Сущность капиталистической эксплуатации

Разница между новой стоимостью, созданной рабочим, и стоимостью самой рабочей силы образует прибавочную стоимость, безвозмездное присвоение которой капиталистом составляет, согласно теории К. Маркса, сущность капиталистической эксплуатации. Таким образом, прибавочная стоимость возникает не потому, что рабочая сила оплачивается ниже ее стоимости, а потому, что при потреблении рабочей силы создается новая стоимость, превышающая стоимость самой рабочей силы.  [c.163]


СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ  [c.38]

Присвоение капиталистами прибавочной стоимости, созданной трудом наемных рабочих, — такова сущность капиталистической эксплуатации.  [c.47]

Теория прибавочной стоимости раскрыла сущность капиталистической эксплуатации. Ленин называл учение о прибавочной стоимости краеугольным камнем экономической теории Маркса. Она обнажила самую глубокую основу классовых противоречий и классовой борьбы в капиталистическом обществе.  [c.58]

Капиталистическая эксплуатация базируется на товарных отношениях и маскируется ими. Поэтому трудовая теория стоимости послужила необходимой научной предпосылкой для выяснения сущности капиталистической эксплуатации. Поскольку все необходимое для жизни производится человеческим трудом, то, естественно возникают  [c.73]

Идеологи буржуазии, а также реформистские и ревизионистские теоретики уделяют особое внимание ниспровержению трудовой теории стоимости, потому что она представляет собой ключ к научному пониманию сущности капиталистической эксплуатации и обоснованию неизбежности революционной замены капитализма социализмом.  [c.74]


Сущность капиталистической эксплуатации  [c.84]

Такой подход соответствует интересам буржуазии, так как на поверхности явлений сущность капиталистической эксплуатации выступает в извращенной, замаскированной форме. На первом месте у буржуазных экономистов оказалась сознательная апология капитализма, маскировка его глубочайших противоречий.  [c.388]

В I томе Капитала Марксов анализ экономических отношений капитализма начинается с товара, поскольку в капиталистическом обществе господствует производство продуктов как товаров. Вскрыв двойственную природу труда, производящего товары, и сущность стоимости товаров, Маркс переходит к рассмотрению формы стоимости и денег. Дальнейший анализ показывает, как деньги на определенной ступени исторического развития превращаются в капитал. Впервые в истории экономической науки Маркс открыл прибавочную стоимость и таким образом выявил источник доходов всех эксплуататорских классов в условиях капитализма, сущность капиталистической эксплуатации, показал неизбежность усиления эксплуатации трудящихся с развитием производительных сил капитализма.  [c.46]

Анализ К. Марксом сущности капиталистической эксплуатации завершается в томе I Капитала , в последнем, VII разделе, где рассматривается процесс превращения прибавочной стоимости в капитал. В. И. Ленин, характеризуя учение К. Маркса, писал В высшей степени важным и новым является у Маркса анализ накопления капитала... . Самым замечательным в этом разделе, как отмечал Ф. Энгельс,, является обоснование необходимости социалистического переворота.  [c.94]

Поскольку пользование ссудой в условиях развитого капитализма становится обычным явлением, деление прибыли на процент и предпринимательский доход принимает всеобщий характер. Всякая прибыль, независимо от того, получена ли она в результате использования собственного или заемного капитала, начинает делиться на указанные две части. Такое деление прибыли еще больше маскирует сущность капиталистической эксплуатации, фетишизирует производственные отношения буржуазного общества. Что касается процента, то в формуле Д — Ц он представляется не результатом эксплуатации наемного труда, а плодом капитала как такового, ибо ссудные капиталисты сами непосредственно ни в какие отношения с рабочими не вступают. Поэтому буржуазные экономисты стремятся свести все виды нетрудовых доходов к ссудному проценту, в котором проявляется якобы естественное свойство капитала создавать деньги.  [c.250]


В чем же состояла цель подобных теоретических построений Эта цель носила чисто идеологический характер во что бы то ни стало перейти от теории трудовой стоимости к теории прибавочной стоимости и тем самым обосновать эксплуататорскую сущность капиталистического способа производства. Последнее обстоятельство, в свою очередь, прямо подводило к выводу о том, что революционный слом капиталистического способа хозяйствования является единственным средством ликвидации подобной эксплуатации.  [c.24]

Однако при всех уступках, вырванных рабочим классом у буржуазии, сущность капиталистического строя не изменилась. Это строй, основанный на эксплуатации труда капиталом. Пропасть между трудом и капиталом не только не исчезла, но чрезвычайно углубилась. Развитие капитализма ведет к обогащению ничтожных групп буржуазии, между тем как огромное большинство населения пролетаризируется, то есть превращается в неимущих людей, живущих продажей своей рабочей силы.  [c.65]

Буржуазные и реформистские теоретики пытаются доказать, что рабочие и капиталисты как товаровладельцы равны между собой, что они обмениваются равными стоимостями, эквивалентами и что поэтому труд наемных рабочих на капиталистических предприятиях является свободным, добровольным трудом. В действительности равноправие капиталистов и рабочих носит формальный характер. За вывеской равенства скрывается экономическое принуждение к труду. Рабочий, не имея средств производства и средств существования, вынужден значительную часть рабочего дня работать на капиталиста бесплатно, его труд фактически является принудительным трудом, который К. Маркс характеризует как наемное рабство. Капиталистическая эксплуатация отличается от рабовладельческой и феодальной в сущности лишь тем, что она носит скрытый характер, маскируется меновыми отношениями купли-продажи рабочей силы.  [c.85]

Научное обоснование происхождения и сущности прибавочной стоимости составляет великую историческую заслугу К. Маркса. Теория прибавочной стоимости, по оценке В. И. Ленина, является краеугольным камнем марксистского экономического учения. Вскрыв сущность капиталистического способа производства и показав, что эксплуатация рабочего класса есть источник прибавочной стоимости, К. Маркс дал тем самым рабочему классу идейное оружие в борьбе против капитализма. Естественно, поэтому, что учение К. Маркса о прибавочной стоимости вызвало ярую ненависть у буржуазии и ее апологетов. Буржуазные ученые и правые социалисты старались и стараются уничтожить марксизм, опровергнуть марксистскую теорию прибавочной стоимости и оправдать капитализм. Открыв экономический закон движения капиталистического об- щества, К. Маркс вскрыл противоречия капитализма, научно доказал неизбежность его гибели и победы коммунизма. В. И. Ленин указывает, что неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое К. Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения буржуазного строя 2. <" Сущность капитала Буржуазные экономисты при определении капитала подменяют анализ производственных отношений капитализма анализом отношений между человеком и вещами, отождествляют капитал со средствами производства. Они утверждают, что капиталом является всякий накопленный труд, служащий для дальнейшего производства, т.е. всякое вещественное богатство,  [c.86]

В заявлении совещания коммунистических и рабочих партий указывается, что В новых формах, прежде всего путем интенсификации труда, монополистический капитал неизмеримо усилил эксплуатацию рабочего класса. Автоматизация и рационализация в условиях капитализма несут трудящимся новые бедствия . Наука об организации -капиталистического производства служит интересам капиталистов, она стремится затушевать эксплуататорскую сущность капиталистической организации производства, замаскировать классовый характер различных систем организации труда и заработной платы.  [c.7]

НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА — применение прибавочной стоимости в качестве капитала, или обратное превращение прибавочной стоимости в капитал (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 592). Если в учении о прибавочной стоимости К. Маркс рассматривает рождение прибавочной стоимости из капитала, то в учении о накоплении он показывает, каким образом капитал возникает из прибавочной стоимости. При капиталистическом расширенном воспроизводстве (см. Воспроизводство капиталистическое) прибавочная стоимость распадается на накопляемую и потребляемую части — на капитал и доход. Покупая рабочую силу, капиталист оплачивает ее за счет прибавочной стоимости — результата прошлого неоплаченного труда рабочих. Такова классовая сущность капиталистического накопления. Размеры накопления зависят от ряда факторов. Прежде всего это зависимость от величины прибавочной стоимости. Чем больше масса прибавочной стоимости, тем больше и возможности для накопления. В погоне за увеличением прибавочной стоимости капиталисты увеличивают эксплуатацию. Если заработная плата трудящихся ниже стоимости рабочей силы, то в фонд накопления капитала превращается и часть фонда потребления рабочих. Отсюда постоянное стремление капиталистов снизить жизненный уровень трудящихся. Накоплению способствует рост производительности общественного труда. Снижение на этой основе стоимости предметов потребления ведет к удешевлению рабочей силы и позволяет капиталистам при неизменной величине переменного капитала нанимать больше рабочих. Уменьшение же стоимости средств производства дает им возможность  [c.233]

При капитализме один класс общества — буржуазия— является собственником средств производства, а другой — пролетариат — лишен их и потому вынужден наниматься на работу к собственникам, чтобы не умереть с голоду. Такова сущность капиталистических П.о., характеризующихся эксплуатацией одних людей другими.  [c.36]

Капитализм представляет собой социально-экономический строй, базирующийся на дальнейшем развитии частной собственности на основе нового, более высокого (по сравнению с феодализмом) уровня производительных сил. Сущность капиталистических отношений заключается в том, что решающие средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства и юридически свободны. Чтобы обеспечить себе средства к жизни, они вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам. Таким образом, капитализм представляет собой экономический строй, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда.  [c.51]

Сущность интенсификации производства при капитализме составляла и составляет эксплуатация человека человеком. Капиталистическая рационализация производства преследует цель получения максимальной прибыли для предпринимателя и наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства неизбежно ведет к дальнейшему усилению эксплуатации трудящихся, непомерному увеличению интенсивности и ухудшению условий труда, росту безработицы.  [c.12]

Прибавочная стоимость — это форма прибавочного продукта, присущая капиталистическому способу производства. Она выражает отношения эксплуатации наемных работников капиталистами. На поверхности экономических явлений наемный труд и капитал выступают как равноценные и одинаково необходимые факторы производства, а заработная плата и прибавочная стоимость (прибыль) — как справедливое вознаграждение услуг того и другого. Существуют различные концепции, защищающие необходимость вознаграждения услуги капитала и скрывающие его сущность. Наиболее известны  [c.241]

Выше мы видели, что уже форма заработной платы прикрывает эксплуатацию, создавая обманчивую видимость, будто оплачивается весь труд. Форма прибыли еще более затуманивает отношение эксплуатации, также создавая обманчивую видимость, будто прибыль создается самим капиталом, а не трудом рабочего. Так формы капиталистических отношений маскируют их действительную сущность.  [c.75]

Социалистическая дисциплина труда коренным образом отличается от предшествующих типов дисциплины труда как своей сущностью, так и способом ее создания и поддержания. Это высший тип дисциплины труда по сравнению с капиталистической. Она является сознательной дисциплиной работников, освобожденных от ярма эксплуатации. Создание и поддержание социалистической дисциплины труда — свое, родное, близкое дело для подавляющего большинства трудящихся.  [c.299]

Переход от феодализма к капитализму означал дальнейшее развитие частной собственности, еще большее сосредоточение ее в руках меньшинства, лишение собственности на средства производства массы мелких производителей и превращение их в людей, вынужденных добровольно продавать свою рабочую силу капиталистам, для того чтобы иметь средства к жизни. Открытое насильственное принуждение производителей материальных благ к труду на эксплуататоров, эксплуатация лично зависимых крестьян сменились эксплуатацией наемного труда. Формальное равенство между капиталистами и рабочими как покупателями и продавцами прикрыло действительную сущность отношений между ними. Формы эксплуатации сменились, а сущность ее — присвоение эксплуататорами чужого неоплаченного труда — осталась прежней. Капиталистические производственные отношения длительное время складывались в недрах феодального строя.  [c.38]

Наблюдающееся в ряде капиталистических стран после второй мировой войны сокращение постоянных сельскохозяйственных рабочих,. учитываемых статистикой, происходит вследствие быстрой механизации труда, осуществляемой прежде всего на капиталистических фермах. Кроме того, в ряде стран значительно возросло количество сезонных ( кочующих ) рабочих, а также рабочих с наделом, которые официально наемными рабочими не считаются, но подвергаются на капиталистических фермах наиболее жестокой эксплуатации. В этих условиях понятие семейной фермы в писаниях апологетов этой теории начинает трансформироваться в ферму семьи , под которой понимается в сущности уже любое, в том числе и крупное., капиталистическое сельскохозяйственное предприятие, принадлежащее одной семье. Об отсутствии или незначительном применении наемного труда как определяющем признаке семейной фермы никто теперь не говорит. Эта модернизация теории семейной фермы означает не что иное, как ее крах.  [c.190]

НАЛОГИ — обязательные платежи, взимаемые государством с населения, организаций и предприятий. Социально-экономическая сущность налогов, их назначение и роль в экономической и политической жизни общества определяются общественным строем. При капитализме налоги служат орудием классового господства буржуазии, основным источником доходов буржуазного государства, средством дополнительной эксплуатации трудящихся и обогащения капиталистов. Из налоговых поступлений в бюджет буржуазного государства от 75 до 90% приходится на налоги, взимаемые с доходов населения, и лишь от 10 до 25% —с частного имущества и капитала. Налоги в США, Англии, ФРГ, во Франции поглощают до 25—35% и более доходов средней семьи трудящихся. Вместе с тем буржуазное государство предоставляет налоговые льготы монополиям (см. Монополии капиталистические), которые к тому же скрывают значительную часть своей прибыли от налогообложения, используя коммерческую тайну, фальсификацию отчетности и т. д. Поэтому доля доходов буржуазного государства, формируемая за счет налогов на прибыли корпораций, постоянно уменьшается. Буржуазное государство возвращает монополиям изъятые через налоговый механизм доходы, предоставляя им огромные субсидии, выгодные военные заказы, финансируя научные исследования и т. д. Монополии имеют также большие возможности включать сумму выплаченных налогов в цену реализуемой продукции и тем самым в конечном итоге перекладывать тяжесть налогов на потребителя, т. е. на широкие массы трудящихся. В условиях империализма происходит стремительный рост  [c.235]

Вскрывая сущность капиталистической эксплуатации, К. Маркс впервые дал научное определение заработной платы. Он называет заработную плату превращенной формой стоимости и цены рабочей силы, так как на поверхности буржуазного общества она выступает как плата за работу, т. е. за весь труд рабочего. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, самой природой производственных отношений капитализма, особенностями капиталистической эксплуатации. Деление рабочего дня на необходимое и прибавочное время при капи-тализме скрыто, завуалировано отношениями купли-продажи рабо-чей силы. Во-вторых, это обусловлено формами и сроками оплаты рабочей сйяЫ. Рабочий получает свою заработную плату лишь после окончания работы, и для него заработная плата выступает как плата за весь рабочий день. На самом же деле рабочий авансирует капиталиста своим трудом. Он отдает свой труд раньше, чем получает заработную плату. В-третьих, с изменением продолжительности рабочего дня изменяется и величина заработной платы. Она выплачивается за фактически отработанное время или за количество произведенных предметов при сдельной оплате. В силу указанных обстоятельств заработная плата маскирует отношения эксплуатации рабочих капиталистами.  [c.104]

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ — одна из форм функционирования промышленного капитала, образующаяся в результате перехода капитала из денежной формы в производительную вторая стадия кругооборота промышленного капитала. Купленные капиталистом средства производства и рабочая сила образуют вещественные и личные составные части капитала, действующего в сфере производства. Чтобы осуществился процесс труда, средства производства и рабочая сила должны быть соединены. При капитализме это соединение совершается путем регулярной покупки капиталистом рабочей силы и средств производства. Если эти два фактора не соединяются, как это бывает в перлод экономических кризисов, то прйиз-водство прекращается. В отличие от денежного и товарного капитала производительный капитал имеет две особенности во-первых, он действует только в сфере материального производства, во-вторых — и это самое главное — функцией производительного капитала является создание прибавочной стоимости. Этим определяется решающее значение производительной формы капитала в процессе его кругооборота. Из двух частей производительного капитала единственным источником прибавочной стоимости является рабочая сила, на приобретение которой затрачивается переменный капитал. В целях маскировки сущности капиталистической эксплуатации буржуазные экономисты сочинили лживую версию о производительности капитала . Согласно  [c.335]

К- Маркс последовательно развил теорию стоимости, вскрыл двойственный характер труда, производящего товар, и на этой основе в конечном счете раскрыл действительную сущность капиталистической эксплуатации, ее механизм, закон движения капиталистического хозяйства. К. Маркс показал, что теория товара и теория трудовой стоимости являются ключом к пониманию законов развития капитализма. Еще до возникновения теории трудовой стоимости буржуазные экономисты пытались найти законы, управляющие движением цен, но не смогли проникнуть в глубь явлений. Поэтому они объясняли цены то соотношением спроса и предложения, то полезностью вещей. Впоследствии эти идеи были подхвачены буржуазной вульгарной политической экономией, поставившей целью сознательную защиту капитализма. Она выступила против марксовой теории трудовой стоимости, пытаясь противопоставить ей свои теории.  [c.82]

Наука об организации и управлении капиталистическим производством призвана служить интересам собственников, и разрабатываемые ею методы направлены на повышение уровня эксплуатации на чрезмерное повышение интенсивности труда, степени его напряженности. Выполняя свою служебную роль, она использует только те достижения других наук и техники, которые позволяют в большей мере добиваться цели капиталистического производства — повышения прибыли, а не те, которые следовало бы применить, например, для улучшения условий труда рабочих, снижения степени его напряженности. Вместе с тем, надо отметить, что, выполняя свою служебную роль, она использует различные способы вуалирования социальной, классовой сущности применяемых, разрабатываемых методов организации, маскировки подлинного их характера и создания видимости классового мира, отсутствия противоречия между трудом и капиталом (например, система участия рабочих в прибылях , метод совладения и др.).  [c.10]

Защитники капитализма пытаются выдать государственно-монополистическую собственность за разновидность общественной социалистической собственности. На деле же эта собственность есть общая собственность монополистической буржуазии, поскольку она используется в интересах монополий, для их наживы. Такое положение неизбежно при политическом господстве финансовой олигархии. Сущность производственных отношений здесь остается капиталистической. Происходит Лишь известная модификация тех же капиталистических производственных отношений рабочему классу противостоит теперь не отдельный капиталист или акционерное общество, а в целом монополистический капитал и его управляющий — буржуазное государство. Эксплуатация рабочего класса осуществляется монополистическим капиталом с использованием аппарата буржуазной государственной машины. К государственно-монополистической собственности полностью относится характеристика государственной собственности при капитализме, данная Ф. Энгельсом. Но ни переход в руки акционерных обществ, — писал Ф. Энгельс в Анти-Дюринге , — ни превращение в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных.сил... Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист. Чем больше производительных сил возьмет оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капи-талиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать. Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не уничтожаются, а, наоборот, доводятся до крайности, до высшей точки .  [c.297]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ОБЩЕНАРОДНАЯ) СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ—основная, ведущая форма социалистической собственности. Сущность государственной собственности заключается в том, что все члены общества относятся друг к другу как совместные собственники средств производства. Она означает обобществление средств производства в масштабе всего народного хозяйства. Передача средств производства в собственность отдельных коллективов предприятий означала бы утверждение групповой собственности, что несовместимо с социализмом. Государственная социалистическая собственность коренным образом отличается от государственной капиталистической собственности и государственно-монополистической собственности, которые являются особыми разновидностями частнокапиталистической собственности на средства производства и выражают отношения эксплуатации трудящихся. Она возникает в результате социалистической револю-  [c.61]

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ БУРЖУАЗНЫЕ ТЕОРИИ— система взглядов буржуазных экономистов на сущность и природу заработной платы, ее уровень, верхнюю и нижнюю границы и факторы, их определяющие. Заработная плата трактуется буржуазными экономистами либо как цена труда, либо как цена услуг или продукта труда. Тем самым маскируется специфическая природа товара рабочая сила, безвозмездное присвоение капиталистами прибавочной стоимости, т. е. эксплуатация труда капиталом. По мере развития капиталистического способа производства теории заработной платы видоизменялись, отражая специфические черты и особенности различных этапов развития капитализма, углубление и обострение его противоречий. В период домонополистического капитализма, особенно на ранних этапах его развития, буржуазные экономисты стремились обосновать нищенский уровень заработной платы стоимостью минимума жизненных средств, абсолютно необходимых для физического существования рабочих и их семей. Эта концепция, основанная на реакционной теории народонаселения Т. Мальтуса (см. Мальтузианство), легла в основу так называемого железного закона заработной платы , который усиленно проповедовали немецкий мелкобуржуазный социалист Ф. Лассаль и его последователи. Разоблачая реакционную сущность этого закона , К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что он фактически подводит к отказу от революционной борьбы рабочего класса, ибо из него следует, что нищета рабочего класса обусловлена не специфическими законами капиталистического производства, а естественными законами природы. К этой концепции примыкает  [c.114]

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПРИ СО-ЦИАЛ ИЗМЕ — часть внерабочего времени, которую трудящийся использует на отдых, учебу, повышение своей квалификации, общественную работу, воспитание детей, на удовлетворение своих культурных и духовных потребностей. Свободное время К. Маркс называл временем для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил... (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 274). Социально-экономическая сущность и содержание свободного времени, его распределение и использование определяются господствующими в обществе производственными отношениями. В капиталистическом обществе, где цель производства — получение максимума прибыли на основе эксплуатации наемного труда, свободное время находится ъ антагонистическом противоречии с рабочим временем и является привилегией главным образом господствующих классов. Здесь, как указывал Маркс, свободное время одного класса создается посредством превращения всей жизни масс в рабочее время (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 539). Социалистические производственные отношения коренным образом меняют социально-экономическую сущность свободного времени, характер диалектической взаимосвязи между рабочим и свободным временем. Свободное время здесь является важным условием всестороннего и гармонического развития всех членов общества. Социализм, ликвидируя эксплуатацию человека человеком, устраняет антагонизм между свободным и рабочим временем, создает условия для постепенного сокращения рабочего времени и увеличения свободного времени для всех трудящихся. Рабочее время, рост производи-  [c.376]