Классическая школа и закон Сэя [c.181]
Экономисты классической школы утверждали, что, поскольку предложение само создает себе спрос (закон Сэя), общих расходов на потребление всегда достаточно. Следовательно, экономика практически постоянно обеспечивает полную занятость. Даже если бы совокупные расходы временно сократились, это компенсировалось бы снижением цен и заработной платы, что привело бы к повышению уровня расходов и занятости, а также к восстановлению того объема производства, который обеспечивается при полной занятости. [c.203]
Установите связь между законом Сэя и постулатом экономистов классической школы, утверждающих, что экономика обычно функционирует на кривой своих производственных возможностей (гл. 2). Используйте анализ производственных возможностей для иллюстрации кейнсианской точки зрения на этот вопрос. [c.204]
Еще один аргумент в защиту рыночного ценообразования состоит в том, что система рыночных цен -г это общественный контрольный механизм. Это единственный не поддающийся коррупции контрольный механизм для оценки фактического успеха или неуспеха хозяйственных действий. И рыночные цены справедливы, поскольку осуществляют нравственное требование каждый должен получать свое, то, что принадлежит ему по праву. По мнению представителей классической школы, рынок и воздает каждому по своим рыночным законам, в зависимости от вклада каждого в рост общественного богатства. [c.102]
Таким образом, согласно взглядам экономистов классической школы, в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.-Б. Сэя, в соответствие с которым в экономике, основанной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счете совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временный характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют. [c.283]
Классическая школа, достигшая расцвета в работах А. Смита и Д. Рикардо, оказала огромное влияние на развитие экономической мысли во многих странах мира. Классики преодолели ограниченный взгляд физиократов на источники общественного богатства, впервые разработали учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют объективные, не зависящие от воли людей, но поддающиеся познанию экономические законы. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах. [c.5]
Дж. С. Милль, которого считают завершителем классической школы, стал указывать на, как бы мы сейчас выразились, институциональные аспекты распределения ...раздел продукта обусловлен двумя определяющими факторами конкуренцией и обычаем .8 И если анализ влияния конкуренции можно провести в границах экономической науки, то влияние обычаев есть предмет особого рассмотрения, неподвластный терминам экономистов. Более того, если законы производства, по Мил-лю, носят объективный характер, аналогично, например, законам физики, то законы распределения устанавливаются человеческими институтами. Общество может подчинить распределение богатства любым правилам, какие оно считает наилучшими но какие практические результаты проистекут из действия этих правил — это должно быть открыто, подобно любым другим физическим или отвлеченным истинам .9 [c.188]
Для того чтобы раскрыть вторую тайну закона Сэя, нужно было прежде всего четко осознать, что абстрактная возможность совпадения совокупного спроса и совокупного предложения вовсе не гарантирует их действительного совпадения и, более того, что их расхождения могут иметь закономерный характер. А это предполагало выход за рамки привычных для классической школы предпосылок теоретического анализа и, стало быть, преодоление определенных стереотипов мышления, что всегда нелегко и что в данном случае существенно затянуло решение вопроса. Наметки такого решения можно обнаружить даже у самого Сэя Дж.Ст. Милль имел вполне четкий ответ на него уже в начале 30-х годов, Маркс — в 60-е годы, однако общее признание этих достижений произошло много позже. [c.88]
Весьма показательна эволюция буржуазных теорий заработной платы от попыток, хотя и неудачных, классической школы буржуазной политической экономии раскрыть сущность заработной платы и законы ее движения до вульгаризаторских концепций, в которых под видом теории преподносятся наукообразные банальности, сочетающиеся с открытым отказом от какого бы то ни было теоретического анализа. Подчинение экономических теорий антирабочей политике империалистических государств и практическим нуждам монополий, беззастенчивая апологетика капитализма, все более изощренные попытки камуфлировать снижение реальных доходов рабочих — таков бесславный финал, к которому ныне пришли представители буржуазных концепций заработной платы. [c.157]
Ни один руководитель не может быть уверен в законности своих прав и формальных полномочий до тех пор, пока они не признаны другими членами организации де-факто. Отсюда и упор классической школы на письменное закрепление этих прав. Сторонники школы человеческих отношений полагают, что осуществление формальных полномочий, не опирающихся на признание со стороны подчиненных, сводится к принуждению с помощью угрозы возможных санкций. Таким путем можно достичь минимальной уступчивости и потерять авторитет. Потеря авторитета происходит из-за конфликта целей тех, кто отдает приказы, и тех, кто их получает. Это ведет к отклонению действий от целей руководителя, что, в свою очередь, приводит к контрдействиям руководителя в форме увеличения числа правил. В итоге все это приводит к отсутствию организационной гибкости. [c.313]
Положения, высказанные У. Петти по поводу доходов рабочих, собственников денежного капитала и землевладельцев, послужили основой для теоретических изысканий многих последующих представлений "классической школы". Заработная плата характеризовалась ценой труда рабочего, представляющей минимум средств для его существования и его семьи. У. Петти, в частности, утверждал "Закон должен был бы обеспечивать рабочему средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда". [c.8]
Во-первых, Смит верит в универсальные законы, которые применимы повсеместно и во все времена напротив, исторический характер этих законов и важность институциональных факторов были подчеркнуты марксизмом, исторической школой, течением институционализма и кейнсианством. Далее, Смит видит источник богатства в рынке и сужает экономические отношения до обобщенного свободного обмена другие авторы, от физиократов до классической школы, в создание которой Смит внес свой вклад, настаивают прежде всего на специфичности отношений производства, а третьи, и до, и после Смита, признают незаменимую роль государства, даже в рыночной экономике. Наконец, Смит считает, что экономические величины, к которым прилагаются его законы, имеют реальное независимое от денег измерение определение ценности товаров, выраженной в единицах одного из них, становится отправной точкой экономического анализа анализ денег и денежных отношений, напротив, является сердцевиной более ранних (как меркантилизм) и более поздних (как теория Карла Маркса или Джона Мейнарда Кейнса) теорий. [c.3]
Хотя работы физиократов опираются на представление экономики, отмеченное чертами французского общества той эпохи, их вклад в формирование экономической науки является, однако, существенным. Он включает представление экономики как системы, структурированной одновременно на социальные классы и на сектора деятельности идентификацию, под названием "естественный порядок" экономические законы, управляющие отношениями между индивидами различие между капиталом (авансы) и прибылью (чистый продукт) концепцию обращения потоков затрат, обеспечивающего воспроизводство общества в целом, остановка которого приводит к экономическим кризисам противоречие между производительным и непроизводительным трудом. Через шотландца Адама Смита эти принципы анализа сильно повлияли на классическую школу и через нее — на современную экономическую науку. [c.11]
Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг. [c.5]
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что процесс высвобождения экономики из моральной теологии и этики, или процесс автономизации хозяйства, был связан в первую очередь с процессом моральной нейтрализации мотива стремления к прибыли, признанием этого мотива в качестве основной движущей силы экономики. При этом стремление к максимизации дохода становится основным показателем человеческой рациональности, а освобождение коммерческой структуры мотиваций от религиозных и культурных покровов — важнейшей чертой становления капитализма, которая с достаточной четкостью проявилась уже в воззрениях представителей первой экономической школы — меркантилизма. Но только классическая политическая экономия в лице А. Смита доказала неизбежность координации индивидуально преследуемых целей в направлении общего блага через механизм невидимой руки . Причем в описании действия невидимой руки (объективных экономических законов рыночного хозяйства) у Смита присутствует не только экономический аспект, который свидится к благотворности для [c.25]
В рамках представлений классической политической экономии экономика предстает системой, замкнутой в самой себе, подчиняющейся собственным естественным законам . В этой трактовке ответ на вопрос о смысле экономики может дать сама экономическая наука. Не удивительно, что для представителей классической экономической школы являлось аксиомой утверждение, что целью общественного развития является рост общественного богатства, которое представляет собой продукты материального производства. И потому типична оценка большинства явлений и форм общественной жизни под углом зрения материальной продуктивности. В рамках данных представлений кажется естественным убеждение, что экономика как система обеспечения товарами и услугами должна заниматься хозяйствованием, а не соответствием моральным нормам. [c.55]
Следует отметить, что, исключив из своей микроэкономики анализ стоимости товаров, неоклассическая экономическая наука экономике отказалась тем самым и от трудовой концепции основы экономической науки, от трудовой характеристики жизнедеятельности человека, которая была развита в трудах классической экономической школы. Но такого рода отказ делается, как правило, крайне непоследовательно, можно сказать, неуклюже. В многочисленных неоклассических публикациях довольно много говорится о самых различных факторах стоимости, но что же такое сама стоимость - об этом ни слова. О формах экономики пишут, а об их субстанциальном содержании, о законах бытия и развития этого содержания нет. Получается выхолащивание экономической науки, ее сведение к математическому и графическому описанию внешних поверхностных ценовых хозяйственных форм без их субстанциального содержания, что может быть охарактеризовано не иначе как ее профанацией. [c.160]
С точки зрения теории отдельной фирмы и распределения продукта при данной занятости ресурсов классическая теория сделала вклад в экономическую науку, который не приходится оспаривать. Без этой теории как составной части общего аппарата мышления невозможно составить ясное представление о названных предметах. Меня нельзя заподозрить в том, что я ставлю под вопрос эти достижения, обратив внимание на пренебрежение со стороны классической школы к тому ценному, что содержалось в трудах ее предшественников. Но если говорить о вкладе в искусство государственного управления экономической системой в целом и обеспечения оптимальной занятости всех ресурсов этой системы, то ранние представители экономической мысли XVI и XVII вв. в некоторых вопросах достигали практической мудрости, которая в оторванных от жизни абстракциях Рикардо была сначала забыта, а потом и вовсе вычеркнута. Были благоразумными их постоянные заботы о снижении нормы процента с помощью законов против ростовщичества (к которым мы еще вернемся ниже в этой главе) путем поддержания на определенном уровне внутреннего запаса денег и ограничения роста единицы заработной платы, а также их готовность обратиться в качестве последнего средства к восстановлению запаса денег посредством девальвации, если этот запас становился явно недостаточным вследствие неустранимой утечки денег за границу, роста единицы заработной платы (138) или по кяким-либо другим причинам. [c.146]
Представители исторической школы подчеркивали, что естественные законы чисто эгоистически организованной экономической жизни не в состоянии предохранить от величайших аномалий в распределении имущественных прав. Критики классической школы указывали, что благодетельное влияние свободной конкуренции может иметь место только там, где имеет место равенство исходных условий, т.е. когда в борьбе за существование участвуют только личные качества, а не имущественные блага2. И потому представители немецкой исторической школы утверждали, что реализовать идеалы справедливого общественного устройства может только государство, которое облечет в твердые правовые нормы те минимальные нравственные требования, которые игнорируются современным экономическим устройством. Среди прочего они требуют обеспечения мини- [c.147]
Поэтому не случайно справедливость в рамках вышеизложенных представлений трактуется в духе классической школы как формальное равенство всех перед законом, и представители и неолиберального, и неоинституционального направлений рассматривают справедливость с позиции справедливости процесса, а не справедливости конечных состояний, которая, по их мнению, является понятием произвольным. И государство, осуществляющее идеалы справедли- [c.158]
Представителями классической школы были также Т. Мальтус ( Опыт о законе народонаселения ), Н. У. Сениор ( Теория возрождения ), Ж.Б. Сэй ( Трактат политической экономии ), Ф. Бастиа ( Теория совокупности услуг ) и др. В итоге исследований экономическая теория обогащалась и получала дальнейшее развитие. Однако со временем выводы и обобщения представителей классического направления стали принимать односторонний характер (теоретический монизм). [c.34]
Неоклассическая экономическая теория — направление экономической мысли, основывающее свое учение на доктринах маржинализма. Его основателями являются А. Маршалл, Дж. Кларк, И. Фишер, К. Виксель, В. Парето. Неоклассики ушли от вопроса об источниках богатства и его распределении, которые были в центре внимания экономистов классической школы, и сконцентрировали усилия на изучении закономерностей, которые обусловливают оптимальное размещение редких ресурсов среди конкурирующих целей. Основными принципами неоклассической теории являются закон убывающей предельной полезности и метод равновесного анализа. [c.428]
Налог как способ изъятия и перераспределения дохода возник вместе с государством. Однако теоретическое обоснование государственного налогообложения началось лишь с середины XVIII в. в связи с потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности. Родоначальником науки о налогах считается английская классическая школа политической экономии. Согласно теоретическим выкладкам английской классической школы, налог — это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает его размер и порядок уплаты. [c.156]
В классической политической экономии ведущей методологической установкой был рационализм предполагалось, что экономика, как и мир в целом, устроена разумно, и задача науки — познать экономические законы, лежащие в основе этого мироустройства, проникнуть в истинную природу явлений. Хотя образцом подлинной науки для экономистов-классиков была физика И. Ньютона (Великобритания), их собственная научная практика неизбежно отличалась от этого образца. При изучении экономических процессов в масштабе целых стран основной метод физики — строгий лабораторный эксперимент — был недоступен. На первый план вышел логический метод, а важнейшим достижением классической школы [прежде всего, Ф. Кенэ (Франция), Р. Кантильона, А. Смита и, особенно, Д. Рикардо (Великобритания)] стало формирование системы базовых научных абстракций (категорий политической экономии), выражающих структуру и функции экономической системы. На основе этой системы категорий формировались законы политической экономии и гипотезы о перспективах общественного развития, осмысливались факты и тенденции хозяйственной жизни. Однако упор на логический метод отвлекал внимание от многих практических проблем, не получивших объяснения на базе принятых теоретических предпосылок. Это стимулировало появление сначала внутренней (Т. Мальтус, Р. Джонс — Великобритания), а затем, в середине 19 в., внешней (историческая школа) критики в адрес методологии Рикардо. [c.163]
В вопросе методологии классическая школа распалась на два лагеря. В одном лагере были те, кто следовал индуктивному методу, например Смит (Smith), формулировавший эмпирические предпосылки, выводивший эмпирические законы, обоснованные этими предпосылками, и проверявший полученные результаты другими эмпирическими данными. Самым известным представителем второй группы был Рикардо (Ri ardo), следовавший дедуктивному методу, который заключался в том, что он формулировал гипотетические предпосылки, делал на их основе заключения, не пытаясь установить истинность полученных результатов. Эту процедуру [c.79]
Комплекс идей основоположников классической школы отом, что экономическое благополучие нации определяется не столько ее денежными накоплениями, сколько величиной общественного продукта и непрерывностью его кругооборота, в самом начале XIX в. всвоем Трактате политической экономии (1-е издание — 1803 г.) обобщил француз Жан-Батист Сэй (Сэ) (1767—1832) — последователь и главный популяризатор теории Смита в континентальной Европе. Это обобщение Сэй назвал законом рынков сбыта, в современной истории эконо- [c.81]
За мыслью о тождественности совокупного спроса и совокупно го предложения, а соответственно, и законом Сэя скрывались пс меньшей мере две теоретические тайны. Первая из них — так называемая догма Смита — возникла и получила решение в рамках теоретических предпосылок классической школы. Ее истоки уходят в теорию стоимости Смита, а-ее разгадка содержалась в рукописи II том ] Капитала - главного сочинения К. Маркса. Рукопись была написана еще в 60-е годы XIX в., но достоянием общественности разгадк ] Маркса стала только в 1885 г., когда II том был опубликован уже после смерти автора. [c.86]
Налог как способ изъятия и перераспределения дохода возникает вместе с государством. Однако теоретическое обоснование государственного налогообложения началось лишь с середины XVIII в. в связи с потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности. Родоначальником науки о налогах считается английская классическая школа политической экономии. Эта школа раскрыла понятие налога, определила место налоговой политики государства в хозяйственной жизни и сформулировала основные принципы налогообложения, которые позднее были дополнены и развиты. Согласно теоретическим выкладкам английской классической школы налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает его размер и порядок уплаты. [c.197]
Карл Густав Адольф Книс (1821 - 1898), немецкий экономист, один из основателей исторической школы. В 1855.- 60 г.г. - профессор камеральных наук Фрейбурского университета, профессор экономики Гейдельбергского университета (1865 - 1896). Основное произведение - книга Политическая экономия с исторической точки зрения . Он стремился опровергнуть учение классической школы о естественных экономических законах и обосновать необходимость перестройки политической экономии с позиций вульгарно-исторического метода. [c.57]
Левые кейнсианцы рассматривают в качестве основных средств увеличения эффективного спроса рост заработной платы, осуществление сильной социальной политики, ограничение власти монополий и милитаристских тенденций. Теория посткейнсиан-ства достаточно эклектичная. Она соединяет в себе концепции Дж. М. Кейнса в модернизированном виде, положения классической школы А. Смита и Д. Риккардо, некоторые идеи экономической теории К. Маркса, а также ряд положений современного институ-ционализма. Вместе с тем представители посткейнсианства решительно выступают против неоклассической школы, прежде всего против ее теоретико-методологических основ — закона Сэя о равенстве совокупного спроса и совокупного предложения, теории предельной полезности и предельной производительности, стремящихся объяснить экономические явления и процессы с точки зрения определяющей роли индивидуальных субъективно-психологических оценок и т. п. [c.481]
Антитеоретическая направленность исторической школы противостояла общепринятым стандартам научности и делала её уязвимой в глазах широкой научной общественности. Попытка сочетания принципов историзма и научности была предпринята в рамках марксизма (2-я половина 19 в.). Согласившись с исторической школой в том, что экономические законы, как правило, не могут быть едиными для разных эпох, К. Маркс настаивал, что экономическая теория может и должна выявлять специфические экономические законы для отдельных, закономерно сменяющих одна другую стадий исторического процесса (общественно-экономических формаций). Классическая политическая экономия была переосмыслена как теория одной из таких формаций — политическая экономия капитализма, которая наряду с другими аналогичными теориями (напр., политической экономией феодализма) явилась составной частью политической экономии в широком смысле слова. [c.164]
Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак, барон де л Он (1727 -1781), французский государственный деятель, философ-просветитель, видный представитель школы физиократов классической политэкономии. С 1751 г. чиновник Парижского парламента. В 1761-74гг. интендант в Лиможе. В 1774г. Людовик XVI назначил Тюрго морским министром. На посту генерального контролера финансов в 1774 -76 гг. Известен как инициатор антифеодальных реформ. Главное экономическое сочинение Тюрго — "Размышления о создании и распределении богатств" (1776). Наибольшую известность приобрел его закон убывающего плодородия почвы. [c.200]
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление вульгарной бурж. политич. экономии, возникшее в сер. 19 в. в Германии. Явилось буржуазно-помещичьей реакцией на опасные для господствующих классов, в условиях революции 1848, науч. положения классической буржуазной политической экономии, на усиливающееся рабочее движение и отражавшие его интересы социалистич. теории (утопич. социализм и первые шаги науч. социализма). Своё название школа получила от вуль-гарно-историч. метода, к-рый её теоретики пытались ввести в политич. экономию. К. Маркс характеризовал И. т. как крайнюю степень вульгаризации бурж. ноли-тич. экономии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 528). Однако И. ш. не завершила этот процесс вульгаризации, продолжающийся и в 20 в. Её можно назвать последней формой эволюции вульгарной политической экономии эпохи домононолистнч. капитализма, когда вульгаризация экономич. науки сводилась к постепенному устранению различия между явлениями и их законами. В концепциях И. ш., представители к-рой отрицали действие экономич. законов [c.76]
Смотреть страницы где упоминается термин Классическая школа и закон Сэя
: [c.221] [c.322] [c.82] [c.123] [c.53] [c.225] [c.5] [c.25] [c.141] [c.603] [c.753] [c.313] [c.9]Смотреть главы в:
Экономикс Принципы, проблемы и политика Изд.13 -> Классическая школа и закон Сэя