Принципы общей теории потребностей

Принципы общей теории потребностей  [c.71]

Принципы общей теории потребностей изложены в работах автора, опубликованных в России и ФРГ с 1996 г.  [c.358]


Согласно общей теории банка (см. об этом в теоретическом курсе Деньги, кредит, банки 1) принципом банковской деятельности является также принцип взаимной заинтересованности банка и клиента. Ориентируясь на потребности клиента, руководствуясь правилом все для клиента , будучи в этом смысле зависимыми от клиентов, банки вступают во взаимоотношения с ними только при наличии взаимной заинтересованности.  [c.33]

С опорой на фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых в первых двух разделах учебника излагаются научные представления о рынке труда как особом подразделении товарного рынка. Последовательно раскрываются особенности возникновения и формирования рынка труда, который трактуется как единство рынка рабочей силы и рынка рабочих мест. Большое внимание уделяется анализу особенностей товара "рабочая сила", своеобразию ее купли-продажи, принципиальному отличию рынка труда от рынков других товаров. Материалы раздела 3 представляют структуру рынка рабочей силы, его составных частей, видов и сегментов раскрывают экономическую природу потенциального, циркулирующего и внутрифирменного рынков рабочей силы. В разделе 4 излагается теория безработицы, анализируются ее причины, масштабы, виды, влияние на заработную плату и потребительские цены показываются разнообразный ущерб от безработицы, способы его измерения и социальные гарантии по безработице. Раздел 5 посвящен рассмотрению теории рынка рабочих мест в качестве другой важнейшей стороны рынка труда, без которой невозможно существование рынка рабочей силы. Дается общее определение рабочего места, характеристика его особенностей и свойств. Исследуются структура рабочего места, его стоимость, особенности рабочего места как товара, своеобразие его купли-продажи, факторы и рыночные принципы, определяющие потребность в рабочих местах. Показаны проблемы создания, сохранения и модернизации рабочих мест, перспективы расширения и внутрифирменные возможности их обновления. Освещается вопрос о престижности рабочих мест, конкуренции между наемными работниками. Уделяется внимание проблемам деформации престижности рабочих мест и профессий в ходе российских рыночных реформ. Раздел 6 содержит разработку теории занятости. Здесь анализируются ее виды, сферы, структура и развитие науки о занятости населения. В разделе 7 рассматриваются факторы, регулирующие рынок труда, механизм его саморегулирования, методы государственного регулирования, а также роль профсоюзов, системы социального партнерства, других общественных и природных сил в решении этих вопросов. Раздел 8 посвящен вопросам формирования рынка труда на этапе перехода России к рыночной экономике. В разделе 9 рассматривается вопрос о терминах "рынок труда" и "рынок рабочей силы".  [c.8]


Таков механизм обращения, рассматриваемый со статической точки зрения, с какой мы исследовали механизмы обмена, производства и капитализации. Мы хотим решить вопрос о равновесии этого механизма в общем виде, как мы это уже делали ранее с остальными. Вот почему мы предполагаем общество, которое устанавливает это равновесие с нуля на определенный период времени, в течение которого не будет изменений в условиях задачи. Вот почему мы наделяем также наших потребителей — земельных собственников, работников и капиталистов — некоторыми количествами оборотных капиталов и денег аналогично тому, как мы наделяли их ранее некоторыми количествами основных капиталов — земельных, личных и движимых вот почему мы предполагаем, что наши предприниматели-производители берут взаймы необходимые им оборотные капиталы и деньги аналогично тому, как ранее мы предполагали, что они одалживают необходимые им основные капиталы. Как и ранее, мы установим равновесие в принципе, сначала теоретически и математически, затем практически на рынке. И тогда наше общество будет готово функционировать , и мы сможем при желании перейти от статической точки зрения к динамической. Для этого нам будет достаточно предположить, что исходные данные задачи — наличные количества, кривые полезности, или потребности, и т.д. — варьируют как функция от времени. Фиксированное равновесие сменится тогда переменным или подвижным равновесием, которое само будет восстанавливаться по мере того, как оно нарушается. Пример равновесия такого рода даст нам теория биметаллизма.  [c.258]

Несмотря на успехи в развитии теории принятия решений она еще долго, по-видимому, будет находиться на промежуточном месте между искусством — умением принимать решения, присущим данному носителю решений, — и наукой как системой принципов, общих положений, процедур и методов. То же самое можно сказать и о теории человеко-машинных систем. Однако это не снижает актуальности книги число систем человек — ЭВМ будет увеличиваться, значение принятий решений в сложных ситуациях будет расти, и человек будет все более затрудняться решать соответствующие задачи старыми (точными и вероятностными) методами. Поэтому значимость моделей, использующих формализованные неопределенности на основе идей, отличных от математики случая , может только увеличиваться. И модели эти будут возникать не столько из потребностей теории, сколько под нажимом практики — этого мощного двигателя современных кибернетических исследований. Но, как свидетельствует книга Д. И. Шапиро, прикладные разработки, доведенные до реализуемых р езультатов, имеют двойную ценность приносят пользу народному хозяйству и содействуют развитию новых методов и теоретических конструкций.  [c.175]


Сравнивая эти две противоположные, но солидно аргументированные точки зрения, нельзя дать однозначного ответа об абсолютной правомерности или неправомерности какой-либо из них. Все дело, очевидно, в структуре и назначении той общей экономической схемы, в которой искомая налоговая система формируется, а также в степени остроты лидирующих проблем. Каждое общество должно искать свой оптимум в соответствии с национальным менталитетом и сложившейся системой взглядов в отношении принципов общественной справедливости с учетом реальных общественных возможностей. И это еще одна причина, по которой навсегда исключается копирование готовых формул, тем более для государств с разным историческим мировоззрением и резкими различиями в способе и объемах производства. Поиск такого оптимума технически очень сложная и даже не всегда выполнимая задача, ибо имеют место высокие объективные потребности в государственном финансирований, с одной стороны, и резко очерченная ограниченность реальных доходных источников, с другой. И чем ниже на лестнице мировых достижений иерархическая ступень, на которой находится данное государство, тем острее эта проблема и больше вероятность конфликта. Но даже и у высокоразвитых стран поиск путей ведется в надежде хотя бы частичного разрешения данного противоречия. В частности, неокейнсианцами Н. Калдором и Дж. Хиксом была разработана соответствующая система, обеспеченная обстоятельной математической аргументацией1. В теории экономики общественного сектора в ее понимании роли и назначения государства соответственно серьезно скорректированы взгляды пароль конкретных финансовых институтов. Например, налоги рассматриваются не как способ мобилизации средств на содержание неких надэкономических структур, а скорее, в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство и его органы, подобно другим  [c.44]

Напомним, что один из,центральных тезисов современной экономической теории гласит, что рынок в условиях совершенной конкуренции порождает эффективность как позитивный внешний эффект (побочное действие) некоторого процесса, направленного отнюдь не на общественное благо. Этим неким процессом является стремление к максимизации прибыли или выгоды, стремление, которое является ненасыщаемым. Здесь мы видим, коренное отличие от взглядов Аристотеля и Ф. Аквинского с их превознесением экономики, целью которой является удовлетворение естественных потребностей, и осуждением хрематистики, целью которой является беспредельное возрастание богатства. Почему это произошло По всей видимости, ответ на вопрос, какова наилучшая система хозяйства, в определенной степени зависит от общих принципов мировоззрения.  [c.21]

Защищая концепцию утилитаризма, Которая основанием нравственности считала полезность или принцип величайшего счастья, последователь И. Бентама, английский экономист и философ Дж. Милль (1806—1873) полагал, что в ней должны присущ ствовать стоический и христианский элементы. Он подчеркивал, что, превознося принцип максимизации наслаждения, не стоит забывать, что наслаждения бывают чувственные, умственные и нравственные. По Миллю, удовольствия, удовлетворяющие нашим высшим потребностям,.более ценны, чем те, которые служат для удовлетворения животной природы. Милль не устает подчеркивать, что утилитаристский принцип ставит целью не личное величайшее счастье человека, а величайшую сумму общего счастья всех. И значит, утилитаристская нравственность признает в человеке способность жертвовать своим личным счастьем для счастья других. Следовательно, высшее счастье достигается самопожертвованием. Неудивительно, что по Миллю неиссякаемый источник высшего наслаждения вытекает из присущего каждому правильно воспитанному человеку чувства личной привязанности и сочувствия к общему благу. Конечно, если всеобщее благо рассматривают в качестве высшего принципа поведения, то возникает этика норм поведения, тяготеющего к альтруизму. Однако, отдавая дань уважения Миллю, который сам, будучи человеком высоконравственным, стремился приписать эту нравственность утилитаристской доктрине, надо, тем не менее, признать, что в экономическую теорию последняя вошла в своем сугубо прагматическом варианте. Здесь принцип выгоды индивидуализируется, и альтруистическая тенденция естественным образом превращается в эгоистическую, которая может быть утилитарно оправдана.  [c.72]

Вёледствие основного парадокса управления (управление направлено на удовлетворение желания, в то время как первопричиной управления является потребность (п. 1.1.1)) после достижения цели управления чувство нешмфюртности может и не исчезнуть, что приведет к необходимости изменения цели управления. Система, автоматизирующая эту операцию, — система автоматического целеуказания (целеполагания) (САЦ) является последней формой СУ в парадигме систем автоматического управления, САЦ обязательно должна быть интеллектуальной системой (ИС) [10], более конкретно, — ИС управления (ИСУ) [1]. В [10] дано определение ИС, оно является научно-техническим, В нем приводится перечень операций, которые должна выполнять интеллектуальная система, чтобы ее таковой можно было считать, а также главные черты ее технической конфигурации. Духовно-философский аспект представления определения ИС (ИСУ) из [10] должен раскрывать содержание научШ-технического аспекта с позиций а) общих принципов теории и техники (управления), б) оценки влияния ее действия-на потребителя и оценки требуемого уровня нравственного облика последнего в. качестве конструктора ИС.  [c.323]

Смысловым центром Принципов... , ядром, вокруг которого ело-жилась его структура, является книга V Общие отношения спроса, предложения и ценности (в русском переводе — стоимости). Именно в этой книге Маршалл дает основы абстрактного теоретического анализа рыночного равновесия. Ей предшествуют книги III и IV, посвященные соответственно теории спроса (потребностей) и теории предложения (издержек). Завершает Принципы... книга VI, трактующая вопросы функционального распределения дохода, содержащая теорию заработной платы, процента, ренты и прибыли и общие рассуждения об экономическом прогрессе и уровне жизни. Наконец, книги I и II, а также Приложения A—D представляют собой историческое и методологическое введения в работу.  [c.260]

В марксистской теории коммунистич. общества реализация принципов социального равенства, сводящаяся к уничтожению классовых различий, осуществление распределения по потребностям не имеют ничего общего с мелкобурж. уравнительностью в различных формах её проявления. Марксизм выступает против нивелировки человеческих потребностей и видит цель коммуни-стич. общества в обеспечении полного и свободного развития людей во всём многообразии их индивидуальностей.  [c.234]

Менгер К. (1840—1921) — австрийский экономист, основатель австрийской школы политэкономии, один из лидеров маржина-листской революции , основоположник теории предельной полезности, объясняющей процессы ценообразования с субъективно-психологических позиций. Основные принципы теории предельной полезности были им сформулированы в работе Основания политической экономии (1871). Предельная полезность некоторого блага определяется двумя факторами — интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью (или, наоборот, существующим запасом) этого блага. Чем больше интенсивность потребности при данном размере запаса, тем более высоко индивидуум ценит благо, тем больше его предельная полезность. Чем меньше интенсивность потребности, тем ниже оценка, которую рациональный субъект дает предельной полезности. На предельную полезность влияет объем запаса. Если он уменьшается, то при данной интенсивности потребности предельная полезность блага увеличивается. Когда же количество благ растет индивидуальная оценка предельной полезности идет вниз. Установленная им зависимость получила название правила снижающейся предельной полезности. Согласно теории предельной полезности ценность благ определяется субъективными оценками покупателя и продавца — тем общим, что делает товары соизмеримыми, является полезность. Под предельной полезностью понимается субъективная полезность отдельного экземпляра того или иного блага, с помощью которого удовлетворяется наименее настоятельная потребность в товарах данного вида. Рыночная цена товара формируется под воздействием его предельной полезности, а также редкости.  [c.38]