для компаний, действующих в сфере разработки программных продуктов, это действительно серьезная проблема. Руководитель креативного работника в такой организации просто обязан выявлять, поощрять, поддерживать и защищать его. Если он к тому же по натуре своей одиночка и нуждается в структурировании работы, необходимо создать ему эту структуру, чтобы усилить эффективность креативного мышления. Если же этот одиночка не нуждается в правилах и порядках, следует предоставлять ему свободу действий и не просмотреть момент, когда ему потребуется поддержка.  [c.196]

Чтобы быть преуспевающим трейдером, вы должны иметь свободу торговать. Чтобы торговать, вы должны понимать и быть способным защищать себя в сражении идей. Кроме того, вы должны чувствовать, что делание денег — процесс совершенно моральный, и выбор, сколько делать, зависит только от вас. Наконец, следует верить, что вы не должны обществу свою жизнь и что другие люди не должны свою жизнь вам.  [c.299]

Демократия — власть народа либерализм — от слова свобода. Это знают сегодня все, разъяснять, как будто, не требуется. Лучшие умы человечества на протяжении всей его истории разрабатывали способы организации общества, основанные на демократических принципах, проповедовали идеи либерализма, то есть свободы каждого человека принимать собственные решения в собственных интересах относительно собственной судьбы — но не в ущерб интересам других людей, поскольку и они обладают точно такой же свободой принимать свои решения. Они, эти лучшие умы, выступали против всех форм подавления человека человеком деспотии, тирании, тоталитаризма, самодержавия, автократического управления (автократия — это принятие людьми, обладающими властью, решений без учета мнения и интересов других) и так далее. И они утверждали в условиях демократии первая обязанность власти — защищать права каждого человека (свободы совести и слова, право собственности, право на труд, право заключать соглашения, и так далее). Они так и называются — демократическими правами и записаны в Конституции любого государства, в том числе — Российской.  [c.31]

В действительности, считает Фейерабенд, новые теории побеждают не вследствие большей логической убедительности или эмпирической обоснованности, а благодаря пропагандистской деятельности ее сторонников. Так, Галилей, которого Фейерабенд зачисляет в предшественники гносеологического анархизма , защищал свои идеи не только собственно научными способами — проведением экспериментов и разработкой теоретических схем. Своим успехом он в не меньшей степени обязан тому, что писал не по латыни, как было тогда принято среди ученых мужей, а на доступном гораздо, более широкому кругу читателей итальянском языке он использовал блестящий литературный стиль, был не чужд юмору, прибегал к полемическим приемам и т. д. Эффективное продвижение теорий на научном рынке всегда предполагает открытую или замаскированную апелляцию к общественному мнению, морали, сложившимся представлениям о прекрасном и т. п. Научного Метода с большой буквы как универсального алгоритма познания, утверждает Фейерабенд, быть не может ...идея жесткого метода или жесткой теории рациональности покоится на слит ком наивном представлении о человеке и его социальном окружении. Если иметь в виду обширный исторический материал и не стремиться очистить его в угоду своим низким инстинктам или в силу стремления к интеллектуальной безопасности до степени ясности, точности, объективное  [c.320]

В компаниях Boeing, General Ele tri и ЗМ высшие руководители взяли за правило торжественно отмечать работников, которые настолько поверили в свои идеи, что, преодолевая бюрократические препоны, провели проекты через систему, превратив их в более совершенные услуги, новые продукты или даже новые предприятия. В этих компаниях новаторам предоставляют возможность защищать свои идеи и они пользуются активной поддержкой должностных лиц. Как правило, новаторов, чьи идеи оказались жизнеспособными, хорошо вознаграждают если же идеи не оправдались, их авторы, тем не менее, сохраняют рабочие места и имеют возможность сделать новые попытки.  [c.394]

Первый тип — это привилегия, предоставляемая за определенную плату владельцем — франчайзером (fran hisor) — другому лицу — франчайзи (fran hisee) — на основе контракта и дающая последнему право продавать определенные продукты или предоставлять услуги, использовать торговые марки или товарные знаки или осуществляеть определенную деятельность, как правило, в определенном географическом регионе, пользуясь именем франчайзера. То есть франчайзер, разработав оригинальную идею или продукт, защищает их патентом, авторским правом, торговой маркой или товарным знаком, а затем продает право использования своей идеи или продукта франчайзи, который, помимо первоначальной платы, ежегодно вносит определенную сумму денег за использование такого права.  [c.170]

Карл Юнг снял исключительно сексуальную интерпретацию либидо (энергии, влечения), которую защищал Фрейд31. Он также написал важное для ПР замечание "Люди хотят любить в боге только свои идеи, именно те представления, которые они проецируют в бога. Они хотят таким путем любить свое собственное бессознательное, то есть те в каждом человеке равно сохранившиеся остатки древнего человечества и многовекового прошлого"32. Отсюда этот постоянный выход на символизм, прослеживаемый во всех направлениях психоанализа, имеющий особую ценность для  [c.520]

В 1947 г. эти идеи реализовались в подписании Международного соглашения о тарифах и торговле (GATT), согласно которому страны участники со глашались соблюдать ряд правил мировой торговли и не пытаться вводить для любого участника соглашений торговый статус, отлнчиый от общепринятого. Говоря по-простому, - не вести торговые войны и не пытаться защищать свои рынки методами, выходящими за рзмки заранее согласованных. В том же соглашении участники брали обязательства направить усилия на снижение и, в перспективе, полное устранение контроля за перемещением капиталов и изменениями валютных курсов.  [c.17]

Хотя формулирование и реализация стратегии — это обязанность менеджера, один человек не может справиться с задачей генерирования новых идей, выявления новых возможностей и реагирования на меняющиеся условия. Это задача всей организации, особенно в крупных компаниях. Один из сложнейших аспектов стратегического лидерства заключается в обеспечении постоянного притока свежих идей от сотрудников - менеджеров и рядовых работников - и стимулировании духа предприимчиврсти, позволяющего постоянно адаптироваться к меняющейся обстановке. Гибкая, чуткая, новаторская внутренняя среда крайне важна в быстро развивающихся отраслях высокой технологии, на предприятиях, где продукция характеризуется коротким жизненным циклом, а рост зависит от продуктовых нововведений, в компаниях с широко диверсифицированными хозяйственными портфелями (когда возможности многообразны и разбросаны), на рынках, где успешная дифференциация продукции зависит от умения превзойти в новаторстве конкурентов, а также в ситуациях, когда снижение затрат зависит от постоянного совершенствования работы и умения исключать ненужные издержки. Менеджеры не могут сформировать такую среду, лишь заклиная людей работать творчески . Лидеру особенно полезно позаботиться о том, чтобы воспитывать и поддерживать людей, способных защищать новые идеи, лучшие услуги, новые продукты и формы их применения и готовых ухватиться за возможность воплотить свои идеи в новых отделениях, предприятиях и даже новых отраслях. Когда в Texas Instruments проанализировали примерно 50 случаев удачных и неудачных продуктовых нововведений, выяснилось, что всем неудачам сопутствовал следующий фактор Во всех случаях без исключения установлено, что отсутствовал добровольный защитник идеи.. ..Приходилось кого-то уговаривать брать на себя решение этой задачи 28. Правило, похоже, сводится к тому, что идея либо находит энтузиаста-защитника, либо умирает. Лучшие защитники настойчивы, упрямы и фанатично преданы идее и ее успешному воплощению в жизнь.  [c.402]

Доказательством того, что идеи Макиавелли все еще состоятельны, служат следующие рекомендации профессора Корнельского университета Артура Д. Ковера, который ведет аспирантский курс, названный Бизнес по Маккиавелли . Если вам требуется власть (или дли того, чтобы приказывать другим, что они должны делать, или для того, чтобы защищать себя от других, которые могут захотеть распорядиться вашим будущим), то первое правило звучатг так Добейпжь власти, ках можно скорее. Займите должность, где решения принимать будете вы. Это значит, что вы быстро утвердитесь в роли принимающего решения. Вам следует сбалансировать реальную власть и эту агрессивную установку с уступками тем, кто имеет власть в организации. Сделав это умно, вы отыщете свою нишу, а сделав плохо, создадите впечатление, что пресмыкаетесь. Подчиненный, который изучит все слабости своего начальника н постарается компенсировать их, окажет услугу своему начальнику, организации и себе самому. Это быстро поставит его в положение контролирующего некую функцию, имеющее большое значение для его начальника н для организации, а это само по себе уже источник власти.  [c.468]

Руководители международных нефтяных компаний смотрели на Маттеи примерно так же, как группа римских сенаторов могла смотреть на вождя какого-нибудь варварского племени для них он был пережитком их собственного, почти забытого прошлого. К 50-м годам эти компании давно уже забыли о героических временах, когда ими правили такие беспощадные и целеустремленные люди, как Джон Рокфеллер и Генри Де-тердинг, — люди, чья власть и богатство опирались на их способность использовать новые идеи и опрокидывать установившийся порядок. Теперь компании контролировались технократами и менеджерами, которые проложили себе путь наверх через признанную субординационную структуру и привыкли вести свои дела в организованном спокойствии конференц-залов, оборудованных кондиционерами, с отделами по связям с населением, где работали люди, в чьи обязанности входило защищать их от любопытства со стороны внешнего мира.  [c.211]

Французская финансовая мысль первой половины XIX в. (Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа), развивая идеи А. Смита о невмешательстве государства, шла по пути дальнейшего сокращения функций государства и уменьшения бремени налогообложения. Известный французский экономист второй половины XIX в. П. Леруа-Болье развивает индивидуалистические взгляды своих предшественников. Он выступает против хозяйственной деятельности государства, защищает интересы крупного капитала и возражает против идеи прогрессивного обложения. Что касается финансовой науки, то он исключает категорию государственных расходов из ее предмета. Он писал, что финансовая наука - просто наука о государственных доходах и их применении к делу 2. Во главе экономистов, писавших по финансовым вопросам, во Франции начала XX в. стоял профессор Г. Жез, который всегда стремился к выяснению юридического аспекта финансовых институтов3.  [c.20]

Весьма неоднозначным. Я заготовил для себя место на горе Рашмор в качестве финансового менеджера, и мало вероятно, что я его потеряю, что бы ни случилось. Я также с помощью своих фондов оказал реальное влияние на страны, где они действуют. Но оставили ли след мои идеи Научился ли я формулировать их и правильно излагать Являются ли они сколь-либо ценными Это имеет для меня большее значение, и в этом отношении я чувствую себя менее всего уверенным. Одни и те же идеи служили мне и при зарабатывании денег, и при расходовании. Они были правильными для меня, но это не означает, что мои идеи имеют универсальную ценность. Напротив, в некотором отношении я являюсь исключением. Заработав больше денег, чем мне необходимо, я избавился от закона "тяготения" я могу позволить себе выступать за абстрактные принципы. Но я не могу требовать, чтобы другие делали то же самое. Я не делал этого, пока не разбогател, если бы защищал эти принципы ранее, я мог бы и не разбогатеть вообще. Вот что беспокоит меня в отношении открытого общества как политической цели. Могут ли люди позволить себе защищать его  [c.268]

На протяжении всей своей долгой творческой деятельности Ф. Хай-ек последовательно отстаивал идею пагубности вмешательства в спонтанно сложившийся рыночный порядок. Этот ученый защищал принцип Laissez-faire даже в те времена, когда идеи кейнсианс-кой теории государственного регулирования повсеместно завоевали место официальной доктрины в экономической политике западных стран (период с 30-х до конца 70-х гг. XX в.). В те времена, по мнению многих исследователей истории экономического анализа, Ф. Хайек заслужил название экономического динозавра , продолжающего с удивительным упорством и последовательностью защищать принципы экономической свободы, несмотря на широко распространившуюся моду на кейнсианство. Работы Ф. Хайека являются теоретической основой критики тоталитаризма во всех его многочисленных проявлениях, с которыми столкнулись многие страны в XX в.  [c.26]

Они считают также, что общество, которое ставит равенство2 выше свободы, в результате утратит и равенство, и свободу. Если ради достижения равенства оно прибегнет к силе, то это уничтожит свободу, а сила, примененная поначалу во имя лучших целей, окажется в руках людей, использующих ее в собственных интересах. В противоположность этому, общество, которое ставит свободу превыше всего, обретет и большую свободу, и большее равенство. Причем большее равенство является в этом случае непреднамеренным продуктом свободы. Система свободной конкуренции высвобождает энергию и способности людей, давая им возможность преследовать свои собственные цели, и при этом защищает их от помех и произвола со стороны их сограждан. Эта система обеспечивает достижение некоторыми людьми привилегированного положения, но в то же время препятствует превращению этих привилегий в закрепленные законом или традицией исключительные права, ибо пока существует свобода, будет существовать и конкуренция со стороны других людей. Таким образом, свобода — это не только отсутствие унификации, но и раз и навсегда установленной иерархии. Эти взгляды в полной мере выражены в работах видного представителя неолиберального направления Ф. Хайека. Он неоднократно подчеркивает, что правительственные мероприятия, направленные на воплощение в жизнь идеи справедливая доля для всех , эту свободу урезают.  [c.152]

Вентам (Bentham) Иеремия (1748— 1832), английский философ, социолог и юрист. Родоначальник этики утилита-рианизма — одного из направлений философии. Окончил Оксфордский университет. Член Академии нравственных и политических наук в Париже с 1802 г. В своих философских трактатах защищал идею свободной торговли и неограниченной конкуренции, что обеспечивало бы, по его мнению, справедливость и равенство в обществе.  [c.744]

Природной чертой любой науки является ее ОБЪЕКТИВНОСТЬ2, т. е. беспристрастность в изучении и теоретическом отражении реальной действительности. Однако все общественные науки сталкиваются с проблемой идеологизации. Суть ее в следующем. Общество состоит из различных социальных фупп, у каждой из которых есть свои интересы и своя идеология/3. Отсюда неизбежны столкновения интересов, идеологические дискуссии и поиск компромиссных4 решений. Участвуя во всем этом, ученые-обществоведы могут оказаться на стороне той или иной идеологии, а значит, и в плену идей определенной социальной группы. Это не может не накладывать отпечаток предвзятости на их теоретические выводы и оценки. При этом, если ученый СТРЕМИТСЯ встать над идеологиями и быть максимально объективным, угроза идеологизации его теории минимальна. Когда же он ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ЗАЩИЩАЕТ в своих исследованиях интересы той или иной социальной группы, тогда из-под его перв выходит необъективная, идеологизированная (и даже апологетическая5, т. ё. откровенно защищающая кого-то) теория.  [c.18]

Национальные и международные законы обеспечивают различную степень защиты авторского права. Эти законы охраняют скорее способ выражения идеи, но не саму идею. Авторское право предоставляет защиту против копирования, приспособления к своим нуждам или преобразования программного изделия. Чтобы получить в США защиту против нарушения авторского права, необходимо только приложить соответствующее извещение к каждому компоненту изделия, который может быть скопирован. Так как большинство законов, касающихся авторского права, четко не указывают тип охраняемых носителей и этот вопрос не оспаривался в судах, следует поступать осмотрительно и помечать как удобочитаемые для человека, так и машинные носители. Символ , включаемый в сведения об авторском праве, обеспечивает защиту во всех странах, которые подписывались под документами Всемирной конвенции об охране авторских прав [75]. Кроме того, зона действия авторского права, соблюдаемая странами, участвующими во Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, распространяется на страны, подписавшие Бернскую конвенцию i[76], если работа, охраняемая авторским правом, публикуется в стране — участнице Бернской конвенции одновременно с ее первой публикацией в стране — участнице Женевской конвенции. По закону США об авторском праве от 1976 г. [77] срок защиты авторского права определяется продолжительностью жизни автора плюс 50 лет. Этот срок значительно превышает длительность экономически выгодного периода использования большинства программных изделий. Как это положение будет интерпретировано применительно к программному обеспечению ЭВМ, особенно когда автором является корпорация, должно решаться Национальной комиссией по техническому применению работ, охраняемых авторским правом (известную как ONTU [77]). По закону США об авторском праве от 1 января 1978 г. срок регистрации авторских прав определен в три месяца со дня публикации [78]. До этого закона авторское право регистрировалось обычно только при подозрении на нарушение или тогда, когда приходилось уже это право защищать [79].  [c.348]

ДАВИД (David) Эдуард (11.6.1863—24.12.1930), экономист-аграрник, идеолог и лидер правого крыла герм, социал-демократии. Депутат рейхстага с 1903. В годы Веймарской республики занимал ряд гос. постов (в 1919—20 мин. без портфеля, затем мин. внутр. дел, в 1922—27 представитель имперского пр-ва в Гессене). Один из основателей журнала нем. оппортунистов Sozialistis he Monatshefte . В 1894 первым выступил с открытой ревизией марксистского агр. учения. В наиболее законченном виде его взгляды были изложены в книге Социализм и сельское хозяйство (1903, рус. пер. 1906, 2-е переработанное изд. 1922), названной В. И. Лениным ...главным трудом ревизионизма в аграрном вопросе... (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 222). В этой работе полностью отрицается применимость экономич. законов капитализма к земледелию, пропагандируются идеи о жизнеспособности мелко-крест. х-в, об их превосходстве над крупными, защищается т. н. закон убывающего плодородия почвы. Свои положения Д. пытался подкрепить произвольно обработанными статистич. материалами, причём цифры и факты часто фальсифицировал.  [c.364]

Экономия, интересы и взгляды мелких товаропроизводителей города и деревни капиталистич. общества вызвали к жизни мелкобуржуазную политическую экономию. Её возникновение связано с трудами Ж. Ш. Л. де Сисмонди и П. Ж. Прудона, вскрывших мн. противоречия капиталистич. способа произ-ва. Однако они не видели выхода из этих противоречии не могли в силу своей классовой ограниченности понять неизбежность революц. перехода от капитализма к социализму. Представители мелкобурж. П. э. мечтали о возврате к отжившим, архаичным формам хоз. жизни. В России идеи мелкобурж. П. э. восприняли и защищали народники (см. Народничество), отрицавшие возможность развития капитализма и противопоставлявшие ему самобытное развитие рус. сел. общины. Отражая двойств, природу мелкого товаропроизводителя (как собственника и труженика), мелкобурж. П. э. внутренне противоречива. С развитием капитализма и обострением его противоречий она становится всё более утопичной и реакционной.  [c.278]