Понятие общества

Прежде чем перейти к определению СЭС как единого целого, рассмотрим значение термина социальный , так как не все авторы трактуют его одинаково. Наиболее распространено следующее определение социальная система — это комплекс общественных отношений между гражданами страны, складывающихся из характера распределения элементов жизнеобеспечения между социальными слоями, а также между отдельными группами людей внутри этих слоев. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство авторов отождествляет понятия общественный и социальный . Таким образом, встречается как сочетание общественные отношения , так и социальные отношения . Напрашивается вопрос — а что означает понятие общественный как производное от понятия общество  [c.30]


В литературе термин общество используется как синоним страны (государства). Например российское государство , но и российское общество государственный строй , но и общественный строй . В то же время понятия общество и власть , т.е. государственная власть, противопоставляются. Путаница в определениях (дефинициях) налицо.  [c.30]

Рассмотрим отдельно понятие общество . Отметим следующее обстоятельство когда применяется термин страна подразумевается весь конгломерат человеческих отношений — политических, социальных, экономических, духовно-культурных но когда используются термины общество , общественный , в основном имеется в виду социальный аспект. Например в литературе человеческое общество определяется как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности . Утверждается, что составными элементами общества являются люди, их социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности .  [c.30]


Необходимо определиться с тем, что далее мы будем иметь в виду под понятиями общества и общественного сознания.  [c.53]

При этом в рамках данной идеологии имел место не только идеал честного вознаграждения, но и братской любви, что особенно ярко выражено в христианском вероучении. И уже это предполагало политику перераспределения. Впрочем, само понятие общества включает заботу о тех, кто в ней нуждается. В средние века отношения сеньор — вассал предполагали определенные обязательства с обеих сторон и покровительство первого, так называемую систему патерналистских отношений. Высокий социальный статус предполагал щедрость (даже пиршества землевладельцев были праздниками для всех). Крупным центром перераспределения была церковь.  [c.117]

Серьезные структурные изменения в технологическом укладе индустриального общества являются основой изменения самого характера труда и любого вида деятельности, что отражают понятия общество профессионалов , и общество знаний . Интеллектуальный капитал становится определяющим параметром  [c.78]

Пора отказаться от политических , социально значимых , эконо-целесообразных и прочих важных решений, они не должны от формы власти или политического строя, от личностных качеств того или иного руководителя. Общество вынуждено постоянно ис-компромиссы, потому что в современных условиях эти понятия анта-. Инструментом достижения сбалансированного решения с всех выгод и потерь служит анализ риска, а критерием -жизни. Последний термин подразумевает минимизацию затрат на ние рисков при условии обеспечения максимально возможного в  [c.16]

Мы отправляемся в путешествие. Большая часть территории будет для нас незнакомой или, что значительно осложняет дело, будет не совпадать с тем, что мы, по нашему убеждению, знаем. Еще больше осложнит наше путешествие ограничение временем и объемом книги. И все же, несмотря на эти трудности, конечный пункт нашего путешествия оправдывает все хлопоты. Мы намереваемся овладеть основными понятиями управления и организации, эта тема представляет большую практическую ценность и имеет чрезвычайную важность практически для всех членов современного общества.  [c.25]


Ценность, применительно к качеству, является понятием относительным. Потребитель сравнивает продукцию организации с продукцией ее конкурентов, другими товарами или услугами, удовлетворяющими такие же потребности, или с продукцией этой же организации в прошлом. Потребители отнюдь не объективны в определении ценности. Важную роль играет и характер восприятия, на который влияют такие неосязаемые факторы, как, например, имидж, репутация в обществе. Ценность Мерседеса , например, можно считать высокой, если судить по устойчивому росту популярности этой машины, хотя объективно говоря, его технические характеристики и срок службы ниже, чем у некоторых других не столь дорогих, но роскошных автомобилей. Воспринимаемое качество может фактически поднять объективную ценность товара. В силу воспринимаемой ценности Мерседеса , например, цена при продаже подержанных автомашин этой марки составляет больший процент от первоначальной цены, чем в среднем других марок машин. Репутацию низкого качества, которую к своему сожалению получили американские автомобилестроители, очень трудно разрушить, несмотря на самые серьезные улучшения качественных характеристик их продукции.  [c.650]

Макроэкономические показатели понятие и объективная необходимость. Валовой внутренний, национальный, чистый, личный и располагаемый продукты. Чистое экономическое благосостояние. Богатство общества, его состав, показатели и эффективность использования. Показатели общего уровня цен. Показатели процентной ставки. Социальные макроэкономические показатели. Сущность и виды показателей экономической безопасности государства.  [c.119]

Асимметричная информация объясняет многие институциональные правила в нашем обществе. Это понятие позволяет понять, почему автомобильные компании предлагают гарантии и услуги для новых моделей почему фирмы и работники заключают контракты, предусматривающие стимулы и премии почему держателям акций корпораций нужно наблюдать за поведением управляющих.  [c.456]

ГОСПОДСТВО — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого аппарата власти. Наиболее развитая социологическая концепция Г. принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864— 1920), который выделяет три типа Г. легальное (законное), традиционное и харизматическое.  [c.51]

ОБЩЕСТВО — многозначное понятие, используемое для определения как соц. систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей, включая акционерные О. и др. экон. организации. В самом широком смысле О. означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — человеческое О., социум. В более узком смысле О. есть сложная соц. система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (напр., первобытное О., феодальное О., капиталистическое О.) или конкретное О. в рамках одной страны (фр. общество, российское общество, японское общество и т.д.). О. может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (напр., дворянское О., купеческое О., крестьянское О.) или каких-либо интересов (потребительское О., благотворительное О., спортивное О., театральное О. и др.). К ним же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.  [c.208]

РАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ - доля продуктивно занятых, (т.е. тех, продукт труда которых принимается и оплачивается обществом) в общей численности экономически активного населения. Вместе с тем Р.ц. понятие более широкое -— это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны.  [c.303]

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития и использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. Понятие "Ч.р." более емкое, чем "трудовые ресурсы" и "персонал", т.к. со-  [c.433]

Что включается в понятие "природные ресурсы" и ограничены ли они Что такое минеральные ресурсы недр (МР) и минеральное сырье (МС) Какие факторы определяют потребность общества в минеральном сырье Как осуществляется процесс промышленного освоения МР Как взаимодействуют друг с другом человек и природа в ходе промышленного освоения МР Имеют ли стоимость минеральные ресурсы недр и как она определяется Что такое "экономическая оценка" и как устанавливается "рыночная цена" МР Как построен экономический рыночный механизм платного недропользования и как взаимодействуют между собой отдельные его участники  [c.76]

Кратко рассмотрим понятие престижа с позиции подхода обывателя к выбору места жительства. Интерес к этому феномену общественного сознания, по нашему мнению, обусловлен процессом переоценки ценностей, который наряду с другими процессами обновления происходит в нашем обществе.  [c.14]

Принцип оптимальности следует рассматривать как конкретизацию и дальнейшее развитие принципа планомерности, лежащего в основе управления социалистическим хозяйством. Научную основу оптимизации составляет теория оптимального планирования, согласно которой содержанием хозяйственной деятельности является выбор оптимального варианта плана из множества допустимых вариантов. Применение понятия оптимума предполагает возможность сравнения и оценки одним показателем — критерием оптимальности — ожидаемых последствий различных вариантов плана. Необходимой предпосылкой такой возможности, в свою очередь, является единство интересов личности, коллектива и социалистического общества.  [c.151]

Суммируя все сказанное об экономических и технических аспектах понятия качества, можно сказать, что предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями людей и ресурсными возможностями общества.  [c.14]

Таким образом, институт собственности является исторически и социально-культурно определенной категорией. Следовательно, его невозможно рассматривать, как окончательно сформировавшееся явление, а также в не контекста с социально-культурными аспектами данной экономической системы. Собственность и экономическая культура данного общества предстают, как взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия.  [c.70]

Результативность образовательной системы можно оценить как достижение целей, которые общество ставило перед системой образования, осуществляя инвестиции в эту систему. В таком случае результат образования оценивается по сравнению с затратами с помощью понятия внешней эффективности. С другой стороны, эффективность инвестиций в образование может характеризоваться степенью достижения  [c.157]

Понятия внешней и внутренней эффективности тесно связаны между собой, поскольку цели всего общества и цели собственно образовательной системы во многом совпадают. Но эти понятия необходимо различать, поскольку внешняя эффективность инвестиций в образование характеризует отношение затрат на образование и результатов, которые достигнуты за счет реализации целей общества. Таким образом, результат образования в этом случае оценивается на основании того, насколько продуктивными в социальном и экономическом смысле оказываются люди, получившие образование, насколько хорошо образовательная система готовит своих выпускников для выполнения их роли в обществе, в какой мере образование удовлетворяет потребности общества в рабочей силе и способствует занятости.  [c.158]

Следует, однако, отметить, что перераспределение кажется чем-то новым только в сравнении с прежней политикой и в связи с тем, что его начинает осуществлять государство. Само понятие общества предполагает заботу о тех, кто нуждается. Этот принцип справедлив для каждой семьи и для любого небольшого сообщества и фактически перестал осуществляться только несколько поколений назад из-за разрушения маль х сообществ в ходе промышленной революции. Это привело к изоляции индивида, а новый "хозяин", которого он получил, не считал себя связанным с ним такими же узами, как "лорд" в прошлом. Характерно, что пиршества землевладельцев были праздниками для всех, тогда как потребление богатых новой эпохи — крайне эгоистично. Более того, почти нет необходимости напоминать о том, что церковь во времена, когда она получала щедрые дары от власть имущих и богатых, была крупным центром перераспределения. Между этими старыми обычаями и эпохой общества благосостояния простираются "тяжелые времена", когда человек оставался наедине со своей нуждой.  [c.16]

Этот тезис не нов, он присутствует уже у английского экономиста XVII в. У. Петти. Конечно, помощь бедным — долг общества. Само понятие общества предполагает заботу о тех, кто нуждается. Этот принцип ослаб, как отмечалось, из-за разрушения малых сообществ в ходе промышленной революции. Разрушение отношений добрососедства, сокращение благотворительности со стороны высших слоев общества, а также церкви привели к тому, что эту функцию постепенно взяло на себя государство. Отметим, что период, когда человек остался практически наедине со своей нуждой, относится ко времени осуществления промышленной революции. Это, кстати, и время господства идеологии классической политической экономии.  [c.145]

В связи с появлением в Законе РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" понятия "общество с одним участником" (абз. 4, п. 2 ст. 7 ) закономерен вопрос о возможности выхода участника из такого общества. Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Очевидно, следует согласиться с уже высказанной аргументацией в обоснование такого утверждения "Исходя из общего правила о том, что положения Закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку это не противоречит существу рассматриваемых отношений (абз. 4 п. 2 ст. 7), следует сделать вывод о невозможности выхода из общества его единственного участника, так как общество без участников — полный абсурд. Такое общество не смогло бы ни функционировать, ни даже самоликвидироваться. Допущение выхода единственного участника означало бы возможность фактической ликвидации общества в обход установленной ст. 64 ГК РФ очередности удовлетворения требований"1.  [c.76]

Завершение становления человека (антропогенеза) было возможным только с завершением становления общества (соцпогенеза). Это дало основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита первобытное человеческое стадо трансформировалось в сложившееся человеческое общество. Большинство учёных включает первобытное человеческое стадо в П. с. н качеств его первого этапа. Другие полагают, что понятие обществ.-экономия, формации применимо лишь для обозначения ступеней эволюции сформировавшегося общества. Соответственно они к П. с. относят только начальную стадию развития этого общества, предшествовавшую возникновению классов и гос-ва (археологически — это поздний палеолит, мезолит, неолит и, может быть, начало энеолита). В совр. представлениях о П. с., наряду с твёрдо установленными положениями, есть спорные. Сов. исследователи, будучи едиными и главном — во взгляде на П. с. как на коллективистский, расходятся по ряду более конкретных вопросов его развития.  [c.213]

Кетле - основоположник данного перехода, предшественник исследовательской программы Дюркгейма. Как Милль и Лаплас, на которых он ссылается в Эссе о социальной физике (Quetelet 1835), Кетле пытается применить метод естественных наук к политическим наукам и учениям о морали. Для того чтобы это сделать, он берет за точку отсчета средние величины и распределение ошибок по нормальному закону, который известен из астрономии. Преобразование понятия нормального закона в понятие порядка человеческих поступков приводит его к выведению из нормального распределения нормального существа, среднего человека , одновременно реального и правильного, существование которого привносит постоянство в коллективы, народы, нации. Идеальный тип избавляется от индивидуальных прихотей, тем самым придавая большую значимость понятию общества чем больше число наблюдаемых индивидов,  [c.95]

В книге Наше будущее (Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989) отмечено, что стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой . Это означает, что понятие устойчивое развитие включает в себя два основных признака — антропоцентрический и биосфероцентрический и направлено на выживание человечества и сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле [7].  [c.3]

Сегодня эти утверждения кажутся почти тривиальными, но в свое время игнорирование предположений такого рода доставило много хлопот КМарксу и послужило основой трагических ошибок в его теории. Согласно Марксу, стоимость каждого товара определяется трудом, "общественно необходимым" для его производства, или рабочим временем, "которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда" (Маркс, 1867, с 47). С помощью этих понятий формулируется закон стоимости в процессе обмена товары обмениваются по их стоимости (по заключенному в них общественно необходимому рабочему времени).  [c.9]

Столь же фундаментально и понятие социального времени. Оно весьма индивидуализировано и сильно отличается от астрономического времени (см. Хай-деггер, 1974). Имеет место также качественное различие между короткими и длинными интервалами социального времени. Поведение индивидуумов, групп, государства и общества может значительно различаться в короткое и длинное время.  [c.33]

Авторы термина "sustainable development" (в переводе на русский развитие"), вкладывают в это понятие следующий смысл при котором достигается удовлетворение жизненных стей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих "[1]. При этом общее направление развития общества помимо аспекта должно включать также энергетический, экономический, торговый, промышленный, сельскохозяйственный и т.д. Отсутствие действий ограничит выбор для будущих поколений [2].  [c.6]

Для начала внесем ясность в определение техническое обновление . Смысловое наполнение этого понятия многократно пересматривалось и, как следствие, возникла известная путаница. Основная проблема состоит в неправильном употреблении терминов обновление , нововведение и изобретение . Успешное изобретение эпохально новых технологий коренным образом отличается от появления преобразующей технологии , способной оказать влияние на развитие экономики и общества в целом.  [c.34]

Анализ макросреды. Политическое, экономическое, социокультурное, технологическое окружение фирмы. Понятие ламинарного, турбулентного и типер-турбулентного окружения. Основные правила поведения фирмы в гипер-турбулентном окружении. Важнейшие факторы и характеристики макросреды применительно к российским компаниям. PEST - анализ (политика,.экономика, общество, технология).  [c.388]

Когда рассматриваются более двух людей, значение понятия справедливость становится еще сложнее. Существует еще одна точка зрения, также делающая упор на равенство. Понимая, однако, что равное распределение ресурсов может лишить стимулов наиболее продуктивных членов общества (так как все, что они должны получать, будет съедаться налогами), сторонники этой точки зрения допускают неравенство, при котором наименее обеспеченные лица не проигрывают. Тогда согласно концеп-  [c.434]

Эта стадия примитивного утопического коммунизма была неизбежно обречена на гибель с момента, когда кто-то первый бросил лопату и сел закурить. Очень скоро стало ясно, что в отсутствие экономических рычагов рабочей силой надо управлять насильственными методами. Возникла идея тотальной трудовой армии, всеобщей трудовой повинности, которая фактически и была впоследствии осуществлена в несколько более мягком варианте, чем в первоначальных замыслах Л. Троцкого. Все было сделано по Марксу, но военный коммунизм оказался неэффективным. Последующая история советской экономики является историей постепенного, половинчатого и противоречивого восстановления в правах экономических методов руководства производством и распределением использование природных ресурсов становилось платным, появилось понятие дифференциального дохода, а затем вернулось и понятие ренты, продукты производства все более и более стали официально приобретать атрибуты товаров (неофициально они были таковыми всегда), деньги все полнее восстанавливались в своих изначальных функциях. Параллельно с официальной бурно развивалась подпольная, более эффективная товарная экономика, несмотря на многочисленные судебные процессы с суровыми приговорами, квалифицировавшими упомянутые действия как подрыв устоев государства (расстрел). Китайское руководство, глядя на этот процесс, обвиняло СССР в обуржуазивании общества и его экономической системы в целом (однако спустя несколько десятилетий использовало именно такую схему перехода к рыночной экономике).  [c.15]

ЕРОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (греч. geron — старик и logos — слово, понятие, учение) — область социологических исследований определенного соц.-демографического слоя — пожилых людей, их рб-раза жизни, способов их соц. адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию, переменами в их соц. статусе, материальном, семейном положении и т.п. В связи с изменениями в демографической структуре общества (в настоящее время во многих странах происходит увеличение количества лиц пожилого и старческого возраста) интерес к Г.с. возрастает.  [c.49]

ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ - характеристика отдельного индивида в обществе, групп или общества в целом, отражающая степень реального функционирования законов и отношения к ним населения страны. 3. может обеспечиваться принудительно или соблюдаться добровольно. В. 3. включается и понятие "законность", т.е. неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства и должностными лицами.  [c.84]

МОБИЛЬНОСТЬ — соц. категория, обозначающая переходы людей из одних общественных групп, слоев (профессиональных, религиозных, классовых и т.п.) в др. Термин "М." введен русским социологом Питиримом Сорокиным (1889—1968). Соц. М. может выступать в разных видах продвижение к позициям с более высоким доходом, статусом, престижем, властью называют соц. восхождением, а движение к более низким соц. позициям — соц. нисхождением. Подобного рода перемещения (восхождение—нисхождение) называют вертикальной М. Перемещения внутри одного и того же слоя, без изменения соц. позиции, называют горизонтальной М. Соц. перемещение может носить и терр. характер. Понятие "социальная М." (и его разновидности) используют в исследованиях типологии соц. общностей (напр. — закрытое общество, тоталитарное, открытое общество, демократическое), соц. структуры и динамики соц. структур.  [c.181]

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ТРУДА - объективно обусловленный процесс структурирования рынка труда, при котором под воздействием политико-экон. и соц. факторов развития общества возникает необходимость разделения рынков на отдельные субрынки или сегменты, отличающиеся различными характеристиками и правилами поведения, исходя из особенностей каждой категории работников. При осуществлении С.р.т. используются три признака профессионально-отраслевой, квалификационно-зарплатный и соц.-де-мографический. Путем сочетания этих признаков выделяются группы работников, отличающиеся приоритетностью сферы деятельности, уровнем материальной обеспеченности и т.д. Сегментация позволяет конкретно оценить состояние рынка труда по каждой категории работников с точки зрения занятости и безработицы, конкуренции между наемными работниками и между работодателями, т.е. установить частное условие равновесия внутри субрынка. Специфика спроса на труд женщин и мужчин, особенности привлечения и использования их рабочей силы, не зависящие от ее качественных параметров, создает сегментированный по полу рынок труда. В западной литературе эти особенности обозначаются как тендерный аспект рынка труда (гендер — соц. понятие пола в отличие от биол.). Среди главных особенностей женской рабочей силы — необходимость совмещения профессиональной работы с материнством и  [c.317]

ФМС РФ построена в соответствии с ее основными задачами и включает ряд оперативных управлений (внутренней миграции, оперативного приема вынужденных мигрантов, организации миграционного контроля, внешней миграции, международного сотрудничества, по делам трудящихся мигрантов) и функциональных (правовое, реализации миграционных программ, информационное, связи с неправительственными организациями и средствами массовой информации). ФМС имеет систему подведомственных ей терр. органов управления, сеть различного характера центров и пунктов для временного размещения мигрантов, а также контрольно-пропускных пунктов на гос. границе РФ. В своей деятельности ФМС руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - парламент РФ, органы представительной и законодательной власти РФ. В соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную осуществляет гос. власть в РФ наряду с Президентом РФ и Правительством РФ. Конституция РФ 1993 г. впервые в истории России ввела понятие "парламент" для обозначения законодательного и представительного орана власти РФ (гл. 5). ФС является носителем суверенитета и выступает в качестве выразителя воли многонационального народа нашего государства. ФС — самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиняется никакому гос. органу, в т.ч. Президенту и Правительству. Как представительный орган ФС представляет весь многонациональный народ России, влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент соответствует федеральному устройству России, что отражает представительства в нем субъектов РФ. По Конституции РФ основной функцией ФС является законотворчество, издание правовых актов высшей юридической силы — федера ль-ных законов, которые не могут быть изменены или отменены др. гос. оргайом, имеет прямое действие на всей территории РФ. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы. Двухпалат-ная структура ФС характеризуется самостоятельностью палат (каждая из них имеет свои полномочия их функции четко разграничены отсутствует подчиненность) неодинаковой компетенцией (к их ведению относятся в основном разные во-  [c.415]

ЭЛИТА (фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — понятие, обозначающее избранную часть, верхушку общества, стоящую выше остальных людей. Признаки отнесения людей к Э. неоднозначны и различны это люди, получившие наивысшие оценки в области их деятельности наиболее активные, ориентированные на власть обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих соц. жизнь "боговдохновленные" личности, обладающие харизмой творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству пользующиеся в обществе наибольшим престижем и статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой. Социологи выделяют следующие самостоятельные Э. политическую, экон., адм., военную, идеологическую, научную и творческую.  [c.440]