В случае, когда между сторонами (участниками) отсутствует антагонизм (например, в процессе работы предприятий и торговых посредников), такие ситуации называют играми с природой . Здесь первая сторона принимает решение, а вторая сторона — природа не оказывает первой стороне сознательного, агрессивного противодействия, но ее реальное поведение неизвестно. [c.152]
При анализе игры с природой вводится показатель, по которому о цени-вают, насколько то или иное состояние природы влияет на исход ситуации. Этот показатель называют риском. [c.153]
При анализе игры с природой вводится показатель влияния какого-либо состояния природы на исход продаж, то есть показатель риска [c.154]
Относитесь к товарам как к точкам общения, без которых можно обойтись. Как дети не могут общаться без игрушек, так взрослые - без товаров. Общайтесь без товаров. Для детей придумайте игры с природой, а не с игрушками. [c.598]
В наших рассуждениях ничто не изменится, если будем рассматривать не игру, а просто принятие решения с учетом возможных условий. Тогда х — список альтернатив для принимающего решение, г.у—список условий. Отсюда термин "игра с "природой", где "природа" означает совокупность условий, в которых должно осуществляться принятое решение. В отличие от противника в обычной игре "природа" не обязательно враждебна принимающему решение, некоторые из условий у могут и благоприятствовать ему. [c.188]
Ряд авторов, рассматривающих задачу исследования операций как игру с "природой ", применяют в том же смысле термин "игрок". [c.241]
Когда приходится принимать решения в условиях полной неопределенности состояния окружающей среды, которая в данном случае называется природой , математическая модель называется игрой с природой , в которой участвуют два игрока один из них, обозначим его через А, - лицо, принимающее решение о выборе стратегии, а другой - П -природа. При этом игрок А действует осознанно с целью выбора наиболее удовлетворительного для себя решения, в то время как природа П [c.13]
Структура оптимизационной модели состоит из целевой функции, области допустимых решений и системы ограничений, определяющих эту область. Целевая функция в самом общем виде, в свою очередь, также состоит из трех элементов управляемых переменных, неуправляемых переменных и формы функции (вида зависимости между ними). Если все функции, описывающие некоторую экономическую ситуацию линейны, то имеем задачу линейного программирования, к которой и будет сведена задача игры с природой о нахождении оптимального ассортимента продукции, выпускаемой швейным производством. [c.23]
Понятие игры с природой [c.63]
Дли игр с одной коалицией действия множество всех ситуаций можно принять за множество стратегий этой единственной коалиции действия и далее о стратегиях не упоминать. Поэтому такие игры называются нестратегическими. Важным классом таких игр являются игры с природой, применяемые для анализа экономических ситуаций, оценки эффективности принимаемых решений и выбора наиболее предпочтительных альтернатив, в которых риск связан с совокупностью неопределенных факторов окружающей среды, именуемых природа . Поэтому термин природа характеризует некую объективную действительность, которую не следует понимать буквально, хотя вполне могут встречаться ситуации, в которых игроком действительно может выступать природа (например, обстоятельства, связанные с погодными условиями или с природными стихийными силами). [c.67]
В играх с природой, как и в стратегических играх, создание модели должно начинаться с построения платежной матрицы. Это наиболее трудоемкий и ответственный этап подготовки принятия решения, так как ошибки в платежной матрице не могут быть компенсированы никакими вычислительными методами и могут привести к неверному итоговому результату. [c.68]
Отличительная особенность игры с природой состоит в том, что в ней сознательно действует только один из участников, в большинстве случаев называемый игроком 1. Игрок 2 (природа) сознательно против игрока 1 не действует, а выступает как не имеющий конкретной цели и случайным образом выбирающий очередные ходы партнер по игре. [c.68]
Методы принятия решений в играх с природой зависят от того, известны или нет вероятности состояний (стратегий) природы, т.е. имеет ли место ситуация риска или неопределенности. [c.68]
Предположим, что построена следующая платежная матрица игры с природой [c.68]
Можно задавать матрицу игры с природой и в виде так называемой матрицы рисков R = IL или матрицы упущенных возможностей. Величина риска — это размер платы за отсутствие информации о состоянии среды. Матрицу R строим на основе матрицы [c.69]
Из этих примеров видно, что в случае отсутствия информации о вероятностях состояний среды теория не дает однозначных и математически строгих рекомендаций по выбору критериев принятия решений. Это объясняется в большей мере не слабостью теории, а неопределенностью самой ситуации. Единственный разумный выход в подобных случаях — попытаться получить дополнительную информацию, например, путем проведения исследований или экспериментов. В отсутствие дополнительной информации принимаемые решения теоретически недостаточно обоснованы и в значительной мере субъективны. Хотя применение математических методов в играх с природой не дает абсолютно достоверного результата и последний в определенной степени является субъективным (вследствие произвольности выбора критерия принятия решения), оно тем не менее создает некоторое упорядочение имеющихся в распоряжении ЛПР данных задаются множество состояний природы, альтернативные решения, выигрыши и потери при различных сочетаниях состояния среда —-решение . Такое упорядочение представлений о проблеме само по себе способствует повышению качества принимаемых решений. [c.86]
Можно задавать матрицу игры с природой и в виде так назы- [c.100]
Если для каждой игры с природой, задаваемой платежной мат- [c.110]
Подход субъекта хозяйствования к взвешиванию оценок полезности результатов реализации альтернатив с вероятностями их достижения во многом зависит от характера управляемого процесса и внешней среды. В первую очередь необходимо учитывать особенности поведения внешней среды. Можно выделить два крайних случая пассивная среда, которую характеризует распределение вероятностей возникновения ее отдельных состояний. Данный случай принято называть играми с природой или статистическими решениями активное противодействие внешней среды действиям субъекта хозяйствования. Данным случаем занимается теория игр. [c.181]
В игровой модели (п. 3 главы) риск связан с совокупностью неопределенных факторов окружающей среды, которые именуются природа . Модель игры с природой применена в нашем примере для определения оптимального объема производства (а в сфере товарного обращения - оптовых закупок) в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры и связанной с этим фактором вероятной величиной прибыли. В этой задаче при выборе оптимального решения использованы метод минимакса (максимина) и различные критерии, определяемые в зависимости от конкретных обстоятельств. Это, по нашему мнению, делает модель более адаптируемой к возможным изменениям среды при поиске предусматриваемого условием задачи решения. [c.56]
Если рассматривается проблемная ситуация на уровне "Руководитель звена отрасли", то здесь примерно одинаково часто приходится сталкиваться с природной неопределенностью или строгим конфликтом с повторяющимися ситуациями. Адекватными здесь будут методы теории игр с природой и решения матричных или биматричных игр в смешанных стратегиях. [c.236]
Первые попытки разработки методического аппарата и методов анализа игр с природой восходят к началу 50-х гг. XX в. Все они могут быть отнесены к типу эвристических, поскольку авторы формировали эти подходы и методы на основе наблюдений за практическими ситуациями, а затем аппроксимировали результаты выбора в виде специальных принципов оптимальности. Каждый из этих принципов, хотя и бессистемно, учитывал какие-то особенности личности ЛПР. [c.288]
Классические методы решения "игр с природой" [c.289]
Максиминный метод Вальда и метод Сэвиджа являются слишком категоричными в том смысле, что первый ориентируется только на наихудший результат, а другой — на максимальные потери ("сожаления"). Учитывая эти, в общем-то негативные особенности методов Вальда и Сэвиджа, стремясь по возможности учесть при анализе игр с природой не только наихудшие, но и другие, например наилучшие, исходы, Гурвиц предложил метод "пессимизма-оптимизма". С этой целью он ввел в качестве характеристики каждой альтернативы линейную композицию, свертку наихудшего ("пессимистического") и наилучшего ("оптимистического") результатов для нее, получаемую с использованием специального коэффициента "пессимизма-оптимизма". Обозначим этот коэффициент через у и будем считать, что его значения выбираются из диапазона [0 1] по правилу [c.291]
Для анализа игр с природой прибегают также к технологиям, основанным на принципе рандомизации. Следование этому принципу означает искусственное привнесение в модель выбора случайности, когда ее в реальности вообще-то нет. Такой прием позволяет затем легко воспользоваться хорошо проработанными методами и технологиями анализа стохастического риска. [c.292]
К числу "классических" методов анализа игр с природой на основе принципа рандомизации можно также отнести не- [c.292]
Практическое использование классических методов анализа игр с природой затруднено в силу недостаточной проработанности вопросов, связанных с отождествлением того или иного метода принятия решения с личностью ЛПР и его отношением к риску. При этом описания классических методов практически не содержат информации о том, какой из них более адекватно отражает те или иные особенности системы предпочтений ЛПР. Со временем потребовалось устранить эти неясности, развить и дополнить классические методы новыми подходами и технологиями обоснования решений в условиях природной неопределенности. Подобную задачу поставили и решили в начале 90-х гг. XX в. С. Воробьев и Е. Егоров. [c.293]
Использование функции (3.36) и критерия максимума среднего результата в рамках принципа рандомизации позволяет достаточно просто выбрать наилучшее решение игры с природой. Для этого достаточно решить следующую задачу [c.304]
См. также Антагонистические игры, Бескоалиционные игры, Бесконечные игры, Биматричиая игра, Дифференциаль-ные игры, Игра с "природой ", Игры с непротивоположными интересами, Игры с ненулевой суммой, Игры с нулевой суммой, Конечные и бесконечные игры, Кооперативные игры, Матричные игры, Некооперативные игры, Парные игры, Позиционные игры, Прямоугольные игры. [c.112]
ИГРА С "ПРИРОДОЙ" [game with nature] — игра, в которой имеется только один игрок, причем исход ее зависит не только от его решений, но и от состояния "природы", т.е. не от сознательно противодействующего противника, но от объективной, невраждебной действительности. Платежная матрица в этом случае похожа на показанную в ст. "Матрица игры", но здесь игрок X — это лицо, принимающее одно из т различных возможных решений, а игрок Y— "природа", принимающая и возможных состояний. При выборе решения игроком X могут использоваться различные критерии, напр. [c.112]
МАКСИМАКС [maximax] в теории решений, теории игр — наибольший из всех максимальных элементов столбцов матрицы игры. Выбор игроком строки матрицы с максимальным элементом (т.е. выбор соответствующей стратегии) означает, что он настроен оптимистически относительно возможного результата принятого решения в игре с "природой " он рассчитывает, что она является доброжелательным партнером, в антагонистической игре с другим игроком выбор М. соответствует "стратегии азарта". Критерий М. записывается так [c.181]
Игра с "природой" 112 Игрок 112,241 Игры двух лиц 259 Игры с ненулевой суммой 112 Игры с непротивоположными интересами [c.466]
Для моделирования конфликтных ситуаций и принятия решений в условиях неопределенности (игры с природой) используется арсенал математических средств теории игр1. В сущности, теория игр начинается тогда, когда Ru насчитывает не менее двух противоположных интересов. Если же Ru состоит из единственной коалиции интересов, конфликт утрачивается. Заинтересованная сторона в этом случае стремится найти предпочтительную для себя политику хозяйственной деятельности путем выбора соответствующей модели и решения задачи математического программирования. [c.254]
Использование указанных качественных шкал типа личности ЛПР и критерия оценки степени склонности его к нестохастическому риску позволяет весьма просто охарактеризовать классические методы анализа игр с природой [c.297]
Конфликт может возникнуть также из различия целей, которые отражают не только несовпадающие интересы различных сторон, но и многосторонние интересы одного и того же лица. Например, разработчик экономической политики обычно преследует разнообразные цели, согласуя противоречивые требования, предъявляемые к ситуации (рост объемов производства, повышение доходов, снижение экологической нагрузки и т.п.). Конфликт может проявляться не только в результате сознательных действий различных участников, но и как результат действия тех или иных "стихийных сил" (случай так называемых "игр с природой"). Множество подобных примеров можно встретить в биологии, социологии, психологии, политологии, военном деле и т.д. [c.217]
По нашему мнению, маржинальная торговля на FOREX несколько отличается от класса антагонистических игр двух или же множества лиц с нулевой суммой[11]. Скорее подобная торговля напоминает игру с природой , когда в качестве природы выступает обезличенный финансовый рынок, а в качестве второго игрока - спекулянт, пытающийся его переиграть. Если в антагонистических играх, например, двух лиц с нулевой суммой предполагаются разумные действия игроков, то в паре рынок-спекулянт трудно предположить, что обезличенный рынок имеет какие-либо злые умыслы против целей конкретного спекулянта. Именно это обстоятельство в укрупненном виде позволяет рассматривать маржинальную торговлю на FOREX как вариант игры с природой . [c.43]