Что касается легитимности власти, то это юридический термин, используемый в теории организации и социологической теории для обозначения законности власти. Легитимность власти в социологии организаций рассматривается как фактор, способствующий созданию устойчивого социального порядка в организации. Понятие легитимные отношения предусматривает устойчивые и воспроизводимые (институциональные) взаимодействия руководства и подчинения, базирующиеся на признании подчиненными права на власть за лицом, располагающим властью. [c.395]
Этому термину придается различный смысл в ряде областей знания в экономике, социологии, психологии, в теории игр и др. В экономике широко распространены теории, которые строятся на базе понятия субъективной П., т.е. оценки тех или иных благ и ресурсов с точки зрения отдельного потребителя или производителя. Здесь П. выступает как синоним таких понятий, как благополучие, удовлетворение (в частности, в теории экономики благосостояния фактически используется понятие общественной полезности — как агрегата субъективных полезностей индивидуумов). [c.267]
Для того чтобы определить влияние общества на человека, социологи изучают то, как организовано общество. При этом они часто используют термин социальная система, подчеркивая взаимоотношения и взаимозависимости между членами общества. Та же идея лежит в основе маркетинга, например она отражена в таких понятиях, как системы распределения , системные продажи , отношения и сети ( связи ). [c.155]
Этот термин используется в отношении системы ценностей, отношений к вещам, поведения и стиля жизни социальной группы, которая выделяется, но, тем не менее, связана с доминирующей культурой общества. В социологии это понятие чаще всего используется для изучения молодежи и девиантного поведения. В маркетинге это понятие было прежде всего адаптировано и используется для изучения поведения и образов жизни конкретных социальных групп, например подростков. Эти открытия в основном использовались как основа для описания целевых групп и, таким образом, улучшения маркетингового поведения и его действенности. [c.165]
Термин управление проектом широко применяется уже 20 лет. Он употребляется по отношению к большим и малым конструкторским проектам, к стоящим многие миллионы и даже миллиарды долларов программам исследования космоса и к научно-исследовательским проектам в таких областях, как социология и экономика. Управление проектом, о котором идет здесь речь, во многом заимствует известные уже методы. В этой книге под управлением проектом понимается управление достижением требований, предъявляемых к программному изделию на основе использования матричной структуры связи функций и проектов. В этой матрице каждой функции соответствует группа руководителей, несущих ответственность за ее выполнение наилучшим образом, а каждому программному изделию соответствует в свою очередь группа руководителей, внимание которых сосредоточено только на данном программном изделии. На рис. 7.2 в стилизованной форме представлена матричная структура функции — программные изделия . Вместо термина руководитель проекта на рисунке использован термин администратор изделия, чтобы подчеркнуть, что он занят [c.96]
Несмотря на то, что теория организации как наука уже полностью сформировалась, мы и по сей день не располагаем достаточно четким и исчерпывающим определением понятия социальной организации. Основная трудность состоит в том, что термин организация существует во многих науках — философии, социологии, биологии, кибернетике и других. В биологических системах синонимом организации является термин организм — живое целое существо или растение с согласованной организацией деятельности всех органов. [c.20]
ВОРОТНИЧКИ БЕЛЫЕ, СЕРЫЕ, ГОЛУБЫЕ (СИНИЕ) — термины, используемые западной политической экономией и социологией для обозначения различных лиц наемного труда, применительно к их профессиональной принадлежности. Белые воротнички — инженерно-технический персонал и конторские служащие, чиновники, работники аппарата управления, а также различные менеджеры, работники умственного труда, которые относятся к так называемому непроизводственному персоналу компаний в странах с развитой рыночной экономикой белые воротнички — это большинство всех работников. Происхождение термина белые воротнички объясняется тем, что одежда всех офисных работников, как правило, состоит из белой рубашки и галстука серые воротнички — работники отраслей социальной инфраструктуры, работники обслуживающих подразделений голубые (синие) воротнички — квалифицированные производственные рабочие, рабочие, занятые физическим трудом. Термин голубые (синие) воротнички также происходит от цвета типовой формы одежды рабочих (они обычно носят синюю или голубую форму). [c.113]
На Западе распространено двойное понимание термина наука управления в единственном числе он понимается как применение количественных методов в управлении, во множественном числе — как применение в управлении не только количественных методов, но также экономики, психологии, социологии. Научно-технический прогресс ознаменовался кардинальными сдвигами в области хозяйственного управления. Объективная возможность этих сдвигов определяется до- [c.406]
Термин "менеджмент человеческих ресурсов" возник в 60-е годы XX ст. [3, с. 1—7]. В одной из статей американского социолога Р. Майлза модель "человеческие отношения" противопоставлялась модели "человеческие ресурсы" (это две модели, возникшие в процессе изучения фактора труда). Р. Майлз говорит о том, что в модели "человеческие отношения" основное внимание направлено на создание оптимальных условий труда для работника. В модели же "человеческие ресурсы" сотрудники рассматриваются как источник неиспользованных резервов и как важнейшая возможность наладить более рациональное планирование и принятие решений в общей структуре предприятия. Удовлетворение потребностей сотрудников уже не является важнейшей целью, а становится результатом личной заинтересованности работающего [3]. [c.19]
Социология конфликта — так назвал одну из своих работ немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858—1918). В современной социальной психологии и социологии понятие конфликтология употребляется как собирательный термин для обозначения особой области исследований. [c.422]
В ранних концепциях теории организации понятия власти и авторитета не дифференцировались и нередко употреблялись как синонимические термины, как, например, у А. Файоля и М. Вебера. В работах более позднего периода эти понятия принципиально различаются. Разграничение базируется на европейской традиции понимания авторитета как условия признания власти. Авторитет в организации обусловлен должностной (профессиональной) позицией или характеристиками личности. В школе социальных систем и других поздних концепциях социологии организаций, начиная с работ Ч. Барнарда и Г. Саймона, понятие авторитет в организации применительно к руководителю используется как в значении формального, так и неформального авторитета [c.395]
Для определения данного метода существует несколько терминов фокус-группа , фокусированное интервью в группе , групповая дискуссия и групповое глубинное интервью . Многообразие названий объясняется тем, что понимание и применение метода с самого начала оказалось под влиянием различных теоретических направлений. Р. Мертон, вводя этот метод в социологию, определял его как фокусированное интервью с группами, в которых все интервьюиру- [c.121]
Термин социальный контроль введен в научный оборот французским социологом и криминологом Г. Тардом. Первоначально Г. Тард рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Г. Тард стал понимать социальный контроль как один из факторов социализации личности. [c.330]
Процесс формирования индустриального общества исследовался многими экономистами и социологами. Появление самого термина связывают с именем К. А. Сен-Симона. Концепция обогащалась идеями О. Конта, А. Ток-виля, К. Маркса, Э. Дюркгейма и др. В середине 1950-х гг. концепция индустриального общества стала почти академической теорией в западной науке (Ж. Фурастье, Р. Арон, Р. Дарендорф, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт и др.). При этом оно рассматривалось как общество, функцией которого является развитие производительных сил и накопление общественного богатства. С точки зрения индустриального общества капитализм является его ранней, переходной фазой, ограниченной странами Европы 19 — начала 20 вв. По этой теории общая логика индустриализации ведёт к повышению сходства (конвергенции) основных институтов и типов хозяйства в различных странах. Капитализм рассматривается как уходящий этап индустриального общества, по мере повышения зрелости которого управление переходит к менеджерам. В теории индустриального общества важная составляющая — процесс демократизации, становление равных гражданских прав и всеобщего равенства перед законом. Демократизация общества, приобретение всем населением политических, гражданских прав вместе с развитием промышленности ведут к увеличению средних слоев рост социальной мобильности на базе широкой доступности образования способствует исчезновению классовой поляризации. Всё это охраняет национальное либерально-демократическое государство как самостоятельный и важный фактор раз- [c.95]
Диффузия инноваций — это термин, обозначающий то, как инновации, например новые идеи, процессы или товары, распространяются в пределах социальных систем. Этот вопрос изучается исследователями в рамках многих дисциплин, при этом отмечается большое влияние социологии (обзор см. в Rogers, 1995). Литература о диффузии инноваций оказала большое влияние на маркетинговое мышление, а исследователи из области маркетинга также внесли в рассмотрение этого вопроса свою лепту. При изучении диффузии инноваций инновация (например, новый товар) рассматривается как что-то новое для потенциального пользователя, но необязательно должна являться абсолютным новшеством. Например, исследования показали, что для восприятия некоторых технологий требуются десятилетия. Диффузия инноваций — это, по существу, общественное явление, оно непосредственно зависит от обстановки в обществе. Это становится очевидным, если рассмотреть элементы процесса диффузии (1) инновация, (2) ее распространение (3) от одного человека (носителя общественной роли) к другому (4) в рамках социальной системы (например, общества) (5) с течением времени. [c.168]
Аристбтель (384 г. до н. э. — 322 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учёный-экономист, ученик Платона. Он впервые в истории человечества исследовал экономические явления и процессы, пытаясь выявить общие закономерности, ввел в употребление термин экономия и производный от него экономика . Ранее словом экономия (что тогда означало домоводство ) озаглавил свое сочинение известный греческий философ Ксенофонт. Аристотель является основателем науки социологии, непосредственно примыкающей к экономической науке. С уникальным предвидением он приблизился к пониманию закона стоимости, установил наличие в товаре таких двух сторон, как потребительная и меновая стоимость, выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как [c.558]
Л. Вальрас воспринял от отца термин редкость , но придал ему совершенно иное содержание. В концепции Л. Вальраса rarete означает просто предельную полезность блага в математическом смысле. Другой термин, который Л. Вальрас заимствовал у отца, — пресловутое numeraire — товар, используемый в качестве меры ценности. Но главное, чем Леон был обязан влиянию отца, это не интерпретация нескольких терминов, а выбор экономической теории как области своей профессиональной деятельности, принесшей ему мировое признание. Этому выбору, однако, предшествовал долгий период колебаний и неопределенности. Получив степени бакалавра искусств (1851) и наук (1853), Леон поступает в парижскую Горную школу, но вскоре, разочаровавшись в карьере инженера, оставляет ее с тем, чтобы заняться литературой, философией и социологией. Его литературные опыты имели весьма ограниченный успех, и в 1858 г. он соглашается с настоятельным желанием отца посвятить себя экономической науке и обещает продолжить его исследования. [c.229]
Справедливости ради следует заметить, что термины логическое и нелогическое поведение , остатки и производные в дальнейшем практически не использовались в социологии, однако сам паретовский анализ данных явлений внес значительный вклад в понимание важной роли иррациональных факторов в человеческом и социальном поведении. К тому же многие замечания Парето можно прямо использовать как практическое пособие по массовой агитации и пропаганде. Один из его таких советов — извлекать выгоду из чувств, а не растрачивать энергию в тщетных попытках уничтожить их , и политик... должен быть человеком без предубеждений и при этом знать, каким образом извлекать выгоду из предубеждений других , — вызвал яростную критику со стороны К. Поппера, назвавшего данный совет великим секретом бунта против свободы . [c.284]
Второе возражение против теории революции Маркса было тоже чисто логическим. С точки зрения критической философии утверждение, что явление с помощью диалектического процесса превращается в свою противоположность, является абсурдным. Цитируя Риля, Струве заявляет, что причинно-следственная связь обязательно предполагает превращение причины в следствие. Как в математическом уравнении мы имеем одну и ту же величину как справа, так и слева (от знака равенства), так причина вновь появляется в следствии, но уже в иной форме .4 Если это так, то социологии приходится оперировать терминами, заимствованными из языка эволюции, и рассматривать любое изменение не как устранение или отвержение, а как поглощение (абсорбцию). Социализм должен появиться как продукт капитализма. Капитализм должен самостоятельно эволюционировать в более высокий социальный порядок и раствориться в нем. Таким образом, законы логики подтверждают принципы экономического детерминизма. [c.17]
Среди теоретиков благосостояния, принадлежащих к школе полезности, существовала общая тенденция считать удовлетворение (в отдельных случаях удовольствие) единицей благосостояния. Если задачей экономики благосостояния является предоставление данных, которые дадут возможность социологам и государственным деятелям сделать окончательные заключения по поводу благосостояния, эта тенденция, возможно, ведет к гедонистической этике. Но, однако, экономика не обязательно запутывается в гедонистической психологии, так как, если избегать использования цены в качестве меры удовлетворения, то нет необходимости считать, что существует некая тесная взаимосвязь между желанием и удовлетворением. Очевидно, что уже прошло, однако, то время, когда философская умозрительность и психологическая изощренность могли оказать поддержку этике, изложенной исключительно в терминах удовольствия или какого-либо другого единственного элемента. Не говоря уже о трансценден-талистах, занимающихся поисками абсолютных ценностей, которые выводят свои утверждения не из обычных человеческих желаний и удовлетворений, а из других источников, существует множество тех, кто уделил бы большее внимание значению процесса исполнения желания как такового, чем удовольствию и другим состояниям сознания, возникающим в результате такого исполнения. Некоторые придают особое значение отсутствию неисполненных желаний, которое скорее приведет к благосостоянию, нежели большой поток удовлетворений, которые, тем не менее, оставляют того, на кого он направлен, недовольным. Экономист либо по наивности, либо из-за modus operand уделял мало внимания этим трудностям,51 ожидая, что его собственные проб- [c.99]
Термин коммуникация широко используется в настоящее время практически всеми гуманитарными науками, начиная с социологии, психологии, лингвистики, и вот теперь, уже более пятидесяти лет, он служит и более молодым дисциплинам, таким как реклама и связи с общественностью. Единое определение этого термина, принятое учеными, представляющими как перечисленные выше, так и многие другие направления гуманитарных наук, звучит следующим образом Коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств . Связи с общественностью, используя различные коммуникативные средства, представляют собой динамическую и гибкую систему управления общественностью в самых разнообразных областях человеческой деятельности — в бизнесе, политике, образовании, медицине, благотворительности, развлечениях, спорте и др. (Конецкая В. П., с. 242-243). [c.8]
Роль человеческого фактора и связанных с ним социальных взаимоотношений потребителей и изготовителей, персонала внутри любой организации и обществе в целом с развитием и усложнением науки и техники возрастает. Здесь слово социальный (от лат. so- ialis) следует понимать как общественный . Науку, занимающуюся изучением основных законов, закономерностей и принципов общественной жизни и социальной деятельности людей, называют социологией. Появление этого термина в 1839 г. связано с работами французского философа Опоста Конта (1798—1857), который пришел к выводу о необходимости проведения исследований реального общества на основе объективных фактов социальной жизни научными методами. [c.439]
Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии — науки, изучающей общественные структуры, их элементы, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах. Понятие социология в буквальном смысле означает учение об обществе и объединяет в себе два термина лат. so ietas — общество и греч. logos — слово, учение. В социологии общество рассматривается как объективно взаимосвязанная целостная система, представляющая собой комбинацию отдельных общественных элементов, в число которых входят и самые разнообразные организации. [c.12]
Организация (от французского слова organization) означает строение, соединение, а также хорошее, планомерное, продуманное устройство чего-либо. Поэтому в социологии термин организация принято рассматривать в трех различных смыслах как объект (явление) как процесс управления как воздействие или действие (налаживание чего-либо). [c.23]
Понятие "коммуникация". Термин "коммуникация" (лат. ommuni atio от ommuni o — делаю общим, связываю, общаюсь) появился в научной литературе в начале XX века. В широком смысле коммуникация рассматривается как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Социологи рассматривают информационные средства межличностных, межгрупповых, международных коммуникаций. [c.15]
Относительно перевода на русский язык понятия gender имеются разные точки зрения. Среди отечественных феминисток и части социологов доминирует позиция отказа от перевода этого термина на русский язык и использования его кальки "гендер". Однако понятия gender и sex составляют неразрывную пару, две стороны одной медали. Поэтому, как мне представляется, логическим следствием такого подхода должно стать и введение в научный оборот слова "секс" для обозначения физического пола, что чревато внесением противоречий в обыденную речь, где слово "секс" имеет совсем иное значение. В силу этих соображений в данной работе используется другая пара категорий физический (sex) и социальный (gender) пол. [c.37]
Определение рациональности и ее место в системе общественных наук являются яблоком раздора между различными дисциплинами и течениями. Ее спецификация в терминах оптимизационной рациональности, используемой в экономических формулировках, служит точкой отсчета при столкновениях разных научных взглядов, согласно которым она принимается или, наоборот, отвергается. В той же экономической науке другая спецификация, в терминах ограниченной и процедуральной рациональности, предложенная Саймоном, находит все большее распространение. Она широко используется в работах неоинституционалистов, которые пытаются охарактеризовать организации и особенно правила, по которым те функционируют на основе индивидуальных решений. Однако ограниченная рациональность не поддается так же хорошо, как и предыдущая, моделированию, что часто приводит к ограничению использования этой концепции. Именно в связи с понятиями, получившими развитие в социологии и антропологии (социальные нормы, ценности, культура), этот разрыв стал наиболее явным. Разрыв проявляется в четко определенных столкновениях между позициями, в столкновениях, развивающихся по более или менее агрессивным сценариям, которые обычно подразделяют на два следующих типа. [c.90]
Аннотация В спецкурсе рассматривается новое направление анализа и структурирования экономических и социологических данных - социальные сети (so ial networks), которое в последнее время активно развивается в западной социологии. Также социальные сети рассматриваются в контексте новейших направлений в социологии теорий социального, человеческого и других видов капиталов. Помимо теоретического значения анализ социальных сетей имеет большую прикладную ценность. Во всех последних исследованиях, как на Западе, так и в России, посвященных неформальной экономике, сетям межсемейной поддержки, культурным и политическим структурам, эмпирический материал анализируется в терминах социальных сетей. Математическим базисом анализа социальных сетей является теория графов - мощный раздел дискретной математики. Большое внимание уделяется изучению примеров решения конкретных задач по материалам исследовательских проектов. [c.142]
Крайняя непродолжительность свободного в идеологическом отношении развития отчасти объясняет теоретический эклектизм современной экономической социологии в России, ее описательный характер, а также метания между метафорическим и безоговорочным принятием западных подходов и таким же метафорическим и полным их отрицанием и игнорированием. Между тем, наше интеллектуальное наследие уже содержит наиболее фундаментальные предпосылки экономической социологии. Так, например, в книге, написанной в сталинских застенках в 1930-32 гг. и впервые опубликованной в 1991 г., экономист с мировым именем Н.Кондратьев рассуждает по поводу русского слова хозяйство , английский аналог которого, по его мнению, отсутствует. Кондратьев определяет хозяйство как систему отношений внутри реальной группы людей, которая появляется и воспроизводится в деятельности, направленной на обеспечение средств к удовлетворению потребностей [Кондратьев 1991 110-113]. Он называет хозяйство предметом экономической теории. В современной российской литературе слова хозяйство и экономика используются как взаимозаменяемые. Кондратьев же, напротив, полагает, что термин хозяйство соответствует содержательному значению экономической деятельности по К.Поланьи, в то время как экономика соответствует ее формальному значению [Polanyi 1957]. Кроме того, Кондратьев намеренно называет главу, в которой изложены эти идеи, Общество и хозяйство , утверждая тем самым первичность общества по отношению к экономическим делам и настаивая на необходимости в анализе экономической деятельности двинуться дальше формальных рассуждений о соотношении издержек и выгоды. Идеи Кондратьева, предвосхитившие некоторые основные достижения нашей дисциплины на пару десятилетий, заставляют нас уверовать в то, что экономическая социология в России обладает потенциалом, достаточным для того, чтобы преодолеть начальные трудности и вступить во взаимовыгодный диалог с западным профессиональным сообществом. [c.144]
К концу 1980-х - началу 1990-х годов направление нового институционализма заявило о себе и в социологии. Сразу оговоримся, что к данному направлению мы относим не любое социологическое изучение институтов, а лишь те исследования, которые развиваются в отчетливой связи с новой институциональной экономикой, включая явные заимствования терминов и концептуальных схем (в первую очередь, речь идет о теории прав собственности, структур управления, трансакционных издержек и пр.). Данное направление весьма активно развивается американской социологией в рамках теории организаций. В зависимости от того, какого рода факторы акцентируются в исследовательских программах, в американском институционализме мы условно выделяем два течения. Первое может быть названо культурно-ориентированным (П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт и др.), второе - властно-ориентированным (У.Бейкер, Н.Флигстин и др.)9. [c.6]
Термин организация применяется очень широко. В менеджменте этот термин используется, по крайней мере, в двух смыслах. В широком смысле организация рассматривается как предприятие — функционально-целевая общность людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархшировашюй системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества (Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент, социология организаций и управление. Воронеж, 1995. С. 41). [c.312]
Управляя границами, можно подключить какой-либо элемент it внешнему миру или наоборот изолировать его, сделать автономным. Борьба за автономию отдельных личностей, групп и даже подразделений - одна из особенностей жиани оршниэации, поскольку мно-гпе с [ремятся полностью контролировать свое жизненное пространство. Управление границами помогает в этой борьбе, подсказывая, каким образом приобрести ресурсы, необходимые для создания автономии, и предлагая стратегии борьбы с теми, кто угрожает автономии. Группы н отделы обычно не позволяют важнейшим умениям и ресурсам покидать свои границы и контролируют вход в свои пределы селективным набором работников. Они практикуют также ритуал уклонения (термин социолога Ирвинга Гоффмана), т. е. избегают тех действий и проблем, которые могут поставить под угрозу их независимость. [c.209]