Классификация экономических благ. Частные и общественные блага. [c.294]
В экономической теории принято различать частные и общественные блага. Под частным понимается благо, потребляемое одним человеком, которое не может быть потреблено другим человеком. Например, если вы едите шоколад и никто другой не может есть этот же шоколад, то последний есть частное благо. При этом каждая съеденная плитка шоколада уменьшает количество, доступное для остальных. Покупка частного блага на рынке дает потребителю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Большинство благ — частные. [c.311]
Одна из интерпретаций теории достойных благ заключается в принятии индивидами, как членами какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголя) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления. [c.399]
Модель оптимального размещения ресурсов в экономике при наличии двух типов благ (частного и общественного) была предложена П. Самуэльсоном в середине 1950-х гг. В модели Самуэльсона присутствует абстрактный специалист по планированию (аналог аукциониста Вальраса), обладающий исчерпывающими сведениями о производственных возможностях экономи- [c.404]
Вагнер А. (1835—1917) — немецкий экономист. Один из выдающихся представителей новой исторической школы, взгляды которого получили широкое распространение в финансовой литературе последней четверти XIX — начала XX вв. Аргументировал превосходство государственного хозяйства над частным. Абсолютизировал роль государства, обосновал его функциональную роль в процессе воспроизводства. Открыл новую страницу в политической экономии. Закончилась эпоха господства идей А. Смита о невмешательстве государства. Ускоренно набирающий темп процесс обобществления производства, его монополизация требовали государственного регулирования. А. Вагнер считал, что доходы и расходы финансового хозяйства государства — не болезненный нарост, а органическая затрата ресурсов народного хозяйства. Материальные блага частных хозяйств в государственном хозяйстве превращаются в услуги государству, а услуги государства позволяют частным хозяйствам создать подобное и большее количество новых материальных ценностей. Заслуга его также состояла в том, что он дополнил принципы налогообложения А. Смита, которые имели концептуальный характер. А. Смит [c.8]
Предположим, что в экономике производятся только два потребительских блага — частное (Р) и общественное (G). Имеются два потребителя (А и В) со своими функциями полезности, которым соответствуют кривые безразличия UA и UB. Функция трансформации представлена на графике кривой производственных возможностей Z 2 (рис. 4). [c.245]
В Соединенных Штатах ежегодно более 2% ВНП выдается по линии частной благотворительности. На величину пожертвований существенное влияние оказывают налоговые стимулы. Поскольку ликвидация бедности является общественным благом, частная благотворительность сталкивается с проблемой едущего бесплатно . [c.411]
Анализ характеристик образования с точки зрения теории общественного блага позволяет сделать вывод о том, что образование не является общественным благом, а относится к благам частным, обладающим чертами общественного блага. Причем набор этих черт и их оценка зависят от восприятия образования обществом и, вероятно, различны в разные исторические периоды. В качестве аргументов можно привести следующие соображения. [c.139]
Заметим, что в случае, когда первое благо — частное, условия Парето-оптимальности его производства и потребления имеют вид (случай, когда жг>0, /г) [c.402]
Исключительные частные блага, являющиеся объектом соперничества. Рассмотрим, например, стаканчик мороженого. Он исключителен, потому что если вы хотите помешать кому-либо хотя бы попробовать мороженое, — просто не давайте никому свой стаканчик. Стаканчик мороженого является объектом соперничества, потому что если один человек наслаждается холодным десертом, другой индивид уже не претендует на тот же стаканчик. Большинство циркулирующих в экономике благ — частные блага, такие как стаканчик мороженого. Когда мы анализировали спрос и предложение в гл. 4, 5 и 6 и эффективность рынков в гл. 7, 8 и 9, мы предполагали, что товары являются как исключительными благами, так и объектами соперничества. [c.239]
Потребности людей. Блага. Экономические и неэкономические блага. Потребительские и производственные блага. Частные и общественные блага. [c.13]
Эти попытки не имеют ничего общего с планированием производства в СССР и не могут дать положительных результатов, так как не снимают основного противоречия капитализма — противоречия между общественной формой производства материальных благ и частной формой их присвоения. [c.6]
Однако сегодня трудно избавиться от ощущения люди просто попались на рекламу, как на крючок удочки, которую забросило и удачно подсекло НАСА. Когда многие американцы принялись критиковать НАСА, пытаясь выяснить, в чем же смысл осуществляемых им космических исследований, и обвиняя агентство, что чудовищные расходы, связанные с проведением космической программы, оказались пустой тратой налогов, которые они платят, НАСА апеллировало к ряду выгод, которые программа уже принесла гражданскому частному сектору. Причем агентство не пожалело сил на рекламирование благ от своей деятельности. [c.135]
Таким образом, рынки не способны обеспечить достаточное количество общественных благ. Мы увидим в гл. 17, что государство иногда может решить данную проблему, либо предлагая такое благо от своего лица, либо стимулируя частные предприятия к его производству. [c.454]
Затем мы проанализируем общественные блага. Предельные издержки предоставления общественного блага дополнительному потребителю равны нулю, и люди не могут обойтись без потребления этого блага. Мы различаем общественные блага, которые трудно обеспечить за счет частного сектора, и общественные блага, которые могут быть предложены рынком. [c.488]
КОЛЛЕКТИВИЗМ — тип мировоззрения, не допускающий противопоставления человека обществу, исходящий из признания необходимости гармоничного сочетания общих и частных, коллективных и личных интересов нравственный принцип, противоположный индивидуализму, не терпящий себялюбия, своекорыстия и эгоизма, отдающий приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности. Как свидетельствуют уроки истории, К. в своем отрицании индивидуализма может проявляться (имело место, напр., в республиках бывшего СССР) и в крайних формах подчинения индивида коллективу ради общих интересов, оправдания безусловного верховенства общества над личностью. Это несовместимо с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Преодоление такой крайности учитывается законодательством России и др. государств, провозгласивших себя соц. и стремящихся обеспечивать солидарность и сотрудничество своих граждан во имя блага всех и каждого в отдельности. [c.129]
Как и все остальное, что делает правительство, создание ФРС в начале XX века было объявлено благом для общества. Эта система была призвана защитить частные вклады от банкротства частных банков. Она должна была создать деньги, обеспеченные не драгоценными металлами, а авторитетом государственной власти. [c.67]
Целый департамент занимается только приобретением правительственных долговых обязательств у частных лиц. Предполагается, что эта организация создана для всеобщего блага. На самом деле она создает деньги из ничего и выгодна только [c.69]
Бюджеты организаций общественного сектора — предмет широкого общественного обсуждения и критики, тогда как в частном бизнесе бюджеты являются внутренним делом организации и редко становятся предметом рассмотрения за ее пределами. Это означает, что в общественном секторе любое смещение приоритетов или необходимость дополнительного финансирования (например, введение новых налогов) требует не только четкой финансовой проработки, но и одобрения политических и социальных аспектов таких изменений. Если выполнение бюджета может повлечь за собой неоправданные социальные издержки, такой бюджет станет политически неприемлемым, а отказ учитывать такие издержки и последствия будут свидетельствовать о том, что "бюджетная философия" данной организации слишком жестка для динамично меняющейся социально-экономической среды. Например, некоторые местные органы власти часто утверждают, что жесткие границы сферы их ответственности и финансовых возможностей не позволяют предоставлять населению общественные блага должного качества. Хотя в отдельных случаях причиной такого рассогласования выступает несовпадение политических взглядов, чаще всего оно может служить иллюстрацией излишней жесткости бюджетных процедур. [c.594]
Защита системы общественных институтов, необходимых для развития экономики, но нерентабельных для частного бизнеса, общественных (коллективных) благ, требующих долговременных капитальных вложений. [c.68]
Для того чтобы система государственного управления стала современной, необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения — от технологических. Предоставление услуг, когда участие государства не является обязательным, надо передавать в частный сектор, где производителя выбирают на открытом конкурсе. [c.173]
В рамках экономического подхода реализуется так называемая физическая концепция капитала, который рассматривается в широком смысле как совокупность ресурсов, являющихся универсальным источником доходов общества, и подразделяется на (а) личностный (неотчуждаемый от его носителя, т. е. человека), (б) частный и (в) публичных союзов, включая государство. Каждый из двух последних видов капитала, в свою очередь, можно подразделить на реальный и финансовый. Реальный капитал воплощается в материально-вещественных благах как факторах производства (здания, машины, транспортные средства, сырье и др.) финансовый —в ценных бумагах и денежных средствах. В соответствии с этой концепцией величина капитала исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу. [c.146]
Финансовую науку интересует прежде всего экономический аспект проблемы. Что такое государственные расходы Это расходы, которые совершаются компетентными властями для удовлетворения потребностей государственного союза. В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные - это те расходы, которые или увеличивают имущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы - те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными. Существуют нравственные блага, которые рано или поздно [c.45]
Если мы идем на рынок и что-либо приобретаем, то это еще не означает, что мы вступаем с продавцом в финансовые отношения. Мы просто покупаем, т. е. взамен некоторой суммы денег получаем товар (услугу), или, как сегодня принято говорить, частное благо , удовлетворяющее личную потребность. Никаких финансовых отношений здесь нет. Мои финансы поют романсы , — говорим мы, сетуя на нехватку денег, и в корне ошибаемся, потому что деньги и финансы — это не одно и то же. [c.10]
Нравственный вред откупной системы был определен следующим образом Самый простой, самый неразвитый человек понимает разницу между моральным значением правительства и откупа. Подчиняясь правительству, человек сознает, что эта власть основана на нравственном принципе, вытекает из потребностей общественной жизни, имеет своей коренной целью охранение национальных благ это подчинение не противоречит совести, напротив, требуется ею оно не унижает, а облагораживает человека, возвышает его в собственных глазах. Но требует ли совесть, чтобы я подчинялся частному корыстолюбию, вредному не для меня одного, а также и для всех моих сограждан Нет, это унизительно для моего нравственного достоинства 2. [c.106]
В качестве вредных последствий системы откупов Чернышевский указывал 1) на истощение тех источников, на которых основываются доходы правительства и его могущество 2) на взимание с народа суммы гораздо большей, нежели какая получается правительством 3) на разрушение нравственных убеждений в народе 4) на ослабление стимулов к честному труду. Кроме того, передавая часть своих прав нескольким частным лицам, государство лишается свободы действий. Каково бы ни было подчинение откупщика местным властям по формальным условиям откупного контракта, откупщик все-таки имеет свой круг действия, в котором распоряжается он. Интересы правительства всегда связаны с выгодами общества оно всегда до известной степени сознает эту связь и заботится о национальном благе. Правительство не вчера начало, не завтра кончит свои сношения с обществом, оно считает себя вечным его спутником, потому собственная выгода заставляет его щадить силы общества ныне, чтобы самому не остаться без средств, если истощит их. Совершенно не таково положение откупщика до будущности общества ему нет никакого дела, он думает только о том, чтобы как можно больше собрать с общества ныне завтра оно увидит себя разоренным и с этим вместе обеднеет правительство — какая нужда в том откупщику Он уже кончил свои счеты и знать ни о чем не хочет. Его девиз После меня хоть трава не расти . Потому система откупов расстраивает нацию, истощает средства, которыми может располагать правительство. Правительство — это хозяин поместья откупщик — это чеченец, на несколько часов вторгающийся в поместье можно представить себе, каково будет состояние хозяина после того, как поместье испытает набег чеченца. Нет, наше сравнение еще неполно разорительный набег уничтожает только жатву и уже готовое богатство жителей, он не портит самой почвы, он не портит нравственных сил ее населения. Откуп делает и это. Мало того, что он стремится как можно скорее истощить материальные средства населения, — вдобавок, он разрушает моральный капитал, которым могли бы скоро быть восстановлены все потери 2. [c.107]
БЛАГА - товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности. Соответственно социальной организации и способу потребления можно выделить блага частные и блага общественные. Частные блага делимы и удовлетворяют потребности людей индивидуально (еда, одежда, обувь и т. д.). Блага общественные предполагают коллективный характер. потребления. Например, оборона страны является общественным благом, оно распространяется на все население, независимо от оплаты отдельными индивидами -пользования обороной. Можно выделить как специфическую группу так называемых клубных благ . Клубное благо используется совместно, но до определенного предела в зависимости от численности возможных пользователей благом (например число посадочных мест в автобусе или в театре). В этом отличие клубного блага от общественного. Общественное благо предполагает абсолютное несоперничество потребителей блага, а клубное - только до определенного предела (пока есть места в автобусе или в театре). [c.53]
Иллюстративный характер доказательства тезиса о пропорциональности трудовых затрат и предельных полезностей воспроизводимых благ, предложенный Туган-Барановским, был в 1902 г. в работе экономиста киевской экономической школы (представителей которой, заметим, отличал большой интерес к использованию математики) Н.А. Столярова дополнен строгим алгебраическим доказательством. Столяров решал стандартную задачу нахождения условного кстремума, причем целевой функцией была функция общественной полезности или, как он писал, пользы, а ограничением — совокупный объем трудовых ресурсов. При условии, что общественная полезность любого блага зависит от количества только этого блага, частные производные целевой функции совпадают с предельной полезностью соответствующих благ, что и позволяет легко получить искомое соотношение. Эта небольшая работа оказалась по существу одной из первых математических работ в области общественной функции полезности и предвосхитила идею народнохозяйственного оптимума, которая в виде системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ) активно разрабатывалась в нашей стране в 60-е юды. [c.393]
На эти важные обстоятельства при обсуждении особенностей финансирования высшего образования с использованием ГИФО обычно не обращают должного внимания. А ведь это принципиально важное изменение финансово-экономического механизма функционирования вузов — переход от производства в сфере образования преимущественно общественного блага к благу частному, интернализи-рованному. Это переход к рыночным отношениям, в которые вступает учащийся с вузом, а через него — с государством как собственником вуза. Обсуждение этой темы можно продолжить, но это не является предметом настоящей работы. Важно то, что государство, вводя новый порядок финансирования, переходит от содержания своих образовательных учреждений к поддержке покупателя образовательной услуги. Одной из целей такого серьезного преобразования, с нашей точки зрения, является стремление создать в сфере высшего образования конкурентную среду (конкурентная борьба за студента") и механизмы более эффективного использования выделяемых ресурсов. Результаты эксперимента по ГИФО, по всей видимости, пока не дали однозначного ответа на вопрос относительно достижения поставленных целей. [c.234]
Важно понимать, что для обычных благ (частного потребления) неисключаемость (невозможность не допустить к потреблению) создает еще более серьезную проблему количество общественного блага по крайней мере не уменьшается от того, что его потребляет кто-то другой. Напротив, отсутствие охраны законом и/или моралью прав собственности, например, на урожай огородов быстро приводит к их исчезновению. Таким образом, мы наблюдаем существование только тех частных благ, права собственности на которые удается гарантировать (исключаемые блага). [c.31]
Общественные блага обладают двумя характерными особенностями они неконкурентны и они неисключаемы. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне производства предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Рассмотрим использование скоростного шоссе во время незначительного транспортного движения. Так как шоссе уже существует и на нем нет пробок , дополнительные издержки проезда по нему равны нулю. Или другой пример — использование маяка. Когда он построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно ничего не прибавляет к эксплуатационным расходам. [c.504]
Товары, производство которых вряд ли эффективно на частных рынках, являются или неконкурентными, или неисключаемыми. Общественные блага вбирают в себя оба эти качества. Товар неконкурентен, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень дорого или абсолютно невозможно исключить отдельных людей из его потребления. [c.510]
Убежденность эта обусловлена опять-таки отождествлением фирменных порядков с клановыми нравами, признававшими слепой протекционизм в отношении своих безоговорочным благом. Его конкретным выражением является практика найма и вознаграждения. Авторы безошибочно характеризуют получившие в Японии довольно большое распространение системы пожизненного найма и оплаты по старшинству главная мотивационная роль первой заключается в гарантии стабильной занятости, независимо от конъюнктурных колебаний и прочих привходящих факторов, а второй — в гарантии возрастающей платы за долголетнюю преданность фирме. Эти свойства обеих систем не раз становились мишенью для критиков, которые упирали на типично западный аргумент моя,. под прикрытием той и другой гарантий могут достаточно спокойно чувствовать себя лодыри, недобросовестные работники — их нельзя уволить, они получают надбавки к заработной плате за каждый дополнительный год стажа и лишь отстраняются от действительно важной работы. Но в японских условиях этот аргумент несостоятелен, поскольку недобросовестных работников как социальной категории здесь не существует, а частные примеры слишком редки, чтобш их принимать всерьез. И именно ввиду фактического отсутствия названной категории имеет смысл указать на серьезную вспомогательную мотивационную роль, которую играют обе системы. [c.9]
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, комунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы. Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей (затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, отдых и т. д.). [c.110]
С одной стороны, государственные вузы производят общественное благо - бесплатное образование, равнодоступное для всех граждан России, фундаментальные научные и культурные знания. Эти блага, несомненно, обладают свойствами несоперничества и неис-ключаемости. С другой стороны, сегодня вузы обучают студентов и на платной основе, выполняют частные заказы в области прикладных научных исследований, производят продукцию и оказывают различные услуги. Очевидно, это уже частные блага, обладающие свойствами исключаемости [16]. [c.95]
Периодом зарождения экономической теории информации (e onomi s of information) считают начало 60-х годов, когда ее основы были заложены в статье Д. Стиглера [26]. В течение 60—80-х годов это направление исследований отмечено большим количеством работ, среди которых особенно заметны публикации Д. Стиг-лица [27] и К. Эрроу [9, 10 , а также фундаментальные труды Ф. Махлупа 19, 20, 21]. Разработанные в русле этого направления положения сводятся в большинстве к анализу факторов, влияющих на цену информации, рассматриваемую в частных случаях — в ситуации неопределенности, асимметрии информации, морального риска и т.п. При этом современные экономисты осознанно уходят от констатации того, что их наука, основанная на концепции редкости... где стоимость соотносит редкость с полезностью [22, с. 174 , не дает ответа на вопрос о стоимостной оценке нелимитированных благ. [c.47]
В 1892 году в журнал поступают письма читателей. Они предлагают разные варианты проведения предстоящих торжеств Л.Г. Лившиц — ...издать каталог счетоводной литературы — не только русской, весьма незначительной, но и всеобщей. Денежные средства для подобного издания можно было собрать путем подписки [Счетоводство, 1892, с. 126] А. Тогунов — ...полагал бы не ограничиваться одним перечислением всех названий русских и иностранных сочинений по счетоводству, а признал бы необходимым, чтобы при каждом названии помещен был краткий отзыв и даже изложена была сущность содержания [Там же, 1892, с. 160] К.П. Кейль, великий чешский бухгалтер, — ...предложение г. Лившица понуждает меня обратиться с покорнейшей просьбой к товарищам по профессии и интересующимся литературою по бухгалтерии сообщить мне названия известных им сочинений на любом языке до 1799 года [Там же, 1892, с. 161] Д. Хон - ...в юбилее должны принять участие не одни бухгалтеры всего света, но и все предприниматели , далее для празднования необходимо образование кружков в каждом более или менее значительном торгово-промышленном центре [Там же, 1892, с. 160] С. Машковский — ...назначить в Петербурге частный съезд бухгалтеров [Там же, 1892, с. 187]. Из всех подготовительных мероприятий мало что вышло. Но ошибается тот, кто скажет суждены нам благие порывы, но свершить не дано ничего . Самым большим событием был выход в [c.302]
Первые трактаты по государственному управлению появились в эпоху меркантилизма в Германии начала XVII в. Наука государственного управления получила название наука о полиции . Термин полиция трактовался как искусство государственного управления, а деятельность государства именовалась полицейской. Теория полицейского государства была разработана X. Вольфом (1679-1754). В соответствии с этой теорией вся деятельность государства определяется нравственными целями человека. Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его член исполнял свои обязанности и никто не ставил бы своей частной пользы выше общественной. Государство следит за тем, чтобы рост народонаселения не опережал роста средств пропитания. Оно имеет попечение о том, чтобы подданные стремились к добру. В поддержании естественного закона во имя нравственного совершенства государство простирает свою руку на все входит в мельчайшие подробности образа жизни подданных, следит за тем, чтобы каждый в пище и одежде исходил из своего имущественного и общественного положения. Во имя блага общественного правители должны следить за тем, чтобы подданные были набожны и почитали Бога. Демократия -правление черни. Простолюдину не под силу судить о государ- [c.27]
Теория страхования или обеспечения понимает налог как страховую премию за доставляемую государством охрану имуществ. А. Тьер - автор теории страхования - считал необходимым, чтобы каждый платил пропорционально тому, что он зарабатывает или имеет по тому своему имуществу или доходу. Каждый должен участвовать в расходах государства пропорционально издержкам на защиту, пропорционально количеству охраняемых благ. Налоги должны быть пропорциональны издержкам государства в пользу данного лица, подобно тому как в страховых обществах премия назначается пропорционально страховой сумме. В практическом применении подобное обложение по степеням, соответствующим оценке даваемой государством защиты, представляло бы имущественный налог. Но ошибочно защиту имущества ставить в основу налогов. Деятельность государства не ограничивается защитой одного имущества, она обнимает также и защиту личности и вообще заботу о всем духовном и хозяйственном преуспеянии народа. Да и по отношению к имуществу государство, собственно, не принимает на себя никакого страхования, не возвращает потерянной ценности имущества, а только обязывает себя охранением частной собственности и наказанием направленных против нее вторжений 1, - заключает К. Эеберг. [c.114]