ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными соц. институтами для регулирования соц. взаимодействия, общественных отношений, а также отношений между человеком, обществом и природой. И.с. — многоуровневое знание, характеризующее общественные процессы в целом, конкретные процессы, происходящие в различных ячейках общества, а также интересы, стремления и мнения различных соц., профессиональных, демографических групп людей. [c.104]
Труд есть потребление рабочей силы, те. целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду, являющуюся главным условием производства в любом обществе. [c.143]
Подчеркнем, что главная особенность имитационного исследования состоит в том, что в этом исследовании проводятся эксперименты, но только не с объектом, а с его математической моделью. Такое представление об имитации появилось в 60-х годах нашего столетия. Имитационные исследования используются для анализа сложных систем в таких непохожих областях науки, как исследование ядерных реакторов и изучение психологии человека, моделирование боевых действий и анализ биологических систем в природе, изучение распространения эпидемий и моделирование исторических процессов, автоматизированное проектирование сложных технических систем и оценка воздействия лечебных процедур на организм человека. Особенно важное место имитационные исследования занимают в анализе экономических процессов. В экономических исследованиях имитация используется в широком диапазоне задач, от отдельных вопросов массового обслуживания и оперативного планирования производства до изучения перспектив развития экономики нашей планеты в целом. Такое разнообразие задач затрудняет выработку каких-то единых, универсальных рекомендаций (тем более, что имитационные методы еще крайне молоды — они используются всего лишь около двадцати лет и сейчас бурно развиваются). Имитационное исследование в значительной степени остается задачей, требующей большой творческой активности и самостоятельности человека, их осуществляющего. Тем не менее, уже сейчас возможно выделить основные принципы проведения имитационных экспериментов, которым и будет посвящен этот раздел книги. [c.233]
Отношение людей к природе. Одни чувствуют себя во власти природы, другие, как им кажется, живут в гармонии с ней, третьи стремятся ее покорить. Если посмотреть на развитие общества в целом, человек всегда стремился подчинить себе природу с помощью технологии. В последнее время, однако, в людях проснулось чувство хрупкости окружающего мира, они осознали, что природные ресурсы не безграничны, они понимают, что своими действиями могут уничтожить природу. Любовь людей к природе выражается в повышении интереса к туризму, особенно пешему, катанию на лодках, рыбной ловле, а значит, растет спрос на обувь для туристов, палатки и прочие принадлежности для любителей отдыха на природе. [c.223]
Связь облегчения труда с повышением его производительности. Как учит К. Маркс, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. В процессе труда человек своей собственной деятельностью обусловливает, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой [1]. Труд человека в социалистическом производстве представляет богатый содержанием творческий процесс. В процессе труда люди применяют и совершенствуют орудия производства, обогащают свой трудовой опыт, раскрывают все новые и новые свойства вещей, законы явлений, проверяют и углубляют свои знания, практически используют законы природы в целях добывания средств к жизни. [c.53]
Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Оно является сферой взаимодействия трех основных факторов труда человека, предметов труда и средств труда. [c.14]
Особенно характерна эта позиция для русских экономистов. В частности, С.Н. Булгаков (1871—1944) оправдывает богатство как средство освобождения человека от природного плена, как необходимое условие духовного развития личности и свободного проявления ее творческих устремлений, как материального фундамента, на котором может быть построено светлое царство духа, истинной цивилизации. Булгаков рассматривал богатство как условие преодоления внешней несвободы человека, как свободу от подчинения природе. И эта негативная Свобода выступает как потенциальная возможность утверждения и развития человеческого духа, поскольку очередь высших потребностей приходит тогда, когда удовлетворяются низшие. Само богатство Булгаков понимал в народно-хозяйственном смысле, как некоторые общие условия материального существования данного общества, степень власти над природой, ему принадлежащей. При этом, что любопытно, личная духовная освобожденность от богатства является верным средством направления индивидуальных усилий на развитие материальной культуры в целом. [c.181]
В работе Исследование о природе и причинах богатства народов (1776) Смит рассмотрел основные типы разделения труда внутри мануфактуры, между отраслями, между городом и деревней, между промышленностью и торговлей, между умственным и физическим трудом, между различными регионами и целыми национальными хозяйствами. Наряду с преимуществами, которые несет разделение труда (повышение умелости работников, экономия времени, стимулирование изобретения и применения машин), были отмечены и негативные стороны этого процесса — превращение человека в ограниченное существо, в частичного рабочего. Он полагал, что противодействие негативной тенденции должно оказать образование. [c.180]
Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия "труд" необходимо выделять три основных аспекта цели, содержание и мотивы. Первый — это производство благ второй — целесообразное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека третий — причины, побуждающие человека трудиться. Вследствие указанной многоаспектное , определение понятия "труд" получается не очень коротким [c.131]
В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. А. Маршалл выделял четыре таких фактора землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал "В известном смысле существуют только два фактора производства — природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение — "распределение" и "обмен"... Человек выступает одновременно целью производства и его,фактором" [Маршалл. Т. 1. С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности. [c.162]
Возникает угроза самому существованию человека как биологического вида. Кстати, мы очень часто забываем тот факт, что природа в целом имеет значительно большие возможности по сохранению своего гомеостаза по сравнению с возможностями человека (как вида), даже вооруженного всеми научно-техническими достижениями. Поэтому, говоря о защите окружающей среды, о рационализации природопользования, мы имеем в виду, во-первых, сохранение окружающей среды, в которой осуществляется непрерывное развитие человека и происходит естественная смена поколений, а во-вторых, создание наилучших условий для жизни людей. [c.400]
В случае с качеством, нам думается, можно пойти другим путем. Видимо, надо исходить из известного положения о том, что наряду с количеством все предметы и явления, созданные природой или трудом человека, объективно обладают и качеством. Такой взгляд на содержание преподаваемых в вузах дисциплин позволяет более четко увидеть, что практически в каждой из них излагаются те или иные проблемы, задачи или методы обеспечения или улучшения качества продукции в целом, ее отдельных элементов, процессов ее создания, изготовления, использования. [c.286]
Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования, охраны природной среды для настоящего и будущих поколений. В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает объективная природная среда, существующая вне человека и независимо от его сознания, служащая местом обитания, условием и средством его существования. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, образует природоохранное (экологическое) законодательство. [c.319]
Согласно господствовавшей в стране идеологии, труд — процесс сознательной целесообразной деятельности человека, воздействия его на предметы природы с целью создания материальных и духовных благ для удовлетворения личных и общественных потребностей (словарь по политэкономии). [c.77]
Производство — это процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. [c.104]
Способность человеческого сознания к интуитивным формам связана с целеполаганием и опережающим отображением. Наличие в сознании цели при отражении действительности в проектировании весьма существенный момент. Любая деятельность человека преследует ту или иную цель. В связи с понятием цели, отражение делится на нефункциональное и функциональное [26]. Первое из них свойственно неживой природе и базируется на причинно-следственных связях. Функциональное отражение, присущее живой природе и человеческому мышлению, связано с целями как в своем процессе, так и в его результате. Цель имеет управленческий аспект. На ее основе субъект проектирования ориентируется в множестве возможных решений, находя наилучшие из них, не производя полного перебора и сравнения. Выбор цели при проектировании весьма важный и ответственный этап. Соотношение познавательного образа с целеполаганием связано с такими категориями, как ценность и оценка [26]. [c.47]
Целесообразная деятельность человека в процессе производства, направленная на совершение заранее предусмотренных количественных и качественных изменений в предмете труда с целью превращения его в продукт труда, в большинстве случаев сочетается с механическими и физико-химическими процессами, которые и составляют конкретное содержание изменения предмета труда. Направленность этого изменения определяется либо непосредственным физическим воздействием человека на предмет труда, либо его регулирующим воздействием на механические и физико-химические процессы, происходящие в предмете труда, посредством более или менее сложного передаточного механизма. Сколь бы ни был сложен механизм передачи регулирующего воздействия человека на ход изменения предмета труда и сколь бы ни было опосредовано это воздействие, трудовая деятельность человека в любой форме ее проявления, будь она физической или умственной, является необходимой частью процесса производства, органически связанной с остальными его элементами — предметами и средствами труда. В небольшом числе случаев возможно изменение предмета труда под воздействием естественных сил природы и без участия исполнителя. Примерами могут служить процессы сбраживания сахаристых веществ, твердения цемента, радиоактивного распада, осаждения взвесей, кристаллизации веществ в растворах, коагуляции коллоидных частиц, естественного охлаждения и т. п. Представляется, однако, неверным рассматривать указанные процессы как совершенно не зависимые от деятельности человека и не требующие контролирующего и регулирующего его воздействия. [c.92]
Предположим, на графике обозначилось некое завершенное Движение цены, а после него начало развиваться новое. Более раннее Движение цены в момент его возникновения стало для мозга привычным делом и было принято за стандарт . И все, что теперь не укладывается в стандарт, вызывает биологическую реакцию. Мозолит глаза , так сказать. Пока цена далека от уровней, мы работаем активно, но спокойно — совершаем сделки, покупаем, продаем и, в целом, не сильно беспокоимся о будущем. Мы наивно считаем, что мы принимаем решения и управляем миром. Но в те моменты, когда отношение нового хода к старому становится особенно близко к какой-либо из Фибо-пропорций, активность мозга повышается особенно сильно — и не потому, что мы сами этого хотим или считаем это рациональным, а потому, что хотим мы этого по приказу Природы. И вот в такие моменты процессы мышления ускоряются, человек начинает строить пока еще несуществующие сценарии , волноваться и терять терпение, каким бы хладнокровным он ни был. И в итоге, на уровнях цен, соответствующих Фибо-пропорциям, и в связи с состоянием толпы, цена совершает прыжки в сторону какого-либо из соседних уровней. Выпрыгнув с текущего Фибо-уровня, мы, люди, опять успокаиваемся, пока с нами не повторится то же самое, но на другой позиции. Так Природа управляет нами, чтобы Рынок в лице толпы трейдеров, состоящей из отдельных нас, мог рационально и в соответствие с Фибо-планом управлять ценой. Вселенная стремится к четкой организации всех своих процессов [c.30]
К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что процесс производства представляет собой противоречивое единство двух сторон. Одна из них — отношение человека к природе, его воздействие на природу с целью ее приспособления к человеческим потребностям, другая — те отношения, в которые вступают люди друг с другом, когда они воздействуют на природу. Чтобы сделать такой вывод, надо было подробно проанализировать процесс труда и все его элементы. [c.5]
Как используют люди экономические законы Общеизвестно, что господство человека над силами природы и общества предполагает использование законов развития природы, общества и мышления. Можно выделить следующие этапы этого процесса познание экономических законов постановки целей в решении тех или иных экономических задач определение путей достижения экономических целей организация самой хозяйственной деятельности. [c.16]
Благодаря труду человек овладевает силами природы, заставляет их служить своим целям, в то время как животные лишь приспосабливаются к окружающей природе и не могут сколько-нибудь существенно изменить ее. [c.5]
Разделение труда — это совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. V Труд — это процесс целесообразной деятельности человека по преобразованию природы с целью удовлетворения потребностей индивида и общества. [c.9]
Способность к труду и сам труд — исключительное качество человека. Труд отличается целесообразностью, осознанностью действий, всегда направлен на достижение определенного результата, образ которого складывается заранее как идеальная цель в голове человека. Животные лишь пассивно пользуются природой и вносят в нее изменения инстинктивно. В процессе же труда не только изменяется внешняя природа, но и накапливаются знания, опыт, повышается квалификация людей, меняется сам человек. [c.38]
НТР вызывает коренное изменение взаимодействия природы и человека, затрагивает также целую гамму нравственных, гуманитарных проблем. Такие проблемы возникают в экологии, генной инженерии в области ДНК человека, некоторых областях психотерапии и т. д. Все это непростые, порой болезненные противоречия. Но марксистско-ленинское понимание научно-технической революции оптимистично. Оно исходит из того, что НТР, порождая острые противоречия, сама же создает и средства их решения. Разумеется, происходит это не автоматически, а в результате глубоких изменений в системе общественных отношений, продуманных и энергичных действий, которые призваны не допустить крайнего обострения вызванных НТР противоречий, своевременно выявлять и разрешать их. [c.108]
Промышленность — это совокупность предприятий, занятых добычей продуктов природы, не воспроизводимых человеком (добыча рудных и нерудных ископаемых, рыболовство, заготовка леса и т. п.), а также осуществляющих переработку сырья промышленного и сельскохозяйственного происхождения в целях превращения первичного сырья в новый продукт, используемый в качестве средства производства или предмета потребления. Классификатором выделено 16 укрупненных отраслей промышленности (электроэнергетика, черная металлургия, цветная металлургия и т. п.). [c.31]
Мотивы осознаются человеком в единстве с целями чтения. Однако библиотекарь должен различать и сопоставлять содержание, цели и мотивы чтения 1) какие книги берет читатель (содержание спроса — вид литературы, жанр, тема и т. п.) 2) зачем ему нужны эти книги (цели чтения — подготовка к экзаменам, самообразование, отдых и т. п.) 3) почему он их выбирает среди других книг (мотивы— стремления к тем, а не иным знаниям, влечения к тем, а не иным эстетическим переживаниям и т. п.). Если первое можно отчасти выяснить даже при поверхностном просмотре читательского формуляра, второе — со слов читателя, то третье требует от библиотекаря педагогического мастерства, умения вскрывать и анализировать сходные по форме, но различные по существу мотивы спроса. Например, разные читатели могут брать в библиотеке одни и те же произведения художественной литературы, объяснять сходными словами цели чтения — для души — и мотивы спроса— это увлекает , но интересы у них при этом проявляются не одинаково одного читателя волнует судьба героя и привлекает быстрое развитие сюжета, другому нравятся преимущественно поэтические описания природы или психологическое раскрытие характеров, третий — проявляет при чтении возрастной интерес к теме любви и т. д. Не следует также забывать, что систематическое чтение отвечает многим, иногда противоречивым мотивам, которые взаимодействуют или сменяют друг друга. Сопоставление мотивов и целей чтения дает библиотекарю ключ к формированию глубокого читательского интереса. Когда же [c.85]
В то же время природно-климатические условия тысячелетиями оказывали и оказывают огромное влияние на формирование национального образа мышления, культуры, обычаев, традиций, нравов. Все это характеризует степень слияния человека, народа в целом с природой, и это чувство, чувство природы, культура становятся одним из мощнейших факторов, формирующих национальные особенности предпринимательства, его специфику. [c.81]
Никакой капитал не приводит в движение большего количества производительного труда, чем равный по размерам капитал фермера. Ибо не только его рабочие-батраки, но и его рабочий скот являются производительными работниками. Помимо того, в сельском хозяйстве природа также работает вместе с человеком и хотя ее работа не требует никаких издержек, ее продукт обладает своей стоимостью точно так же, как и продукт наиболее дорогостоящих рабочих. Наиболее важные сельскохозяйственные работы имеют целью не столько увеличить (хотя они делают и это), сколько направлять естественное плодородие природы к производству растений, наиболее выгодных человеку. Поле, заросшее терновником и кустарником, часто может произвести не меньше растений, чем самым тщательным образом возделанные виноградник или хлебное поле. Посев и обработка часто не столько пробуждают, сколько направляют деятельное плодородие природы, и после всех трудов земледельца главный труд всегда приходится на ее долю. Поэтому рабочие и рабочий скот, занятые в сельском хозяйстве, воспроизводят не только стоимость, равную стоимости их потребления или стоимости капитала, дающего им занятие, вместе с прибылью его владельца, как это мы видели у мануфактурных рабочих, но и гораздо большую стоимость. Сверх капитала фермера и всей его прибыли они регулярно воспроизводят ренту землевладельца. Эту ренту можно рассматривать как продукт тех сил природы, пользование которыми землевладелец предоставляет фермеру. Она выше или ниже в зависимости от предполагаемой величины этих сил или, другими словами, от предполагаемого естественного или искусственно созданного плодородия земли. Ведь после вычета или оплаты всего того, что можно признать делом рук человеческих, остается только продукт деятельности самой природы. Этот остаток редко бывает меньше четвертой части, а часто превышает третью часть всего продукта. Такое же количество производительного труда, затраченного в мануфактурах, никогда не даст такого большого воспроизводства. В мануфактурах природа не делает ничего, все делается человеком, и полученный продукт всегда должен быть пропорционален размерам действующих сил, создающих его. Таким образом, капитал, вкладываемый в земледелие, не только приводит в движение большее количество производительного труда, чем таких же размеров капитал, вложенный в мануфактуру, но и добавляет в отношении к количеству применяемого им производительного труда гораздо большую стоимость к годовому продукту земли и труда страны, действительному богатству и доходу ее жителей. Это самый выгодный для общества из всех существующих способов приложения капитала. [c.391]
В основе строя общности должны лежать естественные и вечные законы природы и разума человека, очищенные от искажений, проистекающих из господства частной собственности. Обществу в целом, обеспечивающему единство интересов всех его членов, должны принадлежать земли, средства произ-ва и все продукты труда, кроме тех, к-рые находятся в личном пользовании. Основой социалыю-экономнч. организации строя общности Д. считал коммуну — объединение трудящихся (примерно 10 тыс. чел.), сочетающую преимущества города и деревни, пром. и с.-х. труда. Каждый член коммуны обязан трудиться по своим силам и способностям, а потреблять в соответствии с объёмом п характером своих потребностей. Д. выступал как против неравенства в потреблении, так н против грубой уравнительности. Большое внимание уделял проблеме превращения труда в привлекательное занятие (перемена труда, сокращение рабочего дня до 5—6 ч, коренное улучшение его условий п организации, широкая механизация), что должно обеспечить значит, и быстрое повышение производительности труда и повышение благосостояния общества в интересах расцвета как физич., так и духовных способностей человека. Поли-тич. форма будущего общества — демократия трудящихся, основанная на полном равенстве рас, полов, профессий. Критикуя оипортунистич. течения в оо-цпалистич. движении (мелкобуржуазный социализм Л. Бланки, христианский социализм , утопич. коммунизм Э. Набе), Д. считал социальную революцию, совершаемую трудящимися, беднотой (по терминологии Д., пролетариатом), необходимым условием перехода к строю общности . Однако Д. не сумел выделить пром. пролетариат из общей массы трудящихся, попять его историч. роль, необходимость объективных, материальных предпосылок этой революции. [c.372]
ИНТЕРЕС (от лат. interes — имеет значение, важно) — форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному. Содержание и характер И. связаны как со строением и динамикой мотивов, потребностей личности, так и с характером форм и средств освоения действительности. И. личности могут быть крайне разнообразны И. к музыке, технике, природе и т.д. Главное в данном понятии, что проявив И. к какому-либо предмету, человек может сделать этот И. средством достижения своих целей. Выделяют непосредственный И., т.е. И. к объекту, вызываемый его привлекательностью для личности, и опосредованный И. — как к средству достижения поставленных целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и интенсивности. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. [c.100]
Производственный несчастный случай возникает в процессе функционирования ЧМС, вследствие разрыва или деформации связей между компонентами (человек—машина, человек — человек, человек — машина — среда и т. д.), так как только человек и машина могут реализовать целенаправленную деятельность, сложную функцию. Природа, структура и способы связи и взаимосвязи элементов, агрегатов, оператора и среды в едином процессе оптимизируют систему по опеределенным критериям, ибо целое вообще есть тесно связанные друг с другом функции. Диалектическое отношение причины и следствия возникает в процессе взаимодействия компонентов разной природы и составляет одну из сторон функционирования целого. [c.240]
Причины, носящие общепланетарный характер, вызваны тем, что в процессе эволюции нарушаются естественно установленные пропорции энергоинформационного обмена в природе и обществе, обусловливающего взаимозависимость и целесообразность геологических, атмосферных, биосферных и других процессов как в каждом регионе, так и на планете в целом. Эти нарушения связаны с характером человеческой деятельности в планетарном масштабе, обусловленной соответствующим развитием науки. Наука, решая свои узкопрагматические задачи, построила собственную бездушную модель природы, в которой нет места человеческим ценностям. И своего апогея она достигла в развитии научно-технической революции, а не научно-человеческой, как следовало бы. НТР в итоге,, дав людям определенные материальные блага, привела их к современному экологическому кризису (озоновые дыры, парниковый эффект, повышение радиации и т.д.), что поставило человечество, а также среду его обитания на грань выживания. Эта причина является определяющей в деле усиления социальной ответственности общества и его структур (производственных предприятий) за сохранение естественно заданного энергоинформационного обмена в биосфере, за единство человека с природой1. [c.47]
В отношении производительности труда мы можем прежде всего сказать, что это именно она в последнем счете определяет собой историческое начало и конец бытия категории заработной платы. Она определяет собой начало заработной платы, ибо до тех пор, пока производительность труда слишком низка и человек не в состоянии производить больше минимума средств своего существования, его можно лишь ограбить и съесть, но нельзя превратить путем отношений найма в объект длительной эксплуатации. Определенный уровень производительности труда определит собой и исторический конец отношений найма. И же только в том широком смысле, что более производительные формы хозяйства неизбежно берут верх в конкурентной борьбе за существование и что на этом основании социализм, как более производительная форма хозяйства, рано или поздно должен прийти на смену капитализма, но и в другом, более тесном. И в рамках социализма, хотя он по самой своей идее отрицает эксплуатацию человека человеком, по-видимому, неизбежны и притом, вероятно, в течение довольно длительного периода отношения найма—не в целях эксплуатации, а в интересах возможно более полного осуществления принципа распределения каждому по его труду . И лишь тогда, когда этот стимулирующий высокое напряжение индивидуального труда социалистический принцип распре деления в полной мере изживет себя и на смену ему придет коммунистический принцип распределения от каждого по его способностям, каждому по его потребностям , отношения найма и заработная плата будут окончательно сданы в архив за ненадобностью. Но когда же это может случиться Когда станут излишними всякие добавочные стимулы к труду, помимо тех, какие заложены уже в самой природе человека и общественных его инстивтк-тах Очевидно, лишь тогда, когда благодаря техническому прогрессу и новой организации общества уровень производительных сил человечества достигнет такой высоты, что для удовлетворения всех его повседневных потребностей достаточен будет минимум времени и усилий человека. И он никому не покажется тягостным уже потому, что его все равно [c.371]
Проведенный А. Смитом анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия homo e onomi us — экономический человек , хотя само это понятие возникло позднее. А. Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми, результатами частной экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения, труда. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребности друг друга. Процветание общества, таким образом, возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес, ведущий к достижению этого благополучия, это настолько мощный стимул, который готов преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его деятельность... (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 393). Индивидуум, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах, стремясь к удовлетворению частного интереса, и в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это (Смит А. Указ. соч. С. 332). [c.21]
Сравнивая цели компаний, направленные на стратегическое развитие и увеличение прибыли, место и роль человека в философии корпораций, нельзя не отметить тот факт, что многие из них свои приоритеты выражают в форме символов.Так, например, социальный символ Samsung Ele troni s — пятиконечная звезда, образованная взявшимися за руки людьми. Она выражает пять программ по социальному обеспечению, культуре и искусству, научной деятельности и образованию, охране природы и добровольной общественной деятельности сотрудников. [c.127]
Проблемам смысла и целей жизни,, природы человека, его места в мироздании посвящено огромное число публикаций. Наиболее известными авторами таких работ являются философы Аристотель, Эпикур, Марк Аврелий, М. Монтень, [c.40]
Критика концепции маркетинга-микс за то, что она мало ориентирована на рынок, исходит из предположения, что потребитель — это человек, для которого что-то делается. Подход стимул—реакция, который, как утверждают, присущ маркетиигу-микс, в то же время критикуется за то, что он предлагает группировать людей и действовать на рынке однородных респондентов. Наличие таковых или отсутствие, так же как и рыночная ориентация, зависит от таких факторов, как структура рынка, баланс между политическими партиями, организационные структуры и процедуры, личные отношения, корпоративная культура, бизнес-миссия и цели. Однако обвинение концепции маркетинга-микс в том, что ее использование является причиной недостаточной рыночной ориентации некорректно. Эта простая, но по своей природе ограниченная концепция — реальный механизм, приемлемый для любого маркетингового подхода. [c.320]
Животное способно лишь приспособляться к природе и пользоваться ею. Человек же при помощи орудий заставляет природу служить своим целям. Благодаря труду человек добивается господства над силами природы. И это, — писал Энгельс, — является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду . Для производства необходимы опреде-Проиэводительвые ленные услОвия. [c.8]
Умственный труд — составная часть общественно полезной деятельности людей, проявляется преимущественно в нервно-психических усилиях, необходимых для воспроизводства и развития процессов познания и преобразования природы и общества. Выделение У. т. из единого в целом процесса труда, совершающегося между природой и человеком, имеет целью выявить его особенности в отличие от фи.шчсского г/пч д, в котором преобладают затраты мышечных усилий. Доля умственной деятельности отражает степень содержательности Tpv-ra, его интеллектуализации, что o6v ювлено использованием достижений научно-технического прогресса и творческой инициативы трудящихся. [c.381]
Общественное производство включает в себя процесс взаимодействия человека с природой (что характеризует состояние производительных сил) и совокупность возникающих при этом экономических отношений (общественная сторона процесса производства). Процесс взаимодействия человека с природой есть процесс труда, всегда протекающий в определенной общественной форме. Он предполагает следующие моменты 1) труд человека, 2) предмет труда и 3) средства труда. Этот процесс представляет собой процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, при помощи которой они видоизменяют предметы внешней природы и приспосабливают их для удрвлетворе-ния своих потребностей. Труд — исключительное достояние человека. Человек — ив этом одно из главных его отличий от животного — трудится осознанно, он опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования. Цели его трудовой деятельности в самой своей основе объективно обусловлены. Производя необходимые предметы, вещи, люди познают законы природы и в соответствии с ними заставляют природу служить себе, добиваются все большего господства над ней. [c.4]
В итоге своей работы Э. Фромм сформулировал несколько общих тезисов радикального гуманизма производство должно служить человеку, а не экономике отношения между человеком и природой должны быть пост роены на основе кооперации отношения между людьми должны строиться на основе солидарности высшей целью прогресса должно стать человеческое благо. Это благо состоит не в максимизации потребления и слепом накоплении внешнего богатства, а в разумном потреблении, служащем здоровью и саморазвитию человека каждый человек должен активно и творчески трудиться на благо всехлюдей2. [c.298]
Классики политической экономии — В. Петти, А. Смит, Д.Ри-кардо — уже напрямую связали предмет экономической теории с производством материального богатства и, естественно, отношениями людей по поводу его производства. Главный труд А. Смита, ставший первым настоящим учебником по политической экономии на целых сто с лишним лет, так и называется "Исследование о природе и причинах богатства народов". В этой книге источником всякого богатства признается труд, всякий труд человека и в промышленности, [c.43]
Смотреть страницы где упоминается термин Природа и цели человека
: [c.238] [c.172] [c.234] [c.186]Смотреть главы в:
Введение в метаэкономику и основания экономических наук -> Природа и цели человека