Ближайшей целью Петра было распространение прикладных знаний, которые могли бы принести прямую материальную пользу. В своем апрельском манифесте 1702 г. о вызове иностранцев в Россию Петр указывает, что предпринимает "...некоторые нужные и ко благу земли нашей служащие перемены, дабы наши подданные могли тем более и удобнее научиться поныне им неизвестным познаниям". [c.12]
Радикально-социалистическая теория второй половины XIX в., ставящая своей целью достижение экономического равенства, смотрит на прогрессию как на средство произвести коренной переворот в распределении национального богатства. В Коммунистическом Манифесте К. Маркса и Ф. Энгельса мы находим требование прогрессивного подоходного обложения - до полной конфискации крупных имуществ. [c.123]
В 1875 г. в бюджете России появился новый государственный поземельный налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с 1853 г. Государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов по закону 1884 г. колебалась от /4 коп. до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896 г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Вместе с тем значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901 г. доходы от него составили 9.87 млн руб. [c.201]
Важной частью реформ Екатерины II в сфере налогообложения становится введение для купеческого сословия гильдейской подати (сбора), представлявшего собой разновидность промыслового налога. Манифестом 17 марта 1775 г. купечество было освобождено от подушной подати принадлежность же городских жителей к купечеству была обусловлена записью в гильдиях. Гильдейская подать была процентным сбором, взимавшимся с объявленного капитала. [c.63]
Манифестом 28 июня 1782 г. отменяется горная свобода , а право собственности каждого в имении его распространено на недра земли, на все сокровенные минералы и произращения и на все делаемые из того металлы . Поиск и добыча полезных ископаемых предоставлялись доброй воли земледельца . Отменялась обязанность горнопромышленников отдавать в казну золото и серебро по определенным законом ценам, однако сохранялась обязанность по уплате горной подати в размере VIQ добычи. [c.64]
В период царствования Николая I (1796—1855 российский император с 1825) в налоговую систему вносится ряд изменений. По Манифесту о короновании Николая I (22 августа 1826 г.) были прощены недоимки подушной подати за три года. В связи с проведением денежной реформы был издан Указ О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу (9 ноября 1839 г.). 13 июня 1851 г. были утверждены Устав и правила о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях. [c.71]
Важным разовым мероприятием по снижению налогового бремени для податного населения был Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати в Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати... выкупным платежам всех размеров и др. (15 мая 1883 г.). [c.97]
Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. [c.18]
В условиях социальной рыночной экономики этот манифест требует от совета директоров предприятия следования новым нормам действий, в которых место экономического принципа максимизации прибыли, ориентированного на интересы собственников, занимает ответственность перед обществом, предполагающая уравнивание руководством предприятия интересов четырех перечисленных групп. [c.45]
В манифесте интересы наемных работников предприятия выражены только через социальные категории, в то время как интересы собственников капитала (инвесторов) и общественные интересы выражены через конкретные финансовые категории (проценты, налоги). Для конкретизации и приведения к единой системе измерения интересов партнерских групп проведем группировку структуры затрат предприятия с точки зрения удовлетворения этих интересов. [c.48]
Манифест о моральном кодексе менеджера 1 [c.125]
Первая большая работа Маркса и Энгельса Святое семейство вышла в 1845 году, а фундаментальный Манифест Коммунистической партии - в 1848 году. [c.238]
Различные партии бежали наперегонки, предлагая свои рецепты переустройства общества. Быть революционером в 1848 году означало примерно то же, что быть Интернет-компанией в 1999-м. Этим духом, этим желанием быть самой революционной из всех революционных партий и пронизан весь Манифест Коммунистической партии . [c.238]
В Манифесте Маркс говорил об идиотизме деревенской жизни и был совершенно восхищён буржуазией Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, - какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные [c.238]
Вспомним 10 шагов, которые предлагал Манифест в качестве первоочередных мер для победы пролетарской революции [c.460]
Очень многое из Манифеста реализовано, а уж материальное изобилие для наёмного труда несомненно достигнуто. Как это ни парадоксально, Манифест стал скорее продолжением логики буржуазных революций, хорошим предвидением того, к чему приведёт дальнейшее [c.461]
Теперь сравним программу Манифеста с первоочередной программой Ленина культурная революция и Новая экономическая политика (НЭП). [c.461]
Заметим, что между публикацией главной работы Адама Смита Материальное богатство стран в 1776 году и Манифеста Коммунистической партии в 1848 году прошло довольно мало времени. [189] [c.666]
Конечно же, мы не впервые наблюдаем систему мирового капитализма. Ее основные черты были впервые определены, скорее в форме предсказаний, Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в Манифесте коммунистической партии , опубликованном в 1848 г. Система, господствовавшая во второй половине XIX века, была в некоторой степени более стабильной, чем ее современный вариант. Во-первых, существовали имперские державы во главе с Великобританией, которая получала достаточно большие выгоды от того, что находилась в центре, и поэтому была заинтересована в сохранении этой системы. Во-вторых, существовала единая международная валюта - золото сегодня существуют три основные валюты доллар США, германская марка, которая вскоре будет заменена ев- [c.9]
ТЕМА 9. Транспортное обеспечение внешнеторговых связей. Роль транспорта во внешней торговле. Организация международных морских перевозок. Линейное и трамповое судоходство. Массовые и генеральные грузы. Документы, регулирующие взаимоотношения перевозчика и фрахтователя фрахтовый ордер, коносамент, манифест, карго-план. Виды коносаментов [c.4]
Сегодня многие на Западе признают капитализм в нынешнем виде — не панацея от всех зол. Политики и экономисты пытаются найти третий путь — нечто среднее между социализмом и капитализмом. О третьем пути ведут разговоры лидеры социалистических, социал-демократических, лейбористских партий, оказавшиеся у власти в ряде западноевропейских стран. А германский канцлер Герхард Шредер и британский премьер Тони Блэр весной 1999 г. даже подписали совместный манифест о третьем мире . Куда он приведет — трудно сказать. Но то, что он ставит под сомнение, а нередко отвергает многие ценности либерального капитализма, который усиленно насаждается нашими младореформаторами в России, бесспорно. [c.13]
Речь идет не просто о существовании на грани нищеты, речь идет о полном исключении граждан из каких бы то ни было институтов социальной защиты. Самый вопиющий пример нового бесправия человека — права частных капиталов на приватизацию источников воды. За всю историю человечества до такого не додумалась ни одна диктаторская власть. Если ничего не предпринимать,— говорит профессор Лувенского (Бельгия) католического университета Рикардо Петрелла, который руководит Лиссабонской группой (это единомышленники-ученые двадцати университетов мира, которые с середины 90-х гг. ведут систематическую критику глобализма), автор нашумевшего на всю Европу Манифеста воды ,— то уже через четверть века три миллиарда людей (два миллиарда об этом еще даже не знают, они еще в пути ) окажутся посажены на критическую норму 1700 кубометров воды, которую ООН расценивают как порог опасности для человеческой жизни , а войны за питьевую воду станут чаще и стремительней, чем были нефтяные в XX веке . [c.227]
Для реализации этой политики 14 мая 1826 г. был создан Комитет устройства учебных заведений под председательством министра. Свою деятельность Комитет строил на основе Высочайшего манифеста от 13 июля 1826 г., объявившего приговор над декабристами. "Не просвещению, но праздности ума, более вредной, нежели праздность телесных сил, - недостатку твердых познаний должно приписывать сие своеволие мыслей, сию пагубную роскошь полузнаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть корча нравов, а, наконец - погибель. Тщетны будут все усилия, все пожертвования правитель- [c.21]
К. Маркс, провозглашая в Коммунистическом Манифесте (1848) установление единого прогрессивно-подоходного налога, не подразумевал возможность вытеснения всех прочих налогов. Он видел в указанном налоге лишь средство уничтожения капитала и капитализма. Во Франции Жирарден и Менье в 50-е гг. XIX в. проповедовали возможность, необходимость и целесообразность единого налога на капитал, который противопоставлялся подоходному налогу и который являлся вознаграждением за страхование, за те выгоды, которыми пользуются плательщики от государства. Ценность земли, рудников, домов и других зданий, машин, кораблей и т. п., даже животных, служащих производственным целям, определяется их продажной ценой. Полученная таким образом податная стоимость так высока (200-300 млрд франков), что налога в 1-2% было бы достаточно для покрытия всех государственных расходов Франции. [c.145]
В 1802 г. манифестом Александра I Об учреждении министерств было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось Должность Министра финансов имеет два главных предмета управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные... доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов 2. 1 мая 1805 г. был подписан Указ Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам . [c.70]
Витте Сергей Юлиевич (1849—1915) — граф, окончил Новороссийский университет (Одесса) со степенью кандидата физико-математических наук, служил в управлении Одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог, в 1888 г. был назначен директором Департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов. С.Ю. Витте Почетный член Петербургской Академии наук (1893). Министр путей сообщения в 1892 г., финансов с 1892 г., председатель Комитета министров с 1903 г., Совета министров в 1905—1906 гг. Инициатор винной монополии (1894), денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги. Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905 г. Автор Воспоминаний (т. 1—3, I960). [c.119]
На основании Всемилостивейшего манифеста 14 мая 1896 г. средние погубернские оклады налога были уменьшены на 10 лет наполовину, а по тем губерниям, где половинный оклад превышал 5 коп. на десятину, — до этого последнего предела. Соответствующая льгота была предоставлена и плательщикам поземельных налогов в Царстве [c.125]
См. Разлацкий А. В. Второй коммунистический манифест. - Новосибирск РИД, 1991 его же. Кому отвечать - Новосибирск РИД, 1991. [c.165]
Исторически первое зарождение акционерного общества связывается с предпринимательством в Древнем Риме. Римляне сформулировали экономическое правило Лучше участвовать небольшими долями в нескольких предприятиях заморской торговли, чем предпринимать самостоятельные действия на свой личный риск . Купеческие ассоциации привлекали кредиты знатных лиц, а прибыль от заморской торговли делилась пропорционально между владельцами корабля и груза и кредиторами. В XII в. по схеме акционерного общества формировались европейские горные товарищества, в XIII в. — союзы кредиторов, в XVII в. — акционерные общества в обрабатывающей и добывающей английской промышленности. В России возникновение акционерных ассоциаций началось при Петре I. В петровскую и послепетровскую эпоху мануфактуры учреждались за счет государственных средств и капиталов русских купцов, получавших при этом значительные беспроцентные ссуды от правительства. Эти образования схожи с акционерными обществами по схемам образования капитала, управления, распределения прибыли. Первое полноценное акционерное общество — Российско-Американская компания — было учреждено в 1799 г. Важным законодательным актом был манифест от 1 января 1807 г. О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению,.торговых предприятий . Этим манифестом устанавливались два вида купеческих товариществ, действующих на основе особых договоров товарищество полное и товарищество на вере. Товарищество на вере стало шагом к государственному регулированию акционерных обществ. [c.170]
Русское купечество с 1775 г. делилось на три гильдии. Гильдиям предшествовали привилегированные объединения верхушки посадского населения (гости, гостиная сотня, суконная сотня) и деление посадских людей на имущественные категории. Петр I в 1719 г. установил гильдии в рекомендательном порядке ( установить купеческие гильдии там, где оные с пользой устроиться могут ). В 1721 г. в регламенте Главного магистрата вместо купеческих гильдий было объявлено о создании двух гильдий регулярных граждан в первую вошли банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, ремесленники-ювелиры, иконники, живописцы, во вторую — мелочные торговцы, содержатели постоялых дворов и прочие ремесленники. В манифесте императрицы Екатерины II от 17 марта 1775 г. городское население было разделено на мещан и собственно купцов. Последние освобождались от подушной подати и делились на три гильдии. Принадлежность к гильдии означала установленное государством имущественно-правовое деление купеческого сословия. Купец третьей гильдии обязан был жить в скромном деревянном доме типа избы. Ездить по городу он мог только в одноконной телеге. Разрешалось подвергать его телесным наказанием. И, наконец, одеваться он должен был в строгом соответствии с гильдейским ограничением. Принадлежность ко второй гильдии осво- [c.278]
В качестве примера международного признания целесообразности такой замены может служить манифест о моральном кодексе менеджера, представленный в 1973 году на Третьем европейском симпозиуме менеджеров в г. Давосе (см. Приложение 2). В пункте В манифеста отмечается Выполнение руководством предприятия своих обязанностей по отношению к заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможно только в том случае, если существование предприятия поддерживается в течение длительного срока. Для этого необходимы достаточные прибыли. Поэтому прибыль предприятия является необходимым средством, но не конечной целью руководства предприятия . [c.28]
Поскольку интересы различных партнерских групп предприятия конфликтны, то достижение приемлемого для всех состояния достигается за счет компромисса. Основой компромисса может служить только соответствующий здравому смыслу подход к согласованию и достижению баланса интересов. Кто и как должен решать эту задачу Ответ на этот вопрос дан в Давосском манифесте (см. Приложение 2). Положения этого манифеста ниже принимаются за основу, так как агрегируют мнение ведущих экспертов мирового сообщества по проблемам современной рыночной экономики. [c.44]
Пункт А Давосского манифеста гласит Профессиональной задачей руководства предприятия является служение заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу и уравновешивание их противоречащих интересов . [c.44]
Согласно российскому законодательству руководство предприятия представлено советом директоров (наблюдательным советом) и исполнительным органом (правление, дирекция) (см. Приложение 3). Поскольку Давосский манифест представлен как моральный кодекс менеджера , то формально он касается членов исполнительного органа предприятия. Однако необходимость в условиях социальной рыночной экономики в большей мере учитывать общественные интересы при принятии предпри- [c.44]
Непосредственное отношение к проблеме согласования интересов партнерских групп предприятия имеют следующие положения Давосско-го манифеста. [c.45]
Возвращаясь к положениям Давосского манифеста, имеющим отношение к проблеме согласования интересов партнерских групп предприятия, отметим следующее. [c.48]
Введенное описание затрат предприятия на удовлетворение различных интересов и отмеченные в Давосском манифесте требования к минимальному уровню удовлетворения интересов инвесторов и общественных интересов позволяют построить следующую модель стабильного предприятия, отражающую взаимосвязи цели предприятия (Цп) и баланса интересов партнерских групп и общественных интересов предприятия [c.49]
Целевая функция модели (2) формально выражает как отмеченную выше закономерность функционирование свободного рынка требует в качестве мотивации предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли , так и условие стабильности предприятия, сформулированное в Давосском манифесте Выполнение руководством предприятия своих обязанностей по отношению к заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможно только в том случае, если существование предприятия поддерживается в течение длительного срока. Для этого необходимы достаточные прибыли . [c.50]
ГРУЗОВОЙ МАНИФЕСТ (manifest) - документ, в котором сведены все коносаментные партии, погруженные на данное судно. Нужен для таможенной "очистки" судна и груза в иностранном порту. В документе содержатся все основные данные о находящихся на борту грузах. [c.63]
МАНИФЕСТ (manifest) - документ, содержащий перечень коносаментов и предъявляемый судовой администрацией таможенным органам, а также агентам и стивидорным компаниям в портах назна-чснния. [c.125]
Эти программы различались вовсе не так кардинально, как представляется многим из-за нынешнего противостояния Гайдара и Явлинского. Они не предлагали противоположные пути стабилизации и вхождения в рынок. Различия, конечно, были, но во многом они были обусловлены разным временем разработки программ и, соответственно, разной целевой задачей. Программа Пятьсот дней разрабатывалась без особых надежд на немедленную практическую реализацию и рассматривалась скорее как политический манифест российских властей, склонных демонстрировать свой рынрчно-демократический характер. А, например, обещание провести реформы без снижения жизненного уровня и таким путем, чтобы от них выиграли все, носило явно популистский характер. Напротив, программа Е. Гайдара формировалась в условиях, когда союзный центр рухнул и политическая ответственность [c.34]
Современное исламское фундаменталистское движение родилось в 1954 году, когда Насер сломил Мусульманское братство , отправив в тюрьму более 1000 его лидеров. Эта экстремистская организация стремилась отождествить политику и религию. Один из его вождей, Сейид Кутб, в заключении написал книгу Вехи на пути , которая стала манифестом современного политического ислама. Кутб призывал к созданию власти, основанной на строгих религиозных принципах. В своей книге Арабская проблема Фуад Аджами объясняет Лозунги фундаменталистов нашли широкий отклик потому, что призывали людей к деятельному участию... — в противоположность политической культуре, превращающей граждан в простых зрителей и требующей оставить политику правителям. Когда будущее неясно, возвращение к традиции указывает путь 3. [c.219]
Интересное наблюдение. В магазинах самой крупной канадской сети книготорговли hapters общей политике и экономике посвящено пару небольших полок (в сравнении с сотнями стеллажей под прикладную литературу). Обычно там выставлено не более 30-40 книг, в основном на злобу дня, вроде войны с терроризмом . Но на этих полках постоянно присутствует четыре разных издания Манифеста Коммунистической партии . [259] [c.670]
Чтобы не погрешить истиной, надо сказать, что связь между капитализмом и демократией в лучшем случае незначительная. Здесь различные ставки целью капитализма является благосостояние, демократии — политическая власть. Критерии, по которым оцениваются ставки, также различаются для капитализма единица исчисления — деньги, для демократии — голоса граждан. Интересы, которые, как предполагается, должны удовлетворять эти системы, разнятся для капитализма — это частные интересы, для демократии — общественный интерес. В США напряженность между капитализмом и демократией символизируют уже ставшие притчей во языцех конфликты между Уолл-стрит и Мэйн-стрит. В Европе распространение политических привилегий привело к исправлению некоторых наиболее явных крайностей капитализма страшные предсказания Манифеста коммунистической партии были сведены на нет благодаря расширению демократии. [c.76]
В Либеральной Хартии (ЛиберальнаяХартия", Сегодня, 23 февраля 1993г.) - манифесте российских экономических свобод - сформулирован конституционный, а, следовательно, [c.14]