Философия власти

В Японии процедуру ринги часто относят к проявлениям управленческой философии, проповедующей предусмотрительность, осторожность, коллективную ответственность . При этом все те, кто стоит у кормила власти, усматривают в ринги средство поддержания гармонии, классового мира в организациях [82].  [c.165]


Бюджеты организаций общественного сектора — предмет широкого общественного обсуждения и критики, тогда как в частном бизнесе бюджеты являются внутренним делом организации и редко становятся предметом рассмотрения за ее пределами. Это означает, что в общественном секторе любое смещение приоритетов или необходимость дополнительного финансирования (например, введение новых налогов) требует не только четкой финансовой проработки, но и одобрения политических и социальных аспектов таких изменений. Если выполнение бюджета может повлечь за собой неоправданные социальные издержки, такой бюджет станет политически неприемлемым, а отказ учитывать такие издержки и последствия будут свидетельствовать о том, что "бюджетная философия" данной организации слишком жестка для динамично меняющейся социально-экономической среды. Например, некоторые местные органы власти часто утверждают, что жесткие границы сферы их ответственности и финансовых возможностей не позволяют предоставлять населению общественные блага должного качества. Хотя в отдельных случаях причиной такого рассогласования выступает несовпадение политических взглядов, чаще всего оно может служить иллюстрацией излишней жесткости бюджетных процедур.  [c.594]


Схематично эволюция научной мысли о налогообложении описана на рис. 2. От ранних схоластов и философов естественного права представления о налоговых формах взаимоотношений граждан с представителями верховной власти развивались по восходящей, постепенно отражая конкретно-исторические условия общественного бытия.  [c.14]

Древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) трактовал государство как максимально возможное воплощение идей мира в земной общественно-политической жизни. Платон проводил аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Основными началами в государстве должны быть совещательное, защитное и деловое. Справедливость состоит в том, чтобы заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Она требует соответствующей иерархической подчиненности во имя целого. Бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золото, в их помощников — серебро, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди . В идеальном государстве Платона нет частной собственности, женщины уравнены в правах с мужчинами, детей воспитывает государство, имеется справедливое управление лучших и благородных. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы,  [c.8]

В середине 1863 года в Кливленде было уже двадцать нефтеперерабатывающих заводов. В этот критический момент Рокфеллер (вероятно, в последний раз за всю карьеру) не имел никакого превосходства над конкурентами. Однако он быстро добился преимущества. Если, как утверждал Фридрих Ницше, язык добра и зла коренится не в истине или разуме, а в воле к власти , то именно Рокфеллер воплощал эту философию. Прежде всего, он привил бизнесу свое острое чувство экономной бережливости — не путем абстрактных указаний , а с помощью минимизации потерь на конкретном производстве.  [c.69]

Сказочное обогащение Ост-Индийских компаний и уничтожение христианской власти революцией 1640-1660 годов произвело на лучшие умы Европы ещё большее впечатление. Один из таких умов в перерыве между своими биржевыми спекуляциями ударился в философию и решил, что отделение веса от товара - это не только принцип торговли, но и закон мироздания. Он решил, что сам бог построил мир на основе цифр и математики.  [c.105]


История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует полевение американской политической философии в период депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией новый курс стал подлинной революцией в американской политической и экономической идеологии. Еще одним примером служит приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, несомненно, что высокий уровень безработицы среди чернокожих и других национальных меньшинств является причиной серьезных беспорядков и насилия, которые периодически охватывают города Америки и других стран. Что касается простых обывателей, исследователи усматривают прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы.  [c.167]

Я бы не давал строгого определения. Поппер научил меня, что концепции не следует как-то вообще определять их следует разъяснять. В моей философии открытое общество основано на идее, согласно которой все мы действуем на основе идеи несовершенного понимания. Никто не владеет конечной истиной. Следовательно, нам необходим критический способ мышления нам необходимы организации и правила, позволяющие людям с различными мнениями и интересами жить в мире друг с другом нам необходима демократическая форма государства, которая обеспечивает определенный порядок распределения власти нам необходима рыноч-  [c.130]

Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Кадровая политика включает тип власти в обществе, стиль руководства, требования к персоналу и реализуется в философии организации, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре. Философия организации - это главный документ, содержащий принципы и правила взаимоотношений персонала и руководства фирмы. Современная кадровая политика формируется на основе развития рыночных отношений и демократизации общества.  [c.15]

Древнегреческие философы считали, что человеку свойственно стремление к истине, к власти и достатку, к добру и справедливости, к прекрасному. Исходя из этого, они выделили четыре основные категории сфер деятельности человека научную, политическую и экономическую, этическую и моральную, и эстетическую. Очевидно, что эти категории не являются взаимоисключающими, так как у человека может быть два и более стремления одновременно.  [c.18]

В фундаментальных трудах древних мыслителей и философов можно найти много интересных идей, положений, методологических принципов об организации и управлении, многие из которых не утратили своего значения и по сей день. Так, Платон (428—348 до н.э.) в трактате Государство называет пять форм организации правления аристократия (правление лучших), тимократия (правление худших и корыстных), олигархия (правление сильных и имущих), тирания и демократия, которую он считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть. Демократию Платон называет правлением числа или правлением многих . Различая хорошие и плохие формы организации правления, Платон считает, что демократия хуже хороших форм правления, но лучше плохих.  [c.7]

Мы рассмотрели наиболее известные концепции смысла и ценностей жизни. Философы, теологи и религиозные деятели пишут о суетности стремления к богатству, славе, власти, материальным благам. Однако большинство людей стремятся именно к этому. Во всяком случае, практические действия чаще всего направлены на достижение материальных целей. Экономические концепции, в отличие от философских и теологических, как правило, исходят из примата потребностей в материальных благах и власти.  [c.49]

Чувствительные и зачастую спорные, слабые стороны в этой области могут означать, что управленческие структуры и философия нуждаются в переменах с целью успешного внедрения маркетинговой стратегии. Например, это может быть потребность в стратегических альянсах, партнерствах и слиянии с другими компаниями, а возможно, и в пересмотре иерархии власти.  [c.64]

В России одним из предвозвестников современной Н. об у. был философ-марксист А. А. Богданов, выдвинувший идею создания науки об общих законах организации —тектологии. С первых лет Советской власти работы в этой области были связаны в большой мере с именем А.К. Гастева, который с 1920 по 1938 г. руководил Центральным институтом  [c.213]

В 1934 г. после прихода в Германии к власти нацистов Ильин был уволен из Русского научного института, через два года после этого последовал запрет на его преподавательскую и всякую иную общественную деятельность. Лишившись работы, философ вынужден был эмигрировать из Германии, что ему и удалось сделать в 1938 г. Обосновавшись в пригороде Цюриха, Ильин, преодолевая трудности, постепенно вернулся к преподаванию и философским изысканиям.  [c.243]

Однако продвижение вперёд в области экономической мысли всё же происходило. Католическая церковь признавала труды Аристотеля наравне с трудами отцов Церкви, и учёные, а ими были в ту пору исключительно монахи, изучали и толковали мысли великого философа древности. С 12 в. в Западной Европе стали создаваться независимые от властей самоуправляющиеся университеты, в которых преподавали те же учёные монахи и аббаты. Одним из таких монахов-профессоров был Фома Аквинский (1225-74), впоследствии (в 1323 г.) провозглашённый святым. (Обратим внимание, что между Аристотелем и святым Фомой по времени прошло 15 веков, в течение которых в эко-  [c.109]

Ильин Иван Александрович (1883—1954) — российский правовед и философ, публицист, сторонник монархической власти жил в эмиграции с 1922 г. Автор многих фундаментальных трудов по философии права, сущности правового сознания. Считал, что право является орудием порядка, мира и сотрудничества законопослушных граждан, и вместе с тем показывал хрупкость правового механизма, его зависимость от политических обстоятельств. Ильин доказывал, что общественный строй, конкретная форма власти в каждый исторический момент определяется правосознанием основной массы людей в стране.  [c.561]

Новая философия менеджмента изменила понятие руководство . Если прежде руководство полагалось на администрирование, т. е. на силу власти и распоряжения, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя.  [c.31]

Английский философ Джон Локк — идеолог социального компромисса, выражая правовые представления буржуазного общества в противоположность феодальному, считал необходимым разделение властей на законодательную, исполнительную и власть ведения дел вне государства. При этом он подчеркивал, что законы нуждаются в непрерывном исполнении и наблюдении за этим исполнением.  [c.108]

В качестве самых крупных гарантийных учреждений, как правило, выступают правительства и правительственные структуры. Даже в США, где доминирует философия ограниченного вмешательства государственных структур в частный сектор, федеральные и местные органы власти предоставляют широкий спектр финансовых гарантий. Самым важным среди них, как в экономическом, так и политическом отношении, является страхование банковских вкладов. Однако гарантии широко используются и в других случаях. В корпоративном секторе правительство гарантирует долги малого бизнеса, в некоторых случаях это было сделано и для очень крупных предприятий.  [c.230]

На внутреннем рынке многие МСП пользуются различными уровнями планирования, как это показано на рис. 3.9.а. Самую долгосрочную перспективу, скажем на 5—6 лет, мы называем стратегическим мышлением. Мы можем назвать это даже философией бизнеса, поскольку она относится к таким общим вопросам, как что представляет собой наш бизнес, как будет развиваться мир, и к чему мы придем через 5—8 лет . В таких стратегических обсуждениях, как правило, участвуют члены правлений и представители высшей исполнительной власти.  [c.239]

Формированию научных представлений о налогах как экономической категории предшествовали представления о налоговых формах взаимоотношений государства в лице верховной власти и граждан, основанные на совершенствовании практического опыта обложения. Древние философы (Ксенофонт, Аристотель) предлагали разнообразить источники доходов государства, не ограничиваясь лишь налогами ( гнетом ) на побежденные народы. Вслед за ними средневековые схоласты и философы духовного возрождения (Ф. Аквинский) давали рекомендации на тему финансовой нравственности в теологических, философских и юридических сочинениях, призывая правителей вводить налоги на граждан только в период чрезвычайных обстоятельств, как помощь государству. Возникновение и развитие торгового капитализма повлекло за собой необходимость осознанного осмысления  [c.196]

Зарождение финансовой науки в России традиционно принято связывать с именем Ю. Крижанича (1617—1683), в работах которого впервые формулируются проблемы управления финансами в широком контексте, когда финансовая система понимается как один из важнейших факторов укрепления государственности. Деятельность Крижанича не встретила очевидной поддержки со стороны властей более того, из девятнадцати лет, проведенных им в России (1659—1678). шестнадцать лет он находился в ссылке в Тобольске. Будучи широко образованным человеком, получившим образование в Вене, Болонье, Риме, Крижанич написал в России девять сочинений по богословию, философии, политике, языкознанию. Основной его труд Политичны думы (отметим, что в исторической русскоязычной литературе существует несколько интерпрета-  [c.277]

Философия бизнеса в Доу Кемикалз до 1993 г. была примерно следующей Принесите хороший проект, а мы уж деньги на него найдем . Эта философия базировалась на специфическом распределении власти в компании. Руководители крупных подразделений, построенных по продуктовому принципу, яростно сражались за увеличение бюджета инвестиций для своего бизнеса. Они старались добиться максимизации производственных мощностей, а затем уже решать, где находить заказы, чтобы загрузить созданные мощности. Руководители подразделений имели не только большой вес в компании, но и являлись официальными членами Совета директоров. Таким образом, Совет директоров превратился в арену битв по поводу того, какой конкретный проект получит приоритетное финансирование. Все инвестиции распределялись подобным образом, хотя формально существовал и общий стратегический план корпорации.  [c.136]

Одним из первых, кто открыто поставил целью нарушить христианские табу управления природой, стал в конце XVT века английский лорд-хранитель печати, а по совместительству философ Френсис Бэкон (1561 - 1626). Френсис Бэкон выдвинул принцип порабощения природы, и через неё - порабощения народов земли под власть Англии.  [c.391]

Не является бесспорным и положение о производственных отношениях как базисе общества и производном характере надстроечных структур. По меткому замечанию философа М. Чешкова, этот постулат сохраняет свою силу в том смысле, что производственные отношения образуют условие существования любого общества... Напротив, данный постулат перестал работать в том смысле, что производственные отношения уже не определяют полностью облик социума эту роль выполняют в неменьшей степени отношения власти и культуры . (М. Чешков. Понимание целостности мира в поисках неформационной парадигмы // МЭ и МО, 1990. № 5.С. 39).  [c.405]

В период формирования классической политической экономии под естественным правом понимается система правовых норм, которые, благодаря общности человеческой природы, обязательны для всех людей везде и всегда. Другими словами, речь идет о нормах, заложенных в самой человеческой природе. Принцип естественного права, которое заключалось в свободе и равенстве всех граждан и ставило последних вне посягательства тиранов, провозгласил английский философ Дж. Локк (1632—1704) в работе О праве войны и мира . По мнению Локка, естественным состоянием людей было состояние полной свободы — свободы располагать своими действиями и своим имуществом. По его мнению, естественный порядок будет восстановлен тогда, когда верховная власть, облеченная неограниченными полномочиями, объявит, что она существует единственно для охранения свободы и собственности каждого человека, кем бы он ни был2.  [c.96]

Следующий период (со 2-й половины 18 в.) ознаменовался появлением не просто экономической мысли, а самостоятельной экономической науки. В это время начала складываться самодостаточная рыночная экономика, когда люди уже не нуждаются ни в приказах, ни в обычаях, а свободно действуют в своих собственных интересах. Для объяснения и предсказания их поведения и возникла специальная экономическая наука, которая выделилась из моральной философии. В отличие от меркантилистов, экономисты следующего периода, во-первых, стали видеть источником богатства не торговлю, а производство, во-вторых, перестали считать необходимым активное вмешательство государства в экономику. Первым представителем этой науки стала французская школа физиократов, которых иначе называли экономистами . Главой этой школы был естествоиспытатель Франсуа Кенэ (1694—1774), бывший личным врачом фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур. Источником всякого богатства, по мнению Кенэ и его учеников, является природа (отсюда и их название слово физиократия означало власть природы), а точнее — сельскохозяйственный труд. Все остальные виды человеческих занятий, в т.ч. городскую промышленность и ремесло, они считали непроизводительными. Эта кажущаяся странность объясняется тем, что Франция в ту пору (в  [c.110]

Полученное в молодости образование наложило отпечаток на его дальнейшие работы. Вообще работы Харшаньи по теории игр находятся на стыке математики и философии. Кроме работ по теории игр он опубликовал ряд работ по философии науки, этике, теории власти и другим социальным наукам.  [c.375]

Крупнейший средневековый богослов Фома Аквинский писал, что давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое ими заемщикам. Однако время — это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждение. Известный философ XIV в. Никола Оресм, советник Карла V, учил, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. До XVI в. взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6 вселенскими. В Англии на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г., во Франции — в 1312 г, В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям — выслушивать их жалобы, а гражданам — давать им у себя приют. Статут города Вероны гласил ...ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается . В Голландии вплоть до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, то есть религиозно отделялись от своих сограждан.2 Примеры можно продолжить.  [c.170]

Иной ответ был дан русским философом и экономистом П. Б. Струве. Оба эти идеала, — писал Струве, — в формальном смысле одинаково неосуществимы, одинаково утопичны. Общественно-экономический процесс не может ни сам до конца рационализироваться на основе свободной игры хозяйственных сил, ни быть до конца рационализирован велением какого-нибудь субъекта власти .15 Струве высказал убеждение в имманентном дуализме этого процесса. Опыт XX в., в том числе и опыт нашей страны, подтвердил справедливость этого вывода.  [c.29]

Консерваторы не только внесли- свой вклад в развитие экономической философии, но и оказывали реальное влияние на процесс принятия политических решении в мире. Пришедшие к 1980 г. в различных странах Запада к власти правительства возобновили применение более традиционной политики. В некоторых странах Южной Америки особым успехом пользовались теории Милтона Фридмана и "Чикагской школы". На генеральных ассамблеях МВФ и Мирового банка также отчетливо проявился возврат к ортодоксии. Здесь заклеймили протекционистские тенденции, выступая за как можно большую свободу торговли. В области национальной политики подчеркивались чрезмерный этатизм и вмешательство властей. В особенности акцентировалось внимание на необходимости усиления рыночных механизмов59.  [c.274]

В концепции капиталистического духа и исторической типо-югии предпринимательства, предложенной в Буржуа... , сказалось идейно-стилистическое влияние на Зомбарта эволюционно-биоло- изаторской философии Ф. Ницше — с ее дихотомией господ и ра-)ов и мотивами полноты жизни , обретаемой в творческой жажде мощи, власти, размаха, страсти .  [c.155]

ЩИХ ТЕОРИЯ —современная теория буржуазной политической экономии, одна из составных частей теории народного капитализма (см. Народного капитализма теория). Первые ростки ее можно найти в трудах буржуазных социологов Кон-та и Веблена, предвещавших наступление эры, где господствующую роль в обществе будут играть технические специалисты. Законченную форму этому воззрению придал американский философ Д. Бернхем, опубликовавший в 1941 г. книгу под тенденциозным названием Революция управляющих . По его мнению, по мере развития капиталистического производства класс капиталистов все более теряет связь с экономической деятельностью и управлением предприятиями. Функция организации и управления экономической жизнью общества постепенно переходит в руки нового социального слоя — управляющих. Постепенно к ним перейдет вся власть в обществе, управление которым все более становится похожим на управление крупным машинным производством. Этот новый социальный слой управляющих представляет собой часть широких трудящихся масс. Он движим стремлением обеспечить общественное благо, а не интересами получения прибыли. Поэтому постепенное оттеснение на задний план капиталистических собственников и возрастание роли  [c.366]

Аннотированный систематический рекомендательный указатель произведений В. И. Ленина и литературы о нем на немецком языке. Разделы указателя I. О Ленине и ленинизме. II. Ленин — верный ученик Маркса и Энгельса. III. Ленин — вождь и организатор Коммунистической партии. IV. Борьба Ленина в период Великой Октябрьской социалистической революции. V. Борьба Ленина за укрепление Советской власти. VI. Дальнейшее развитие Лениным марксистской философии. VII. Ленин о государстве. VIII. Ленин о союзе рабочего класса с крестьянством. IX. Ленин о национальном вопросе. X. Ленин об искусстве и литературе.  [c.160]