Историческая школя в политической экономии

Историческая школа в политической экономии  [c.138]

К началу маржи нал и стекой революции господствующими в экономической мысли являлись классическая и историческая школы. В разных странах соотношение между ними складывалось по-разному например, в Англии лидировала классическая политическая экономия, а историческая школа находилась на периферии, тогда как в Германии существовала обратная ситуация. В малых и отстающих странах Европы соотношение сил зависело от того, какие отношения сложились у них с мастерской мира — Британской империей. Так, Скандинавские страны, наладившие взаимовыгодные связи с Англией, придерживались политики свободной торговли, и влияние классической школы было в них преобладающим. Государства же, отставшие от лидера и не сумевшие установить с ним разделение труда, такие, как Испания, Португалия, Оттоманская империя (Турция) и Россия, чаще применяли протекционистскую политику, а в области экономической мысли тон задавала историческая школа.  [c.177]


Вагнер А. (1835—1917) — немецкий экономист. Один из выдающихся представителей новой исторической школы, взгляды которого получили широкое распространение в финансовой литературе последней четверти XIX — начала XX вв. Аргументировал превосходство государственного хозяйства над частным. Абсолютизировал роль государства, обосновал его функциональную роль в процессе воспроизводства. Открыл новую страницу в политической экономии. Закончилась эпоха господства идей А. Смита о невмешательстве государства. Ускоренно набирающий темп процесс обобществления производства, его монополизация требовали государственного регулирования. А. Вагнер считал, что доходы и расходы финансового хозяйства государства — не болезненный нарост, а органическая затрата ресурсов народного хозяйства. Материальные блага частных хозяйств в государственном хозяйстве превращаются в услуги государству, а услуги государства позволяют частным хозяйствам создать подобное и большее количество новых материальных ценностей. Заслуга его также состояла в том, что он дополнил принципы налогообложения А. Смита, которые имели концептуальный характер. А. Смит  [c.8]


Таков будет наш подход к изучению поставленной нами проблемы. Он отнюдь не грешит тем великолепным презрением ко всякой абстрактной теории, каким себя зарекомендовала в своб время так называемая историческая школа политической экономии. Совеем, напротив, мы думаем, что лишь при светоче теории можно успешно справиться с тем хаосом фактов, который должен послужить материалом нашего исследования, и уложить его в достаточно убедительную ж обозримую систему аргументов, эмпирических коэффициентов и практических выводов. На обогащение таким путем экономической теории мы не претендуем, ибо та всеобъемлющая теоретическая схема, которую в свое время построил К. Маркс, нас вполне удовлетворяет. Но нам кажется, что все прикладное значение этой гениальной абстрактной схемы для социалистического строительства откроется нам лишь тогда, когда мы перестанем ее лишь более или менее бесплодно повторять своими словами в разных комбинациях, а постараемся каждый в своей области влить в нее столько коп-  [c.373]

Несомненно, важен и анализ соотношения экономических и этических правил в координационной деятельности. В частности, представляет интерес вопрос возможна ли общественная координация без этики или необходимо привнесение некоего обязательного этического кодекса для того, чтобы экономика могла полностью реализовать весь свой потенциал Вряд ли вызовет возражение утверждение, что любому обществу, чтобы нормально функционировать, требуется не только соответствующая система стимулов, но и обязательное для всех соблюдение определенных принципов. Ведь действие корыстного интереса благотворно не потому, что корыстный интерес каждого и благо для всех некоторым естественным образом совпадают, как считали представители классической политической экономии, а потому, что устройство общественных институтов позволяет координировать действие корыстных интересов в таких направлениях, в каких они не могут не действовать благотворно. На это обратили внимание представители исторической школы , указав, что даже свободное предпринимательство, как оно рассматривается представителями классической политической экономии, всегда ограничивается нравственными рамками.  [c.11]


Консерватор исходит из признания национального характера экономики, специфики национальных условий и приоритета национального интереса. Эти идеи и были выражены представителями немецкой исторической школы. Ее идеолог Ф. Лист (1789—1846) утверждал, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам, и поэтому для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия , задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. И, что любопытно отметить, именно у Листа нация, объединяющая всех своих членов патриотической связью, выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта.  [c.166]

Как отмечалось, в области непосредственно экономической науки выразителем ценностей либерализма выступала классическая политическая экономия, выразителем ценностей консерватизма — немецкая историческая школа. Именно они обосновали соответствующие хозяйственные идеологии. В классической школе целью экономического развития выступает богатство нации, и потому они приветствуют политику, в наибольшей степени способствующую решению этой задачи, а именно политику экономического либерализма, или экономической свободы.  [c.167]

Маршалл попытался объединить в своей работе подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы. Некоторые главы Принципов... явно написаны с позиций исторической школы. Подобно классикам , он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения. В свою теорию ценности он включил анализ издержек производства, что также было близко учению классиков. Не случайно именно к Маршаллу и его последователям впоследствии стали применять термин неоклассики , подчёркивая, что их идеи в определённом смысле продолжают идеи классической школы. Однако на самом деле главное содержание книги и основные достижения Маршалла связаны с развитием маржиналистской микроэкономики. Поэтому термином неоклассическая теория со временем (с 1950—60-х гг.) стали называть маржинализм.  [c.114]

Структура экономического знания в аспекте его содержания определяется дифференциацией научных парадигм (научно-исследовательских программ) и сложившихся на их основе научных направлений, школ и традиций. Экономическая парадигма — это прежде всего общий взгляд на экономическую реальность, или онтология (картина экономической реальности). Её конкретным выражением служат научная терминология, тематика исследований, а также идеалы и нормы научной работы в данной области. Одно из главных направлений развития экономической мысли — расширение спектра научных парадигм. Так, классическая политическая экономия и марксистская политическая экономия воспринимали экономику прежде всего как процесс создания и распределения общественного продукта. Австрийская школа выработала взгляд на экономику с позиции предпринимателя, принимающего хозяйственные решения. Историческая школа и институционализм переосмыслили экономику как мир экономических институтов, вплетённых в общую культурную ткань общества. В современных теориях неоклассического направления экономика предстаёт сферой взаимодействия особых экономических субъектов — своего рода рациональных игроков, просчитывающих далеко вперёд варианты развития событий и принимающих оптимальные решения (см. ст. Экономический человек .  [c.163]

Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине XIX в., когда после нескольких десятилетий неоспоримого лидерства классической политэкономии многие ее постулаты и выводы стали подвергаться сомнению. Вся последующая эволюция экономической науки происходила уже в условиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научных школ, а первыми оппонентами классической политической экономии стали экономическая теория Карла Маркса (гл. 7) и немецкая историческая школа (гл. 8).  [c.12]

Точкой отсчета и сравнения для нас будет классическая политическая экономия (соотношение маржинализма и исторической школы было в общих чертах рассмотрено выше (гл. 9 2) и еще будет упоминаться в гл. 11 5).  [c.178]

В экономической теории с давних пор наблюдалась борьба ортодоксии и ересей . Богатство народов Смита было вызовом меркантилизму, немецкая историческая школа возникла как протест против английской классической политической экономии оппозиционным течением не только к господствующей экономической теории, но и к господствующему общественному строю был марксизм.  [c.756]

Рошера, Гильдебранда и Книса, работавших в разных университетах и сходившихся заочно в призывах изучать экономические события и экономические мнения в их национальной и временной конкретности, стали объединять в трио экономистов старой исторической школы после того, как в 1870-е годы заявила о себе новая , или молодая , а по небезосновательному мнению ее лидера Г. Щмолле-ра — единственная в подлинном смысле слова историческая школа в политической экономии. Она оформилась в годы, когда железный канцлер О. Бисмарк не только осуществил мечту Ф. Листа об объединении ( округлении границ) Германии (хотя и не в таких масштабах), но и решительно направил экономическую политику в сторону таможенного протекционизма. Кроме того, Бисмарк проводил активную политику государственного регулирования классовых отношений, сочетая реформы в области рабочего законодательства с борьбой против революционного рабочего движения ( исключительный закон против социалистов). Здесь он нашел идейную поддержку со стороны Г. Шмоллера и других историков-политэкономов.  [c.148]

Благодаря близости Шмоллера к официальным кругам Германской империи новая историческая школа стала господствующей в немецких университетах ее влияние распространилось и за пределы Германии - в Англии, Франции, США, России. Германская историческая школа в политической экономии способствовала формированию экономической истории и экономической географии как особых научных дисциплин.  [c.150]

Георг Фридрих Кнапп (1842 - 1926) - немецкий экономист и статистик, представитель новой исторической школы в политической экономии. Занимался проблемами статистики, историей аграрных отношений и теорией денег. Разработал государственную теорию денег, в которой государству приписывал возможность через регулирование денежного обращения управлять хозяйством страны.  [c.59]

Теоретическое обоснование маркетинга как науки было дано еще немецкой исторической школой в политической экономии. Хотя Гарвардский и Висконсинский университеты считаются основными центрами становления маркетинговой мысли в США, однако отделения маркетинга создавались там специалистами, получившими экономическое образование в Германии (Jones and Monieson, 1990).  [c.35]

В своих теоретических работах сочетал идеи классической политической экономии с идеями исторической школы. Начиная с 1856 г. публикует статьи Исторический метод в политической экономии , О трудах Вильгельма Ромера , О характере политико-экономических учений, возникших после Адама Смита , О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. Речь в Казанском университете (1857 г.), Курс политической экономии (1859 г.), Мысли о современных нуждах нашего народного хозяйства (1860 г.).  [c.40]

Так важно или нет строго доказывать фундаментальные законы какой-либо науки В наши дни насчитывается неизвестно сколько школ в политической экономии школа дедуктивная и школа историческая, школа laissez-faire и школа государственного вмешательства или кате-дер-социализма, школа собственно социалистическая, школа католическая, школа протестантская. Что касается меня, то я признаю лишь две школу тех, кто не доказывает своих утверждений, и школу тех, кто доказывает их, школу, которая, как я надеюсь, создается. Именно путем строгого доказательства элементарных теорем геометрии и алгебры, затем следующих из них теорем математического анализа и механики с целью их приложения к экспериментальным данным, именно таким путем творятся чудеса современной индустрии. Давайте действовать так же и в политической экономии, и мы несомненно научимся воздействовать на природу вещей в экономической и социальной сфере, как научились этому в области физики и индустрии.  [c.404]

В XIX в. оплотом идеологии консерватизма стала Германия. Именно представители немецкой исторической школы резко выступили против универсализма манчестерской школы , или классической политической экономии, выражавшей ценности либерализма и индивидуализма. Именно в их трудах мы нахбдим в наиболее полном виде характерные черты данной хозяйственной идеологии. Критикуя классическую политическую экономию, представитель немецкой исторической школы Г. Шмоллер отмечает, что индивид представляет собой совокупность целей, укорененных в надиндивидуальной совокупности целей культуры . Он считал, что классическая политическая экономия слишком большой акцент делает на материальных интересах. По его мнению, учение об эгоизме схватывает лишь поверхностный слой отношений. Другой представитель немецкой исторической школы, В. Рошер (1817—1894), также полагает, что в основе действий экономического субъекта лежит не только эгоизм, но и стремление к справедливости, ориентация на нравы и обычаи данного сообщества. В определенном смысле в этом вопросе с ними солидарен известный русский экономист М.И. Туган-Барановский (1865--1919). Он считает, что капитализм апеллирует к самым простым и грубым чувствам и влечениям человека. И подчеркивает, что хозяйственный интерес и эгоизм как мотивы деятельности могут быть заменены чувством солидарности с остальными людьми, развитым чувством долга и, что немаловажно, непосредственной привлекательностью труда2.. ..  [c.165]

В настоящее время прогресс перестает восприниматься как естественное следствие поступательного экономического развития, его неизбежность отрицается все чаще2. Все чаще на долю линейного прогресса оставляются зоны технических усовершенствований. Кстати, эту точку зрения разделяли представители немецкой исторической школы, которые выступали последовательными критиками классической политической экономии. Видный представитель исторической школы В. Зомбарт утверждал, что если бессмысленная идея прогресса и имеет какой-нибудь смысл, то, несомненно, только в области технического умения . В этом их поддерживали и представители русской науки. Так, русский философ И.О. Лосский писал, что прогресс или регресс есть свободно развивающаяся личная история каждого существа. Это значит, что прогресс или регресс не может быть передаваем от одной личности к другой механически или по наследству, он может быть результатом собственного опыта и собственных усилий каждой личности. Поэтому прогрессивное накопление возможно разве только в области передачи знаний от одного поколения к другому, Да и то лишь знаний низшего порядка, например, имеющих значение для техники, поскольку это связано с повседнев-  [c.182]

Антитеоретическая направленность исторической школы противостояла общепринятым стандартам научности и делала её уязвимой в глазах широкой научной общественности. Попытка сочетания принципов историзма и научности была предпринята в рамках марксизма (2-я половина 19 в.). Согласившись с исторической школой в том, что экономические законы, как правило, не могут быть едиными для разных эпох, К. Маркс настаивал, что экономическая теория может и должна выявлять специфические экономические законы для отдельных, закономерно сменяющих одна другую стадий исторического процесса (общественно-экономических формаций). Классическая политическая экономия была переосмыслена как теория одной из таких формаций — политическая экономия капитализма, которая наряду с другими аналогичными теориями (напр., политической экономией феодализма) явилась составной частью политической экономии в широком смысле слова.  [c.164]

Карл Густав Адольф Книс (1821 - 1898), немецкий экономист, один из основателей исторической школы. В 1855.- 60 г.г. - профессор камеральных наук Фрейбурского университета, профессор экономики Гейдельбергского университета (1865 - 1896). Основное произведение - книга Политическая экономия с исторической точки зрения . Он стремился опровергнуть учение классической школы о естественных экономических законах и обосновать необходимость перестройки политической экономии с позиций вульгарно-исторического метода.  [c.57]

Представители немецкой этико-национально-исторической школы, придавленные грудой "фактов, мелочей и исключений" и совершенно неспособные к абстрактному мышлению, точно искали утешения в сознании, что самые крупные представители абстрактно-дедуктивного метода в политической экономии - евреи. Они с особенным удовольствиеми повторяли это расовое объяснение и находили в нем разгадку, как выражается Гельд, "цинического материализма" Рикардо с его "истинно циническими представлениями о государстве и обществе". Более близкое знакомство с жизнью и личностью Рикардо покажет нам, сколько самодовольного невежества скрывается за этими quasi-научными объяснениями.  [c.3]

Согласно же идеям представителей исторической школы, которые практически по всем вопросам выступали критиками классической политической экономии, в частности немецкого экономиста Г. Шмоллера (1838—1917), справедливо, если общество отмеряет индивидам материальные блага или почет пропорционально их вкладу в достижение общих целей. Иными словами, они рассматривали справедливость с позиции достижения конечных состояний, В более общем случае это представляет собой идеологию традиционных обществ.  [c.110]

Взгляд на государство как институт, обеспечивающий реализацию справедливости в общественных отношениях, особенно характерен для представителей немецкой исторической школы, которая выступала критиком классической политической экономии с ее принципами индивидуализма, универсализма и либерализма2. Немецкая историческая школа считала, что именно в праве и нравах осуществляется высшее суждение о справедливости. И государство как раз и существует для того, чтобы согласовать формы хозяйства с этическими представлениями о справедливости, т.е. осуществлять ту задачу, которая раньше решалась церковью3. Для представителей исторической школы характерен взгляд на государство не только как на гаранта поддержания порядка, но и как на инструмент достижения тех целей, которые не могут быть достигнуты усилиями отдельных личностей. В числе функций государства они называли заботу об умственном и  [c.143]

Учение английской классической школы господствовало в экономической мысли до 70-х гг. 19 в. Однако не во всех странах ей удалось одержать победу. Самым заметным исключением стала Германия (состоявшая в то время из множества мелких самостоятельных государств). Понятно, что в Англии, которую за её развитую промышленность называли мастерской мира , было множество сторонников свободной торговли. Но в Германии, где промышленная революция началась гораздо позже, отечественная продукция (кроме сельскохозяйственной) не могла конкурировать ни на мировых, ни на внутренних рынках и нуждалась в протекционистских мерах (защите со стороны государства). Отсюда напрашивался вывод, что классическая политическая экономия хороша для Англии, но не подходит к немецким условиям. Немецкие экономисты Бруно Гильдебранд, Карл Книс, Густав Шмоллер и др., обобщая этот вывод, шли дальше и настаивали, что экономическая наука должна отражать особые, исторически сложившиеся условия каждой страны, моральные принципы, религиозные убеждения и национальный характер её жителей, существующие формы права и государственного управления. Но, чтобы учесть всё это, экономическая наука в принципе должна была включить в себя историю, юриспруденцию, социологию, этику и пр. На практике же учёные, которые придерживались этих взглядов, занялись изучением экономической истории разных стран, которое не сопровождалось развитием собственно экономической теории. Это направление, получившее название историческая школа , заняло лидирующие позиции в Германии и распространилось на другие страны, включая Англию и особенно Россию, где взгляды немецких экономистов были очень популярны в конце 19 начале 20 вв.  [c.112]

В классической политической экономии ведущей методологической установкой был рационализм предполагалось, что экономика, как и мир в целом, устроена разумно, и задача науки — познать экономические законы, лежащие в основе этого мироустройства, проникнуть в истинную природу явлений. Хотя образцом подлинной науки для экономистов-классиков была физика И. Ньютона (Великобритания), их собственная научная практика неизбежно отличалась от этого образца. При изучении экономических процессов в масштабе целых стран основной метод физики — строгий лабораторный эксперимент — был недоступен. На первый план вышел логический метод, а важнейшим достижением классической школы [прежде всего, Ф. Кенэ (Франция), Р. Кантильона, А. Смита и, особенно, Д. Рикардо (Великобритания)] стало формирование системы базовых научных абстракций (категорий политической экономии), выражающих структуру и функции экономической системы. На основе этой системы категорий формировались законы политической экономии и гипотезы о перспективах общественного развития, осмысливались факты и тенденции хозяйственной жизни. Однако упор на логический метод отвлекал внимание от многих практических проблем, не получивших объяснения на базе принятых теоретических предпосылок. Это стимулировало появление сначала внутренней (Т. Мальтус, Р. Джонс — Великобритания), а затем, в середине 19 в., внешней (историческая школа) критики в адрес методологии Рикардо.  [c.163]

Для Маркса экономическая теория никогда не была самоцелью. Он обратился к ней как социальный философ, искавший в экономике пружины общественного развития. Это случилось в 40-е годы XIX в., когда классическая политическая экономия была синонимом экономической науки, хотя высшая точка в ее развитии уже миновала, и тон в ней задавали эпигоны. Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической литературе, это и подтолкнуло его к собственным политико-экономическим исследованиям. Своютеориюон рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в XX в. Сочетание преемственности и самобытности в экономической мысли Маркса отразило главную особенность ее происхождения она сформировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и философии Г. Гегеля. В своем представлении об экономике как объекте  [c.110]

В немецкоязычной экономической литературе учение австрийской школы было обречено на столкновение с немецкой исторической школой, занимавшей ведущее положение в университетах Германии. Хотя Менгер в знак уважения посвятил свои Основания... главе старой исторической школы Вильгельму Рошеру, методология анализа этих двух направлений экономической теории была в сущности противоположной. Это проявилось в ожесточенной полемике, развернувшейся между Менгером и главой новой , или молодой , исторической школы Густавом Шмоллером, которая получила название спора о методах (Methodenstreit). В 1883 г. Менгер опубликовал свой труд Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности , в котором методу исторической школы было определено достаточно скромное место. Шмоллер ответил резкой рецензией в своем Ежегоднике . Менгер выпустил памфлет Ошибки историзма . Так началась полемика, которую лидеры школ и их последователи вели несколько десятков лет. В чем же состояли основные разногласия  [c.201]

Эти положения, которые отстаивал Хайек, имели основание в деях старой австрийской школы. Еще К. Менгер в работе Исследо- шия о методах социальных наук и политической экономии в осо-юнности (1871) писал, что многочисленные институты представ- яют не продукт положительного законодательства или сознательной юли общества, направленной на установление их, а суть неосознаннее результаты исторического развития 4. Таким образом, речь идет if) органической природе социальных институтов.  [c.607]

Таким образом,. в ходе развития экономической науки ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве, представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Ма.ржиналиеты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких или ограниченных ресурсов. в условиях рыночного хозяйства. Кейноианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Тем самым политическая экономия позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.  [c.43]

Д. в буржуазной политической экономии. Бурж. политич. экономия не отличается единством науч. системы. Её содержание образуют разнородные, часто исключающие друг друга взгляды, концепции, течения, школы. Однако все они имеют определ. направленность и нек-рую общую методоло-гич. основу. В трактовке экономич. категорий и законов бурж. теории догматически исходят из постулата, согласно к-рому человек по своей неизменной природе — частный собственник, а частная собственность — естественная и вечная основа произ-ва, экономич. и социального прогресса общества. Это составляет гл. догму бурж. политич. экономии. Самые различные и даже исключающие друг друга бурж. теории рассматривают ...капиталистический строй пе как исторически преходящую ступень развития, а наоборот, как абсолютную, конечную форму общественного производства... (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 14). Законы и категории капитализма бурж. экономисты стремятся представить как всеобщие, надысторич. законы развития х-ва, вечные истины , что неизбежно придаёт им характер теоретич. догм. В рамках бурж. политич. экономии существует  [c.446]

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление вульгарной бурж. политич. экономии, возникшее в сер. 19 в. в Германии. Явилось буржуазно-помещичьей реакцией на опасные для господствующих классов, в условиях революции 1848, науч. положения классической буржуазной политической экономии, на усиливающееся рабочее движение и отражавшие его интересы социалистич. теории (утопич. социализм и первые шаги науч. социализма). Своё название школа получила от вуль-гарно-историч. метода, к-рый её теоретики пытались ввести в политич. экономию. К. Маркс характеризовал И. т. как крайнюю степень вульгаризации бурж. ноли-тич. экономии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 528). Однако И. ш. не завершила этот процесс вульгаризации, продолжающийся и в 20 в. Её можно назвать последней формой эволюции вульгарной политической экономии эпохи домононолистнч. капитализма, когда вульгаризация экономич. науки сводилась к постепенному устранению различия между явлениями и их законами. В концепциях И. ш., представители к-рой отрицали действие экономич. законов  [c.76]

Однако известно, что представителями политической экономии считали себя и ученые других направлений экономической теории — рикардианцы и маржиналисты, неоклассики и теоретики исторической школы и др. Это объясняется тем, что ни одно из рассмотренных ранее направлений экономической теории объективно не могло искусственно отделиться от распределительных отношений в обществе, от выявления и характеристики роли государства в обеспечении условий и правил экономической "игры" для всех хозяйственных агентов. И в современных условиях термин "политическая экономия" широко используется многими исследователями для обозначения не только социально-экономических, но и многих других аспектов хозяйственной действительности. Следовательно, по сути политическая экономия и экономическая теория не отличаются друг от друга, однако имеют место некоторые содержательные отличительные особенности.  [c.60]