МОРАЛЬ И ЭТИКА

Дайте определение категориям мораль и этика .  [c.196]

Но попробуйте углубиться в причинно-следственные связи этих емких категорий. Малейшие попытки сделать это способны увести нас от конкретного тика рыночной цены как угодно далеко. В такие сферы, как политика и экономика, математика и астрономия, экология и психология, культура и искусство, мораль и этика, преступление и наказание...  [c.12]


Наличие духовных ценностей Пренебрежение трудовой моралью и этикой Разрушение трудовой морали  [c.427]

В нравственных чувствах отражается общественная мораль и этика (греч. "обычай"). Они могут выступать в качестве мотивов и  [c.22]

Некоторые наблюдатели говорят, что многие граждане бывшего Советского Союза и других коммунистических стран приобрели такую трудовую мораль и черты характера, которые можно изменить только постепенно. Неторопливая работа, нежелание брать на себя ответственность, сопротивление переменам и нововведениям, приоритет количества продукции над качеством, быстрое продвижение в должности, основанное на связях и партийной принадлежности, а не на эффективности работы — вот какие качества преобладали в период социализма. Было бы наивным предполагать, что население обладает трудовой этикой и духом предпринимательства и эти свойства проявятся, как только будет убрана тяжелая рука централизованного планирования. Гражданам более 70 лет внушали, что частная собственность, прибыли и капиталистическое предпринимательство — это зло. Осадок коммунизма в умах не так легко растворить и убрать.  [c.900]


Этика делового общения как научная дисциплина базируется на психологии культуры, психологии поведения субъектов экономики (личностей, групп, организаций), ситуативной психологии. Этика делового общения исследует проблемы формирования и воспроизводства такого регулятора поведения субъектов организации, как мораль и культура.  [c.54]

Корпоративная этика изучается такой дисциплиной, как прикладная этика. Общая этика занимается исследованием такого понятия, как мораль, и стремится дать любому человеку критерии, при помощи которых можно различить желательные и нежелательные (этически, морально приемлемые и неприемлемые действия). Прикладная этика изучает этические аспекты взаимодействия между людьми в конкретной сфере деятельности. Бизнес же оказывается одной из таких сфер.  [c.240]

Особенно обостряется поиск элитарного идеала в подростковом возрасте. В этом плане интересны слова Э. Эриксона, размышляющего о разрыве между моралью, выученной ребенком, и этикой, которая еще должна быть сформирована взрослым, он пишет Подросток готов к тому, чтобы его положение как равного было подтверждено принятием ритуалов, "символа веры" и программ,  [c.164]

Руководствуется моралью и активно занимается следующими вопросами окружающая среда, этика рабочего места, гражданский долг, опыты на животных и т. д.  [c.143]

Этика предприятия или мораль деловых взаимоотношений с помощью совести (чувства вины и гнева) бизнесмена в идеале позволяет соблюдать универсальные, безусловные высшие требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке - отказ от обмана, честное поведение, доверительность в совместной работе, уважение предпринимательских интересов собственников инновационных идей.  [c.25]

Употребление различных терминов — этика (греч.) и мораль (лат.) — не случайно. В русском языке имеется еще слово нравственность, используемое при рассмотрении перечисленных проблем и происходящее от аналогичного славянского корня (нрав, характер). Различение смыслов этих трех терминов имеет в этике (как в науке о морали) и философии свою историю. В литературе, посвященной проблемам деловой этики, если авторы вообще считают необходимым отличать этику от морали, как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные — во внутренних оценках лично-  [c.45]


И все-таки внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей организаций производить этический анализ своей деятельности. От сетований на неуловимый и не поддающийся контролю характер морали, что является общим местом исследований по этике, делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деятельности организации в планируемый и контролируемый порядок, институционализировать мораль. Соответственно можно выделить следующие уровни в системе регулятивов деловой этики в корпорации  [c.61]

Различать понятия "этика" и "мораль" надо, чтобы не смешивать теорию с практикой. На протяжении веков философы, занимающиеся этикой, пытаются научить людей добру, люди же часто глухи к этим учениям и продолжают жить не по совести, порой не ведая, что творят.  [c.6]

Этика (моральная философия) изучает социальную мораль, знакомит с нормами морали, учит людей принимать во внимание интересы других людей и таким образом соответствовать социальным стандартам.  [c.189]

Все отношения людей по производству экономических благ включаются в научную систему экономики общества. Другие же отношения, хотя и не менее, а порой по-своему и более значимые в жизни людей мораль, этика, культура, искусство, политика и т.д., которые выходят за рамки осуществляемой в обществе производственной функции, не являются в экономике системообразующими, а потому прямо не входят в сферу системного ее анализа.  [c.11]

Этика — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом. Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.  [c.413]

Нормативы развития по таким объектам, как право, культура, этика, мораль, невозможно спрогнозировать или рассчитать по функциональным зависимостям. Для определения норм и нормативов по таким объектам применяют методы и приемы сравнения, логики, аналогии с учетом традиций, истории, менталитета и других факторов.  [c.313]

Любой человек имеет определенные права. Часто права закрепляются в специальных документах, таких, как конституция. Но есть и нравственные кодексы, существующие независимо от любой правовой системы. Личные права и сопутствующие им моральные обязательства выражаются в форме христианского правила Возлюби ближнего своего, как самого себя (часто перефразируется как Обращайся с другими так, как хочешь, чтобы они обращались с тобой ). По сути, это правило призывает к тому, чтобы мораль и этика основывались на принципе, что права других превыше собственных прав.  [c.226]

Слова мораль и этика происходят соответственно от латинского mores и греческого ethos, что означает нормы, правила, которым следуют люди. Этика трактует, как должен и как не должен вести себя человек. Этика может рассматриваться как наука об общественных устоях, которые действительно могут оказывать влияние на поступки людей. Экономическая теория, исходящая из утилитаризма, имеет тенденцию недооценивать в силу исторических причин значение общественных факторов и переносит упор на личностные, индивидуальные моменты. Эти различия имеют глубокие исторические корни и связаны с борьбой консерваторов (Тори) и либералов (Виги). Тори всегда поддерживали существующую власть. Общество и власть при существовании монархии представлялись Тори оплотом морали в обществе. Виги, отвергая монархию, пытались найти источники справедливой власти не в обществе, а в людях. Дебаты, продолжавшиеся в течение трехсот лет, не прекращаются и по сей день. Они оказывают непосредственное влияние и на бухгалтерский учет, ибо его позитивная теория в значительной степени является наследием взглядов партии Вигов, возникшей еще в XVII в. И не удивительно, что либеральная экономическая теория исходит из того, что любое вмешательство правительства в экономическую жизнь страны приводит к негативным последствиям.  [c.149]

ИСТОРИЯ ТРУДА — область научного знания о становлении и развитии трудовой деятельности с древнейших времен до наших дней. И.т. необходима для понимания исключительной значимости труда как основы жизнедеятельности человека и общества. Такое знание помогает формировать уважительное отношение к созидательному труду, использовать опыт прошлого в современных условиях хозяйствования, находить действенные стимулы к эффективной работе. В экон. вузах России, готовящих специалистов по менеджменту, наряду с экономикой и социологией труда изучают И.т. Так, в Гос. академии управления им. Серго Орджоникидзе (Москва) подготовка менеджеров по персоналу включает освоение курса И.т. и деловой предприимчивости. И.т. на фактах всемирной и отечественной истории раскрывает решающую роль труда в развитии производительных сил общества и закономерном характере смены преходящих форм труда, выявляет ведущие тенденции в организации и стимулировании деловой активности, показывает, как от эпохи к эпохе эволюционировали взгляды на труд и предприимчивость, формировались трудовая мораль и предпринимательская этика. В учебном курсе "И.т. и предпринимательства" приоритет отдается тем фактам и событиям отечест-. венной истории, которые созвучны реальным проблемам осуществляемых в стране соц.-экон. реформ. Изучение И.т. способствует лучшей подготовке к управленческой деятельности, практическому решению задач в условиях продвижения России к социально ориентированной рыночной экономике.  [c.108]

Определенные аргументы в пользу подобной трактовки понятия экономический анализ , безусловно, можно сформулировать. В частности, термин экономика происходит от греческого слова oikonomike , означающее буквально искусство ведения домашнего хозяйства, которое, в принципе, можно отождествить с небольшим частным предприятием, производившим некоторую продукцию для удовлетворения собственных потребностей и обмена. В античные времена вопросы экономики были растворены в дискуссиях чрезвычайно широкой направленности, тесно увязывались и перемежались с вопросами философии, политики, этики, моралу. Так, Аристотель задавался вопросом о том, какая деятельность по формированию богатства является необходимой и достойной человека. И средние века вопросы этики ведения домашнего хозяйства также достаточно широко обсуждались учеными (например, Фома Аквинский). В далыейшем, по мере развития человечества, становления новых форм ведени хозяйства, совершенствования производительных сил термины экономика , экономический получили более общую трактовку.  [c.24]

Но именно с этой системой решительно порвала Реформация, уничтожив дуализм в этике, создав кодекс обязательной для всех морали. Протестант не делает разницы между внутренней и внешней моралью. Согласно его представлениям Бог требует от христианина честности не только по отношению к Небу, но и по отношению к ближнему. И действительно, принадлежность человека к протестантским сектам служила гарантией честности и добросовестности в деловых отношениях. Именно в этой среде возникла поговорка Честность — лучшая политика . А набожность (по мнению самих протестантов) является самым верным путем к богатству, поскольку безбожники (люди, не придерживающиеся протестантских вероучений) ни на йоту не верят друг другу и по каждому серьезному делу обращаются к ним (протестантам). Действительно, протестантская вера была гарантией скрупулезного выполнения контрактов1.  [c.51]

Традиционно считается, что мораль — это неинституциональный способ регуляции человеческого поведения. Основным механизмом ее действия (стимулирования поступка, поощрения и наказания) является апелляция к совести человека. Необходимость в профессиональной этике возникает тогда, когда представители той или иной профессии сталкиваются с проблемами, не разрешимыми никакими другими средствами, кроме моральных, когда любая регламентация, административная или техническая, не может заменить характерного для нравственности (по Аристотелю) выбора золотой середины , меры поступка, совершаемого добродетельной личностью.  [c.45]

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль моральный климат в организации образцы морального поведения нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.  [c.61]

Мораль (от лат. mores — обычаи, нравы — произошло mora lis — правильный, нравоучительный) представляет собой важнейший объективно действующий общественный институт, который регулирует поведение и деятельность людей. Одновременно мораль характеризует форму общественного сознания и вид особых общественных отношений, называемых моральными отношениями. Мораль представляет предмет изучения этики.  [c.189]

Ввиду того что качество работы САЦ зависит от близости к Глобальной цели, известной только Провидению, технической становится задача обеспечения близости этой ИСУ Создателю. Поэтому в сферу интересов теории автоматических СУ приходится включать такие извечные, изначально не инженерные и даже не технические, и даже не научные проблемы, как этика, вера, мораль, религия, смысл жизни и Т-п. ( только поверхностное знание удаляет от веры, а более глубокое вновь приближает к ней . ф, Бэкон), т.е. вопросы, определяющие мировоззрение проектировщика ИСУ (в связи Р этим следующая глада посвящается изложению философии управленца), Таким образом, в создании САЦ может принимать участие человек только очень высокого нравственного уровня — частный случай проявления острейщего вопроса современной науки — о моральной ответ-  [c.221]

Следует отметить, что здесь, как и во всей статье, этичность отдельных маркетинговых методов рассматривается несколько упрощенно, что соответствует цели данного введения в предмет этики маркетинга. Когда мы говорим о приемах, которые критикуются за неэтичность или являются в целом неэтичными , это не означает, что мы ссылаемся на взвешенные этические суждения, выдвинутые на основе философской этики. Таким образом мы ссылаемся на общественное или профессиональное мнение и на мораль здравого смысла. Имеются достаточные основания, позволяющие предположить, что между философской этикой и моралью, основанной на здравом смысле, может существовать соответствие. Тем не менее существует значительное различие между тем, что считается неэтичным по мнению группы людей и суждением, основанным на философской этике.  [c.351]

Основатель учения И. Вентам распространял принцип полезности на мораль, право, политику, государ-ствоведение, педагогику. Особое место в его филос. взглядах заняли проблемы этики. Пропаганде идей У. во многом способствовала деятельность Дж. С. Милля, основавшего (ок. 1822) в Лондоне Утилитарное общество .  [c.253]