Соображения, которыми мы руководствуемся при попытке обойти навязанные ограничения, безусловно, полезны, но они не могут быть основой творческого подхода к решению проблем. Предлагаемые мною принципы творческого решения проблем основаны на анализе характера проблем и богатом опыте научных исследований в области науки управления. В связи с этим целесообразно провести анализ самого процесса решения проблем. [c.15]
Следовательно, чтобы обеспечить творческое решение проблем, доставляющее удовлетворение, необходимо включить в этот вид деятельности элементы искусства. Для этого надо совместить труд, игру и обучение и тем самым воссоздать единство человека хотя бы в той сфере его деятельности, которая связана с решением проблем. [c.20]
В данной главе было показано, каким образом можно расширить совокупность переменных, которые считаются управляемыми в проблемной ситуации. Творческие решения проблем часто связаны с выбором линии поведения, которая первоначально вообще не просматривается, но становится очевидной благодаря ходу рассуждений. [c.82]
Возможность использования стимулов для изменения поведения других людей существенным образом зависит от того, насколько хорошо понято их поведение. В общем случае мы не понимаем их поведение так хорошо, как нам это кажется. Нередко это препятствует творческому решению проблем. Подобный случай рассматривается в гл. 11. Он довольно сложен, но хорошо показывает как трудность правильного понимания поведения людей, так и ценность достижения такого понимания. [c.106]
Демократичный лидер, представления которого теоретики менеджмента называют теорией К, предполагает 1) труд — процесс естественный, и, если условия благоприятные, люди стремятся принимать на себя ответственность 2) если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль 3) приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели 4) способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. [c.228]
Творческое решение проблем [c.150]
По-видимому, в творческом решении проблем можно выделить пять явственных стадий. Эти пять стадий предъявляют свои требования, которые и описываются на следующих страницах. [c.297]
Процесс управления по результатам означает планирование, осуществление и контроль. На различных этапах процесса требуется и различный творческий подход. Это положение касается также процессов разрешения проблем и принятия решений, которые с точки зрения результата управления являются двумя важнейшими процессами. Основными этапами творческого решения проблем являются [c.144]
Методы выработки новых идей и творческого решения проблем [c.51]
На этапе выработки идеи изучаются источники новых идей с использованием специальных методов выработки идеи и методов творческого решения проблем, вырабатывается идея(сущность) проекта. [c.52]
Методами творческого решения проблем являются [c.52]
Методы творческого решения проблем стимулируют творческую инициативу и позволяют направить ее на выработку новых, нестандартных идей к решению проблем. [c.52]
Внутреннее стремление, побуждение к творческому решению проблем — новыми и необычными способами — проистекают из своего рода хронического зуда неудовлетворенности всеми существующими на данный момент решениями. Даже если последние были вашими собственными решениями . [c.185]
В настоящее время большинство японских университетов, как государственных, так и частных, ориентированы на массовый выпуск ординарных инженеров и администраторов. В результате выпускники оказываются подготовленными к решению практических, но отнюдь не творческих инновационных проблем. Следует заметить, что на Западе именно университетская мысль господствует на тех участках технического прогресса, где совершают прорывные открытия. Университеты европейских стран и в особенности США являются в первую очередь крупными исследовательскими центрами и только потом уже фабриками кадров. В Японии дела обстоят совершенно по-другому университеты выдают на-гора продукт, в высшей степени устремленный к занятию престижных должностей в ключевых фирмах и государственных учреждениях. Среди них, конечно, есть и таланты, но они оказываются затерянными в массе посредственностей. Часть потенциальных талантов остается погребенной под методическим грузом японской системы образования еще начиная с детских садов. [c.43]
Метод черного ящика . Решение проблем на основе данного метода осуществляется посредством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются таким образом, что при их анализе участники дискуссии невольно затрагивают вопросы возникновения дефектов. К этому участников побуждают специальными, целенаправленными вопросами, например К чему может привести данная ситуация или Насколько устойчива в данном случае работа механизмов и т. д. Сущность метода черного ящика состоит в том, что причины дефектов выявляются как бы косвенным путем. Здесь развязывается творческая инициатива людей. [c.145]
Целью предлагаемого проекта "Повышение творческой активности студентов от постановки задачи до создания конкурентоспособной продукции" - является развитие у студентов творческого начала в решении задач, свободы мышления, анализа полученных знаний. Проект включает два взаимосвязанных (индивидуальный и групповой) процесса обучения. Индивидуальный процесс обучения предусматривает личный контакт преподавателя со студентом постановку задачи свободный выбор темы самостоятельную подготовку решение задачи обсуждение результатов исследований. Групповой процесс обучения основан на изучении следующих направлений история науки и научных школ взаимосвязь отечественной и зарубежной истории науки с социально-экономическим развитием стран технологии будущего в решении проблем общества информационно-поисковая система общественная значимость проекта. Суть проекта состоит в том, что на начальном этапе решаемой проблемы не используются ранее полученные знания студентов в дальнейшем, на определенном этапе решения задачи полученные знания будут переосмысливаться и формироваться в банк данных, подсознательно будет вырабатываться решение. При этом технические цели, направленные на устранение временных проблем общества и не учитывающие последствия для цивилизации, должны решаться в последовательности охрана окружающей среды - повышение жизненного уровня народа. Научная значимость проекта заключается в том, что университеты в ближайшее время смогут готовить специалистов нового поколения, с творческим мышлением, адаптированных к современным технологиям, способных в ближайшее время создавать технологии будущего [109]. [c.286]
Поскольку сотрудники с высоким творческим потенциалом стараются решать проблемы вне установленных парадигм, особенно важно, чтобы у менеджеров не было возможности давить на творческий потенциал сотрудников, чрезмерно контролируя их. Высшие руководители компании, склонные не к контролю, а к сотрудничеству, регулярно посещают рабочие места, чтобы знать, что думают работники, быть в курсе положения дел в организации и давать возможность сотрудникам принимать самостоятельные решения. Они стимулируют сотрудников к участию в разработке серьезных решений, заставляют их высказываться, когда они не согласны с руководством, и тогда управляющие объясняют свои действия сотрудникам. Высшее руководство может положительно влиять на инновации стилем поведения, оказывая помощь сотрудникам в решении проблем и приобретении ими новых профессий. [c.344]
Во Франции создание условий для творческого труда, для более полного самовыражения работников, наличие среди них способных создавать самоуправляющиеся бригады расценивается как возникновение предприятий нового типа. В США определенную эволюцию -от групп по решению проблем, возникающих на рабочих местах, групп по решению проблем, затрагивающих интересы всех рабочих и служащих фирмы, до самоуправляющихся бригад -прошли формы участия рабочих в управлении промышленными предприятиями. [c.536]
КРУЖКИ КАЧЕСТВА — форма привлечения работников к решению проблем повышения качества продукции. Это творческий коллектив, решающий вопросы улучшения качества применительно к данному производству методом мозгового штурма , т.е. коллективного принятия решений на основе анализа выявленных недостатков по качеству изделий, выполняемых работ (услуг). Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. [c.320]
Вы полностью контролируете выбор своего творческого мыслительного процесса. С группами дело обстоит иначе. Большинству из них нужна как минимум какая-то форма поддержки или структурные рамки и обучение, чтобы помочь им выйти за рамки привычных приемов решения проблем. [c.230]
Вы будете иногда встречаться с людьми, которые будут вас чем-то удивлять— возможно, вас восхитит развитое мастерство творческой мысли, решения проблем, преподавания, бухгалтерского учета, чтения, создания команд, выступлений, или руководства международными предприятиями. Вы можете научиться и освоить это умение с заметной легкостью и мастерством, и первый шаг к этому—научиться тому, как учиться. Когда вы овладеете этим, останется мало ограничений на доступные вам умения. [c.245]
Решение проблем кооперации и разделения труда, его нормирования также опирается на социологию труда — науку, исследующую взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах. Она помогает в решении вопросов обеспечения содержательного труда, повышения его привлекательности за счет разнообразия производственных операций, перемены труда, насыщения его творческими элементами. [c.17]
Настоящая книга именно о творческом подходе к решению проблем. Она адресована читателям самых различных категорий, включая и тех, кто занимается решением проблем ради собственного удовольствия. Это не учебник, не справочник и не научный трактат. Это своего рода итог 30-летней прак- [c.7]
Компетентность и способность устанавливать контакты, а отчасти и внимательность по отношению к другим — это те качества, которые преподаватели стремятся привить своим ученикам. Что же касается смелости в принятии решений и творческого подхода к решению проблем, то большинство преподавателей считает эти качества врожденными и поэтому убеждено, что их нельзя ни привить, ни усвоить . Вместе с тем возможность развития творческих способностей обусловлена уже самим фактом наличия таких способностей у детей, особенно дошкольного возраста. К сожалению, творческий под- [c.9]
Идеальный план не исчерпывает всех средств решения проблем или планирования, но это наилучший известный мне способ раскрыть и стимулировать творческую активность. Кроме того, это наилучший известный мне способ выяснить, каковы истинные цели того или иного человека. [c.35]
Ясно, что ограничения, налагаемые местом поиска решения, часто не позволяют получить творческие и эффективные решения проблем. Но место не единственная пространственная характеристика, ограничивающая наши усилия в решении проблем,— существует еще и размерность. [c.80]
В первой части книги для иллюстрации справедливости тех или иных положений использовались примеры, которые в лучшем случае являются лишь слабым отображением действительности. В этих примерах творческий подход к решению проблем представляется либо слишком простым, либо слишком сложным. Вместе с тем творчество — это не просто мгновенное озарение способность проникать в сущность явлений развивается в процессе долгого и упорного труда. Для того чтобы читатель смог более отчетливо представить себе, что же имеет в виду автор под творческим подходом к решению проблем, рассмотрим более детально, на конкретных примерах, как используются наиболее важные процедуры, которые были предметом обсуждения в первой части книги. [c.128]
Шевырев А. В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход). - Белгород Крестьянское де 6. Кхол Йозеф. Эффективность управленческих решений. /Пер. счеш. - М. Прогресс, 1975- [c.170]
Как уже упоминалось, практическое использование принципов творческого решения проблем иллюстрируется целым рядом примеров, причем я могу поручиться за правильность большинства из них. Возможные неточности при изложении примеров ни в коей мере не умаляют их полезности. Поскольку не исключено, что некоторые читатели могут посчитать приводимые примеры вымышленными, я представил их в форме, которую один из моих студентов назвал побасенками Акоффа . Главным действующим лицом побасенок является Эзоп (мне казалось, что это очень подходящий псевдоним для человека, творчески решающего проблемы). Не у всех побасенок счастливый конец, не все они рассказывают об успешном решении проблем. Но это и не удивительно, если учесть, что мы всегда [c.20]
Представления о человеке 1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. 2. У людей нет честолюбия, и они избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. 3. Больше всего люди хотят защищенности. 4. Чтобы заставить людей работать, необходимо принуждение, контроль и угроза наказания 1. Труд - процесс естественный. При благоприятных условиях люди не только принимают ответственность, но и стремятся к ней. 2. Если люди принимают цели организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль. 3. У людей развиты потребности высших уровней. 4. Способность к творческому решению проблем у людей встречается часто, потенциальный интеллект среднего человека недоиспользуется [c.229]
Техника творческого решения проблем требует наличия особых навыков. Ихтпя это вовсе не процесс пунктуального следования предписаниям, ключевые шаги в управлении творчеством поддаются установлению. Обучаясь следовать этим правилам, необходимо втоже время подготовиться ктому, чтобы при необходимости отбросить их. [c.297]
МОЗГОВАЯ АТАКА" ("мозговой штурм") (от англ, brainstorming) — оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, исходящий из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения. Тормозящее влияние оказывают боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т.д. М.а. — это средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов управленческого решения, в т.ч. самых фантастических. Затем (согласно принципу отложенного обсуждения) из большого числа идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом А.Ф. Осборном в 1938 г., который обратил внимание на то, что одни люди легко выдвигают новые идеи, др. — больше склонны к критическому анализу этих идей. При обычных обсуждениях эти две категории людей оказываются вместе и, как правило, мешают друг другу. В связи с этим было решено разделить этапы генерирования идей и их анализа. Для этого создаются две группы участники М.а. — те, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи, и члены комиссии, которые будут обрабатывать предложенные материалы. В первую группу, которая будет генерировать идеи, сначала назначается руководитель, который будет эту группу укомплектовывать, включая в нее 4—11 человек. Члены этой группы не должны быть связаны отношениями "руководитель-подчиненный", т.к. из-за этого может не сложиться атмосфера доверия. Руководитель М.а. сообщает членам группы суть решаемой проблемы за 2—3 дня до ее проведения. Проблема должна быть обозначена как можно четче и всесторонне. При проведении М.а. в группе создается непринужденная атмосфера. Этому содействует состав группы, поведение руководителя, выбор помещения, освещение и т.д. Никто из участников не должен бояться того, что его высказывания не представляют ценности. Предложения или [c.183]
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ -часть многообразных соц. связей между рабочими группами и подразделениями организации, а также между отдельными работниками внутри их, которая непосредственно касается трудовой деятельности. С.-т.о. имеют первостепенное значение для решения проблем продуктивной занятости и соц. защиты людей, участвующих в производстве нужных обществу товаров и услуг, оплаты труда, и формирования доходов, технологизации трудовых процессов, гуманизации труда и его условий, повышения самостоятельности, творческой инициативы и ответственности работников, развития самоуправления, функционального и соц. партнерства. [c.347]