Японский опыт использования творчества групп отражает старую пословицу Одна голова — хорошо, а две — лучше . Значение группового творчества велико, и от него следует многого ожидать. Японские компании могут с уверенностью принять брошенный им вызов. [c.143]
Проявление творчества в организациях. Результативность творческого (креативного) подхода к делу находит отражение в новых товарах, услугах, идеях, процедурах и процессах. Все они появляются в целостной системе компании как результат сложной мозаики индивидуальных, групповых и организационных характеристик. На основе проведенных исследований в литературе предложена комплексная модель креативного поведения. Она рассматривает креативное поведение в организационной ситуации как комплексное взаимодействие на уровне личность—группа , на который оказывают влияние многие факторы текущей ситуации. На личностном уровне — это познавательные умения и стили, личностные особенности мышления. [c.476]
Традиционные методы обучения не справляются с требованиями руководителей в сегодняшней обстановке. В традиционных методах нет той скорости, гибкости и творческих качеств, которые нужны для личностного развития в ускоряющемся темпе современного делового мира. Для сегодняшнего поколения руководителей задача в том, чтобы развить способность сверх-быстро учиться, вырабатывать собственные стратегии для анализа и прояснения неоднозначности. Задача для закаленного руководителя в том, чтобы иметь в себе ресурсы для поощрения индивидуального и группового творчества—жизненно важное требование для выживания в мире, который все больше впадает в хаос и беспорядок. Высшему руководству, директорам и президентам компаний нужна технология для разработки новаторских стратегий, настолько гибкая, чтобы они могли приспосабливаться к воздействиям рынка и лидировать в своей области. [c.19]
В этой главе мы продолжали разрабатывать тему стилей мышления для увеличения гибкости в поведении. Подчеркивалась необходимость лучше осознавать то, как вы думаете, и исследовать более широкий диапазон стилей мышления для поддержки творчества и новаторства. В следующей главе эта тема будет продолжена в том, что касается группового творчества. [c.229]
Культура инновационных компаний имеет явно выраженную ориентацию на будущее. Многие решения принимаются в условиях высокого риска. Сотрудники работают основательно, осмотрительно, осторожно, терпеливо и целеустремленно. Они вынуждены преодолевать длительный период неопределенности в условиях минимальной обратной связи или ее полного отсутствия. Эта культура развивает инициативу, творчество, а также коллективизм и групповую деятельность. [c.202]
Для руководителей, в основном, — профессионализм, деловые связи и хватка, для других — исполнительность, профессионализм как знание технической стороны работы. Не поощряется массовое творчество, игнорируется групповой потенциал [c.43]
Стимулы могут быть групповыми и индивидуальными, материальными (натуральные выдачи), денежными, косвенно-материальными (в форме льгот), моральными. Моральные стимулы направлены на восприятие психикой человека, на его чувства, эмоции. Они могут быть ориентированы негативно (на чувство страха, зависти и т. п.) и позитивно (на удовлетворение творчеством, достигнутыми результатами, здоровое соперничество, уважение и самоуважение, на эстетическое восприятие и т. п.). [c.53]
Автономное творчество ученых-специалистов. Этот метод исходит из принципа, что новые идеи успешно создаются в условиях групповой и индивидуальной автономии участников дискуссии, когда возможно выразить и сохранить свое мнение независимо от практической ценности высказанных идей. В литературе этот метод получил название ме- [c.130]
Учебник ориентирован на развитие теоретической и концептуальной подготовки способности рассуждать ясно и глубоко применять теории и концепции к решению проблем в организации уметь ситуационно отличать проблемы от симптомов, выявлять причины, лежащие в основе возникшей ситуации, применять модели и управленческие технологии для проявления индивидуального, группового и организационного творчества обладать системным взглядом на управление организацией. [c.13]
Решение определяется используемым индивидуальным стилем Создание и выбор с неопределенностью Решение носит групповой характер. Управление групповым процессом Управление творчеством [c.433]
Психологи и исследователи рынка разработали целый ряд методик, призванных развивать как групповое творчество, так и индивидуальные креативные способности. Среди этих методик наиболее распространены мозговой штурм, синектика и морфологический анализ.8 Использование данных методик играет не последнюю роль в высвобождении и развитии скрытого творческого потенциала — необходимого условия инновационной деятельности. [c.276]
На третий уровень Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимы участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей. [c.363]
Реакция кружения. Внутреннее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к разговору друг с другом. Они передают информацию, пересказывая слышанное, высказывая свои суждения, делясь наблюдениями. В процессе кружения возбуждение присутствующих нарастает, через разговоры и крики толпы формируется образ как продукт группового творчества (Предвечный 291). [c.49]
МЭЙО ЭЛТОН (Mayo Elnon) (1880-1949) -американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении. Суть концепции М. сама работа, производственный процесс имеют для рабочего мышления меньшее значение, чем его соц. и психологическое положение на производстве. По мнению М., основная задача менеджмента — поставить на службу соц. и психологические мотивы деятельности, способности работников к групповому творчеству, основной мотив эффективной работы — обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения. Основные идеи М. заключаются в следующем а) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека него свободой б) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию — это способствует соц. стабильности общества, удовлетворенности индивида своей работой. Провозгласил принцип замены индивидуальных воздействий групповыми, экон. — социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Заложил основы концепции "гуманизации труда", "просвещения служащих", "групповых решений". С 1927 по 1932 г. провел большую серию экспериментов по изучению причин текучести и низкой производительности кадров на ряде электротехнических предприятий в г. Хоторне ("Хоторнские эксперименты"), которые положили начало исследованию неформальных групп. М. и его сотрудники первыми стали рассматривать производственное предприятие как соц. систему. [c.189]
Эйнштейна считают гением за его вклад в науку. Благодаря исследованиям Роберта Дилтса 2 стали известны творческие стратегии Эйнштейна, которые любой может изучить и использовать. Здесь я хочу дать вам один пример того, как стратегию мышления Эйнштейна можно использовать в процессе группового творчества. [c.240]
Доктрина командного менеджмента — подход, ориентированный на стимулирование творческой- активности групповой деятельности при решении нестандартных задач. Применение подхода дает возможность повысить социальное и культурное творчество работников, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость,, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды, коллективную ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов. Может эффективно применяться при наличии зрелой партиципативной организационной культуры. [c.541]
Изменения второго уровня относятся к сложным проблемам, носят ключевой стратегический характер. Процесс реализации имеет качественно новое содержание. Это процессы роста и диверсификации производства, распределения ресурсов, объединения предприятий. К этому же уровню относятся и метапроцессы — категории более высокого порядка, включающие обучение, разрешение конфликтов, коммуникации. Используемый инструментарий вместо базовых элементов требует интегрированных организационных концепций, включающих сегментирование хозяйственной деятельности, концепцию центров прибыли, реинжиниринг процессов, реструктурирование основного производства, развитие фирменной культуры, групповых методов работы, управление координацией всей работы предприятия и др. Методы исследования основываются на системном мышлении методологии конструирования и логике творчества (Акофф), включают инструменты, методы и навыки для мониторинга, планирования и управления изменениями и теорию функционирования фирмы. [c.289]
Готовность и желание сотрудника выполнять свою работу являются одним из важнейших факторов обеспечения эффективности деятельности организации. Хорошо известно, что самым мощным организующим средством координации группового поведения является интерес к работе. Наиболее тягостным и непривлекательным является монотонный труд, например на сборочном конвейере, при обработке алмазов, когда человек выполняет отдельные простейшие повторяющиеся операции, не видя конечного результата труда. Творчество в монотонно работе может проявляться только в совершенствовании отделйных движений и быстроты и точности реакций. Происходит отчуждение человека от процесса труда, что порождает неудовлетворенность и приводит к субъективному нежеланию работать. Интерес к тккой работе поддерживают объективное отсутствие возможности приобщения к иному труду и материальное вознаграждение. [c.103]
Сотрудничая между собой, потребители получают возможность совместного творчества и обучения, а интернетовские форумы и доски объявлений облегчают общение. Э-конференции и э-послания способствуют глобализации деятельности, групповые опросы и рейтинговые системы предоставляют информацию для сайта э-коммерции, а голосования, опросы и программы-фильтры облегчают маркетинг один на один. [c.454]
Оказывается, не свободный в утопическом смысле, а командный, групповой труд в наибольшей степени влияет на самомотивацию. Люди по природе своей социальны, они хотят быть полезны своим командам, они хотят признания и уважения от коллег, потребителей и других групп, они мечтают о творческом труде, а не свободном. Да, для творчества нужна определенная свобода, но не надо путать свободный и творческий труд. [c.234]
Система вознаграждения по итогам работы бригады является своего рода формой групповой сдельной оплаты, поэтому ей присущи многие недостатки сдельщины. В тоже время принцип определения величины заработка отдельного сотрудника по результатам работы группы создает дополнительные сложности. Данная система делает возможной ситуацию, при которой вознаграждение отдельных работников значительно выше их индивидуального вклада, поскольку результаты группы достигаются за счет усилий других ее членов. Подобная ситуация может привести как с дальнейшему снижению мотивации аутсайдеров ("чего стараться - и без моих усилий хорошо заработаем"), так и к демотивации лидеров ("почему я должен за всех отдуваться"), что отрицательно скажется и на производительности, и на обстановке в бригаде. Частично такие ситуации можно предотвратить за счет давления со стороны коллег на отстающих и использования КТУ, а также других методов дифференциации заработка отдельного сотрудника. Однако в этом случае в бригаде может возникнуть довольно жесткая конкуренция между ее членами, которая не всегда положительно сказывается на таких важнейших аспектах групповой работы как кооперация, взаимопомощь, совместное творчество и т.п. Использование в чистом виде переменной системы заработной платы может также обострить отношения между рабочей группой и организацией в целом, поскольку последняя не предоставляет группе никаких других, даже минимальных возможностей получения вознаграждения, кроме реализации поставленных перед ней задач. [c.265]
Дело в вдм, что многие творческие люди особенно чувствительны к критическим замечаниям по поводу высказываемых ими идей. Поэтому в обстановке обычных совещаний, где требуется энергия в отстаивании своих вариантов решения, такие люди предпочитают отмалчиваться. В итоге оказываются безвозвратно потерянными многие ценные мысли, касающиеся проблем науки и техники. Исходя из этих предположений и была создана групповая техника брейнсторминга, оправдавшая себя с точки зрения генерирования новых плодотворных решений в научно-техническом творчестве и административной работе. [c.127]
Централизм — не самоцель. Он нужен для того, чтобы консолидировать усилия различных звеньев экономики, направить их на достижение стратегических целей экономического, социального и научно-технического развития, проводить единые принцип , хозяйствования, не допускать перерастания демократии в анархию, предотвращать возобладание индивидуальных и групповых интересов над общественными. Демократизм же — мощный возбудитель инициативы и творчества масс, наиболее действенное средство борьбы с бюрократизмом, с подменой общественных интересов ведомственными и местническими, с закостенелостью и застоем. [c.536]
Фоном мозгового штурма служат два других способа групповой работы "мозговой обмолот" и синектика. "Мозговой обмолот" с различными вариациями — это типичная техника выдвижения идей. Синектика же — это более развитый способ творческой работы, при которой стремятся к действенному решению. Однако на практике сложным моментом синектики оказалось ее "излишнее творчество". Она хорошо действует лишь в условиях группы, получившей достаточное обучение в плане выдвижения идей и творчества2. Отправным моментом мозгового штурма является проблема, которая не нашла достаточно хорошего решения. Мозговой штурм — это не чудодейственный инструмент, с помощью которого можно решить вечные и глобальные проблемы. Лучшие решения находились тогда, когда речь шла о конкретных рабочих проблемах. [c.278]
Обсуждение книг, являясь средством массовой работы с читателями2, служит и методом их изучения. Этот метод основан на выявлении и формировании общественного читательского мнения о произведениях печати, о творчестве писателей, о проблемах литературы. Обсуждение опирается на комплекс методов изучения читателей и работы с ними. Уже сам выбор темы обсуждения книг связан с выявлением общих для группы читателей интересов. При подготовке обсуждения используют индивидуальные и групповые беседы, анализ книжных формуляров и ряд других методов. В ходе обсуждения ведут не-, посредственное наблюдение за читателями. При этом очень важно распределить внимание наблюдателей, согласовать действия между ними. Возникшую в обсуждении борьбу мнений надо анализировать, учитывая различия в жизненном и в том числе читательском опыте людей, в широте и глубине интересов, в степени развития вкусов. Вовлекая в обсуждение книг как можно больше читателей и добиваясь самостоятельности их высказываний, важно вместе с тем руководить формированием читательского мнения, следить, как складывающаяся общественная оценка произведения влияет на суждения отдельных читателей. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе, стенограмме или магнитофонной записи. [c.102]
Разрешение проблем посредством творческого подхода к ним в проектных командах, как правило, имеет больший успех, чем в случае индивидуальной работы92. Зачастую комплексность проблемы или проекта вызывает необходимость использования групповых динамических процессов для удачного решения вопроса. В сфере творчества можно выделить пять основных преимуществ группы по отношению к индивидуумам. [c.62]
Для устранения слишком бюрократического управления проектом организация проекта должна быть, по всей видимости, плоско выровненной . Следует удостовериться в том, что принятая к применению организационная форма учитывает многообразие методов управления проектами и развития организации, например, технику составления сценариев, мозговую атаку , совместное планирование (метапланирование), коммуникацию и модерацию (смягчение конфликтов), групповую динамику, методы принятия решений, мастерские и т. д.315 Благодаря комитетам уже на предварительных фазах управления проектом можно взяться за большинство задач316. Правда, им все равно не достичь той степени творчества и гибкости, которая приписывается, например, проектным командам и мастерским. [c.192]
Для приведения группового творчества в соответствие со сроками в некоторых агентствах используются специальные комнаты и методы мозговой атаки . В этих комнатах нет телефонов и других отвлекающих факторов, а стены покрыты бумагой, на которой можно записывать свои идеи. Другие агентства снимают номер в гостинице и посылают туда творческую группу, где она может полностью погрузиться в решение проблемы. Когда агентство GSDN, например, разрабатывало кампанию для Southwest Airlines, президент Рой Спенс приказал устроить 28-дневную военную комнату люди работали круглые сутки, носили [c.413]