Управленческие имитационные игры

Е ф и м о в В. М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.— М. Наука, 1980.  [c.388]

Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры  [c.271]


Наглядность и простота конструкции (модели) деловой игры. Управленческая имитационная игра или, как ее иногда называют, — искусственная действительность, должна быть по возможности простой по сравнению с реальной действительностью. При построении деловой игры не следует стремиться отразить в ней весь набор функций и процедур управления, имеющих место в реальной хозяйственной деятельности. Необходимо отобрать наиболее существенные из них, которые определяют содержание и характер функционирования того или иного объекта, деятельность которого имитируется деловой игрой. Аналогичный подход должен быть обеспечен и в отношении структуры моделируемого объекта. Количество подразделений в нем должно быть сведено до определенного минимума. Это существенно упростит информационные связи по управлению подразделениями, что послужит предпосылкой успешного проведения игровых экспериментов.  [c.22]


В учебном пособии рассмотрены основные разделы курса Имитационное моделирование место имитационного моделирования (ИМ) в составе экономико-математических методов, общая характеристика имитационного моделирования, структура имитационных моделей, основные этапы процесса имитации, модели глобальных систем и экономических систем масштаба предприятия, использование ИМ в управлении предприятием, статистическое ИМ и экспериментальная оптимизация, управленческие имитационные игры и организационные аспекты ИМ.  [c.2]

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ  [c.108]

Непосредственными предшественниками управленческих имитационных игр были игры военные. Они возникли и стали применяться для практических целей в периоды наполеоновских войн, когда характер боевых действий настолько усложнился, что отвлеченное теоретическое продумывание операций стало затруднительным. Военные игры дают возможность отрабатывать управление войсками в безопасных лабораторных условиях.  [c.109]

При применении имитационных игр исследователь неизбежно сталкивается с вопросом о том, как понимать результаты игровых имитационных экспериментов и как оценивать их качество. Оба эти вопроса порождают проблему обоснования, валидности управленческих имитационных игр.  [c.111]

Структура и порядок разработки управленческих имитационных игр  [c.113]

В общем случае исследование поведения социально-экономической системы с использованием имитационных игр осуществляется в следующей последовательности. Прежде всего формулируются цели предстоящего исследования и формируется коллектив специалистов. В этот коллектив включаются разработчики имитационной модели системы. Задачей этого коллектива является создание формализованного представления исследуемого варианта развития исследуемой системы в виде управленческой имитационной игры. Для этого прежде всего формируются гипотезы и теоретические положения относительно исследуемой проблемы развития системы. При этом используются уже известные гипотезы и зависимости и формулируются новые.  [c.114]


Управленческая имитационная игра  [c.115]

Рис.9.4. Состав управленческой имитационной игры Рис.9.4. Состав управленческой имитационной игры
Цели проведения управленческих имитационных игр можно подразделить на три вида результат изучаемой деятельности, ее механизм, ее эволюцию. Разные цели предъявляют разные требования к планированию и проведению управленческой игры. Если экспериментаторов прежде всего интересует результат экономической деятельности в тот или иной момент времени, то основное внимание должно быть уделено разработке ресурсно-технологической подсистемы и проигрыванию вариантов ее развития и совершенствования. Если определяется не конкретный результат экономической деятельности, а ее механизм, то основное внимание при разработке имитационной модели уделяется управленческой подсистеме, а при проведении игры исследуется поведенческие аспекты участников процесса управления. Если же исследователей интересуют изменения в механизме экономической деятельности, то основное внимание уделяется нормативной подсистеме.  [c.115]

Разработке какой подсистемы уделяется приоритетное внимание при создании и проведении управленческой имитационной игры с целью определения результата экономической деятельности системы  [c.119]

Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. - 272 с.  [c.120]

Глубокое понимание природы имитационных игр возможно только в случае рассмотрения их как подмножества более широкого класса явлений, объединяемых термином игра [3]. Этот класс явлений очень обширен и разнообразен. Сюда входят игры детей и взрослых, игры салонные и спортивные, военные, управленческие и т.д.  [c.108]

Преимущество данной деловой игры, основанной на имитационном моделировании, состоит в наглядности представления состояния субъектов игровой ситуации в результате принятия того или иного решения. Кроме этого, игра характеризуется использованием переменного масштаба времени, так как помимо реального масштаба применяется перспективный, более сжатый масштаб времени (деловая игра позволяет жить быстрее ), В свою очередь, в игре постоянно повторяются ситуации, уже встречающиеся в практике. Учет накопленного практического опыта позволяет принимать решения в условиях изменения во времени плановых, организационных и управленческих установок и соответствующей исходной информации.  [c.178]

Деловые (управленческие) игры представляют собой специфический способ имитационного. моделирования поведения производственных систем или их отдельного элемента путем проигрывания возможных управленческих решений и оценки ожидаемых результатов их реализации. Это наиболее трудоемкий для подготовки и осуществления метод управленческих решений, используемый, как правило, для решения сложных комплексных управленческих задач и проблем. Участники деловой игры выступают в ней как квалифицированные эксперты, действующие по заданным или вырабатываемым ими самими правилам. Нередко для обеспечения глубины и всесторонней оценки подготавливаемых управленческих решений деловые игры предусматривают ролевое распределение участников по различным аспектам моделируемой ситуации. Деловые игры могут применяться в широком диапазоне задач производственного менеджмента для обучения управляющих, поиска оптимальных решений отдельных задач, проектирования предприятий или исследования их поведения в конкретных ситуациях.1  [c.240]

Проведение лабораторных стендовых экспериментов с компьютерными имитационными моделями функционирования социально-экономических систем иногда не вполне точно называют. управленческими играми.  [c.346]

Что касается методов активного обучения руководителей, ориентированных на приобретение умения и навыков управления, то они включают анализ конкретных ситуаций, дискуссии по методологическим и практическим проблемам, реализацию функциональных проблем, проведение деловых игр с распределением ролей, постановку и исполнение имитационных задач, разбор инцидентов и почтовой корреспонденции, обсуждение проектов и др. G помощью этих методов руководитель оперативно вводится в ситуацию и быстро осваивается с обстановкой в системе, получает возможность продемонстрировать свою способность пользоваться информацией при решении текущих и перспективных проблем, налаживании взаимоотношений с коллегами. Моделирование управленческих процессов на основе теории игр и других активных методов обучения все чаще заменяет исследования на конкретных примерах ведь в играх, как и в действительности, ситуации никогда не бывают статичными — руководителям приходится принимать решения в условиях неопределенности, при ограниченной информации и лимите времени.  [c.322]

Пример составлен Ю. П. Маркиным и приведен в его книге Имитационное моделирование и управленческие игры в текстильной и легкой промышленности (М. Легкая и пищевая промышленность, 1982. С. 53—57).  [c.221]

Любая частная или комплексная задача управления имеет сегодня ряд модельных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные хозяйственные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, экспериментально проработать управленческие ситуации и осуществить прогнозные расчеты в условиях высокой неопределенности и большой глубины упреждения. В современном менеджменте используются три базовых типа моделей физические, аналоговые и математические. Пример широко применяемых в практике физических моделей — пространственные планировки предприятий, их цехов и служб, используемые для расстановки оборудования, размещения материалов и рабочих мест сотрудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или структуру моделируемого объекта (например, в виде графика, гистограммы или структурной схемы). Наибольшие возможности оптимизации управленческих решений предоставляют математические модели — модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные и модели экономического анализа.  [c.23]

Это эффективный метод исследования, выработки управленческих решений и обучения специалистов, основанный на имитационном моделировании и анализе (с использованием современных средств) одним человеком или группой людей различных игровых ситуаций при соблюдении ими определенных правил. Применительно к исследованиям СУ среди деловых игр можно выделить такой их вид как исследовательские деловые игры. В ходе игры моде-  [c.197]

Применение игр для поддержки принятия управленческих решений предполагает их включение в виде блока в действующую систему управления. Если в экономической системе полностью автоматизированы процессы технологического, материального и финансового планирования, то по своей сути данная автоматизированная система представляет собой имитационную модель, что позволяет принимать решения с рассмотрением множества альтернативных вариантов. Регулярное проведение таких игр позволяет делать прогнозы, вырабатывать мероприятия по развитию производства, отрабатывать организационные структуры и механизмы хозяйствования.  [c.112]

Деловая игра — метод имитации (подражания, изображения) принятия решений в различных искусственно созданных ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей, индивидуальных и групповых, по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Д. и. применяются в различных областях и преследуют различные цели в исследовательских и проектных разработках, в учебном процессе, при коллективной выработке решений, в реальной управленческой практике и т. д. Из игровых элементов в д. и. включаются распределение ролей, состязательность, особые правила и т. д. Нередко д. и. называют имитационными управленческими играми. Например, в службе занятости д. и. могут использоваться для отработки взаимодействия с социальными партнерами, выработки соб-  [c.259]

Но, как показывает опыт, обучение в деловых играх более эффективно, если слушатели уже в той или иной степени владеют управленческими технологиями и используют практические умения и навыки в игровой деятельности. Кроме того, игровые имитационные модели, используемые при обучении менеджменту, предназначены скорее для развития и коррекции уже имеющегося у обучаемых управленческого опыта, чем для его начального формирования. Их специфика зачастую просто не позволяет уделять много времени отработке отдельных моделей поведения, конкретных умений и навыков (например, коллективной выработке решений, технике ведения переговоров, формированию концепции индивидуального выступления и т. д.). И обучаемый оказывается в ситуации, когда для успешной деятельности необходимо использовать навыки, которых у него нет. Ему приходится действовать методом проб и ошибок , что тоже имеет свои плюсы , но занимает много времени и малоэффективно, т. к. не позволяет полностью реализовать управленческий потенциал слушателя и в полной мере использовать возможности, предоставляемые игровой имитационной моделью.  [c.109]

Известно, что экономическая наука может совершенствовать процесс управления экономикой двумя путями — рационализацией управления и учебой управленческих кадров разного уровня. Одним из наиболее эффективных способов повышения квалификации управленца является его участие в управленческих имитационных играх, особенно, с использованием имитационных моделей тех систем, подсистем и надсистем, в управлении которыми он участвует.  [c.110]

В конце 50-х годов ХХ-ого века в США был проведен первый эксперимент на базе управленческой имитационной игры с использованием ЭВМ. Эта игра была разработана в фирме Ameri an management asso iation (AMA) и послужила прототипом для множества имитационных игр. В игре АМА моделируется деятельность пяти компаний, производящих единственный продукт и сбывающий его на общем рынке. Каждую компанию представляет команда, в которую входит от трех до пяти человек. Время игры делится на периоды. Каждый период команды должны принимать решение о значениях управляющих параметров.  [c.111]

На основе сформулированных теоретических положений и гипотез в соответствии с выбранными целями исследования и при помощи разработанной имитационной модели исследуемой системы проводится управленческая имитационная игра. Такая игра должна быть по возможности простой по сравнению с реальной действительностью (чтобы обеспечить обозримость эксперимента), но в то же время и достаточно сложной (чтобы обеспечить необходимый уровень соответствия лабораторного эксперимента реальности). Проверка гипотез в игровом эксперименте не доказывает их правомерности для реальной действительности. Однако такая проверка позволяет ограничить множество гипотез, построить новые и обогатить старые.  [c.114]

Место имитационного моделирования в составе экономико-математических методов. 2.Мысленные и машинные модели социально экономических систем. 3.Социально-экономические процессы как объекты моделирования. 4. Структура и классификация имитационных моделей. 5.Основные этапы процесса имитации. 6.Определение системы, постановка задачи, формулирование модели и оценка ее адекватности. 7.Экспериментирование с использованием ИМ, механизм регламентации, интерпретация и реализация результатов. 8.Организационные аспекты имитационного моделирования. 9.Основные компоненты динамической мировой модели Форрестера. 10.Концепция петля обратной связи . И.Структура модели мировой системы. 12. Каноническая модель предприятия. 13.Моделирование затрат предприятия. 14.Моделирование налогообложения. 15.Использование имитационного моделирования для планирования. 16.Содержание процессов стратегического и тактического планирования. 17.Основные модули системы поддержки принятия решений. 18.Сущность статистического ИМ. 19.Метод Монте-Карло. 20.Идентификация закона распределения. 21.Классификация систем МО. 22.Сущность метода экспериментальной оптимизации. 23.Формирование концептуальной модели. 24.Принципы выбора критерия оптимальности, разработка алгоритма оптимизации. 25.Эвристические алгоритмы поиска решений. 26.Управленческие имитационные игры, их природа и сущность. 27. Структура и порядок разработки управленческих имитационных игр.  [c.121]

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИГРЫ, деловые игры, один из способов имитации экономических процессов и явлений. Наряду с термином У. и. употребляется более общий термин имитационные игры , охватывающий игры не только с экономнч., но и с социально-эко-номич., политич. и др. содержанием. Реже в том же смысле используется термин операционные игры . У. и.— аналог воен. игр, возникших в 17 в. и служивших средством развлечения. Вскоре воен. игры стали применяться для обучения воен. кадров стратегии и тактике и для наглядного проигрывания планируемых воен. операций.  [c.226]

Специализированные программы обучения (тренинги продаж, переговоров, креативности) Программы командообразования Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов Управленческая подготовка Подготовка к организационным инновациям Методы поведенческого тренинга Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации  [c.362]

Очень важно, чтобы в ходе изучения курса слушатели получили навыки компьютерного моделирования вариантов управленческих производственных решений и строгой экономической оценки возможных последствий их реализации в организациях. Поэтому изучение дисциплины строится как компьютеризированный курс на базе сквозной имитационной деловой игры СИПРОМЕК, предусматривающей практическую работу малых (по 3—5 человек) групп слушателей с параллельным изложением и изучением теоретических аспектов дисциплины. Деловая игра СИПРОМЕК служит инструментом анализа и обоснования решений в области производственного менеджмента и контроллинга на промышленных предприятиях, действующих в условиях рыночной конкуренции.  [c.11]

Смотреть страницы где упоминается термин Управленческие имитационные игры

: [c.6]    [c.170]