Искусство и интуиция

ПОНИМАНИЕ — способность осмыслить, постичь содержание, смысл, значение чего-либо, осознание, отражение в мозгу индивида связей между предметами и явлениями реального мира одна из сторон мышления, познание объективной действительности. Существует особая наука — герменевтика — искусство и теория толкования текстов. Без П. как осознанного состояния субъекта невозможно продолжение общения. Для П. характерно ощущение ясной внутренней связности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему. Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некоторую цель, сопоставимую с целями данного субъекта человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы. Возможно П. на основе сопереживания, обмена эмоциями. К психологическим механизмам П. относятся идентификация, проекция (сознательное или бессознательное перенесение субъектом собственных мыслей и чувств па др.), эмпатия (проникновение в переживания др. человека), инсайт (внезапное и невыводимое из прошлого опыта П. др. человека или ситуации), интуиция.  [c.261]


Оптимальное управление как динамический процесс поиска наиболее эффективных связей с окружающей средой является симбиозом искусства и науки. Первый аспект находит отражение в умении руководителя применять в условиях постоянно меняющейся хозяйственной жизни свой опыт, логику, интуицию, неформальные методы. Вторая сторона оптимального управления — восприимчивость руководителя или любого другого лица, принимающего решения, к формализованным методам управления, основанным на использовании разнообразной информации.  [c.3]

В итоге следует отметить, что оценка финансового состояния фирмы и ее положения на рынке ценных бумаг — это не только наука, требующая объективности, но и искусство. И этому искусству учатся тысячи людей в лучших университетах мира, однако немногим удается научиться достаточно точно проводить данную оценку, так как кроме знаний необходимы талант, культура, интуиция.  [c.107]


Экспертные оценки могут быть количественными (представлять собой абсолютные, относительные и средние величины) и качественными. В первом случае экспертиза базируется на применении статистических и эконометрических методов, во втором --на эвристических процедурах, опирающихся на опыт и интуицию, знание предмета исследования и граничащих с искусством. Совершенно бесспорно, что некоторые идеи и оценки рождаются в подсознании и не требуют длительного и трудоемкого, последовательного хода рассуждений.  [c.82]

На практике при оценке финансового риска широко используется метод аналогий. Специалисты, финансовые менеджеры на основании различных публикаций или практического опыта других предприятий оценивают вероятность наступления определенных событий, получения конкретного финансового результата, степень финансового риска. На основе метода аналогий строится финансовая стратегия и тактика многих предприятий. Однако необходимо учитывать, что каждое предприятие имеет большое количество присущих только ему одному особенностей кадрового, сырьевого, отраслевого характера. Оценка риска — своего рода искусство, основанное на сочетании научных методик и интуиции экспертов, ана-  [c.225]

В построении математической модели вместе с ЛПР активно участвуют как исследователи (специалисты в области принятия решений), так и эксперты (специалисты в той области, которой принадлежит решаемая задача). Как правило, именно благодаря совместным напряженным усилиям указанных лиц удается построить приемлемую математическую модель, которая, с одной стороны, адекватно отражает конкретную ситуацию и с другой — допускает наилучшее решение за обозримое время. Этот первый этап, на котором происходит формирование математической модели этап формализации), невозможно запрограммировать заранее. Здесь многое зависит от опыта и интуиции всех участвующих сторон (не зря существует такое словосочетание как искусство формализации, отражающее исключительную сложность этого этапа).  [c.152]


Методы оценки инновационных проектов. Принятие инвестиционных решений — такое же искусство, как и принятие любых других предпринимательских (управленческих) решений. Здесь важна и интуиция регионального руководителя и предпринимателя, и их опыт, и помощь квалифицированных специалистов. Определенную роль в этом деле могут оказать известные мировой и отечественной практике формализованные методы оценки инвестиционных проектов. Существует несколько методов оценки инвестиционных проектов (рис 7.3). Все они основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений, обусловленных инвестициями.  [c.444]

Хотя мы и говорим о компьютерной поддержке принятия управленческих решений, т.е. об использовании формальных оценок и расчетов, роль личных качеств руководителя (эксперта) - его интеллект, субъективные оценки, эрудиция, умение находить решение и т.п. - не уменьшается, а может быть, даже возрастает. Компьютерные системы поддержки управленческих решений вводят новую составляющую в искусство принятия решений искусство использования средств вычислительной техники, которое должно сочетать оценки и решения, полученные уже устоявшимися (или вновь разработанными) математическими методами с субъективными оценками, сделанными на основе знаний, опыта и интуиции руководителя. Это связано с тем, что на решение руководителя сильнейшее влияние оказывают его субъективные предпочтения, поэтому в предложенных компьютером вариантах решений руководитель должен видеть их тщательный учет, а не абстрактное оптимальное предложение, далекое от его интересов.  [c.13]

Системы поддержки переговоров вводят новую составляющую в искусство ведения переговоров - использования средств вычислительной техники Система должна сочетать оценки и решения, полученные уже устоявшимися (или вновь разработанными) математическими методами, с субъективными оценками, сделанными на основе знаний, опыта и интуиции руководителя. Щ решение руководителя сильнейшее влияние оказывают его предпочтения, поэтому в предложенных компьютером вариантах решений руководитель должен видеть их тщательный учет, а не абстрактное оптимальное предложение, далекое от его интересов.  [c.142]

Первая такая характеристика — ментальная правильность выбираемой и (или) разрабатываемой стратегии. К ментальной правильности относятся не только простое понимание, но и определенное постижение того, что все связанное со стратегией и стратегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-науки, менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики. Причем составляющая менеджмент-искусства (т.е. управления, основанного на интуиции, живом творчестве , креативности и т.п.) во всех случаях является существенно значимой, а в некоторых ситуациях — явно главной и доминирующей.  [c.184]

Заметим, что сам процесс управления, обоснования и принятия решений содержит как объективные, так и субъективные компоненты, строгую формализацию и интуицию, навыки и умения. Другими словами, управление и разработку решений следует рассматривать как сплав науки, искусства и опыта. Так что же, может, не надо применять научных методов разработки решений, раз одной только науки недостаточно и все равно мы не застрахованы от ошибок  [c.54]

Недаром книга одного из ведущих специалистов в области имитационного моделирования Роберта Шеннона носит название Имитационное моделирование систем — искусство и наука [13]. Этим подчеркивается, что создание модели сложной системы и проведение с ее использованием экспериментов является не только наукой. Такие процессы, как отбор существенных факторов для построения модели, введение упрощающих допущений и принятие правильных решений на основе моделей ограниченной точности опираются в значительной степени на интуицию исследователя и его практический опыт.  [c.16]

Конечно, никакая наука не может заменить точный глаз и чувство красоты. Недаром Леонардо да Винчи считал, что глаз советует всем искусствам и исправляет их. Вместе с тем этот гениальный художник не полагался лишь на интуицию, на собственное, гениально развитое чувство прекрасного. Он, как известно, неустанно разрабатывал математически обоснованную теорию гармонии. Это еще раз подтверждает, что чувство красоты не может развиваться в полной мере, если оно не будет опираться на достижения науки. С другой стороны, одного лишь изучения, знания закономерностей композиции, конечно, недостаточно для правильного суждения о красоте товара, а тем более комплекса товаров того или иного назначения.  [c.231]

Искусство управления заключается в способности выбрать из множества сравнимых по важности видов деятельности одну, две или три, которые обладают значительно превосходящим другие рычажным воздействием, и сконцентрировать свое внимание на них. Лично для меня привлечение особого внимания к жалобам потребителя представляет деятельность, обладающую высоким рычажным воздействием. Кроме того, что реагирование на них приводит к удовлетворению потребителя, сам процесс имеет тенденцию к лучшему проникновению в сущность того, как работают мои собственные операции. Таких жалоб может быть множество, и хотя удовлетворением всех их кто-то, несомненно, должен заниматься, совсем не все из них заслуживают или выиграют от моего личного внимания. Какую одну из десятка или двух десятков жалоб выбрать, чтобы проанализировать и проследить за ее удовлетворением, — в этом и состоит искусство работы менеджера. В основе этого искусства лежит интуиция, которая именно за этой жалобой, а не за какими-то другими, видит многие, более глубинные проблемы.  [c.84]

Методология управления проектами должна всегда применяться творчески особенно важен выбор оптимального уровня проектной бюрократии — это залог успеха. Неоптимальный уровень проектной бюрократии — всегда источник проблем. Умение определить оптимальный уровень зависит от опыта и интуиции руководителя проекта и свидетельствует о его мастерстве, переходящем в искусство.  [c.270]

По мнению Вячеслава Кондратьева, именно поэтому часто говорят, что менеджмент — это соединение искусства и науки. Наука, или системная технология, дает основание для подобных декомпозиций, общие решающие правила. А выбор и конкретные решения в рамках этих правил все-таки опираются на опыт, знания, интуицию самих руководителей. Ведь прописывать все существующие взаимосвязи никто, конечно, не будет.  [c.16]

Информация захлестывает руководителей предприятий, опоры на личный опыт и интуицию становится недостаточно, искусство вождения кораблей экономики требует новых нетривиальных подходов, новых знаний. Появляется кибернетика - учение об управлении, предмет которой образуют проблемы организации систем и реакции последних на внешние воздействия. Что касается экономики, кибернетику интересуют функциональные, морфологические, информационные аспекты развития экономических систем, закономерности и характер реакций хозяйствующих субъектов на влияние внешних факторов, организационные инновации в различных проявлениях, эффективность функционирования экономических систем.  [c.158]

Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции, часто сродни искусству. Многие решения являются уникальными, и процесс их выработки не может быть определен строгими правилами, конкретными шагами и четкой последовательностью. Тем не менее, в анализе процесса принятия управленческих решений можно выделить наиболее общие определенные этапы. На рис. 6—1 представлен цикл процесса принятия управленческого решения.  [c.207]

Процесс определения цены является скорее искусством, чем наукой. Существует много технических подходов к установлению приемлемых цен, и каждый подход производит свою цену. Но как узнать, какая из этих цен является наиболее подходящей Искусство определения цены заключается в возможности осознания положения на рынке в целом и реакции потребителя на этот продукт и его цену. Методы ценообразования не дают менеджеру возможности воздействовать на рынок. Рыночный опыт накапливается годами вместе с изучением потребительского спроса и товарооборота по конкретному товару в отрасли. Не последнюю роль в ценообразовании также играет интуиция.  [c.244]

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление — это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом стратегическое управление — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со  [c.184]

Линейная модель "трубопровода", которая рассматривает новые технологии как предсказуемое последовательное движение от НИР к ОКР, является ошибочной. Лишь в редких случаях новое научное достижение непосредственно ведет к существенным технологическим инновациям. Гораздо чаще новые продукты и процессы "складываются" из причудливых лоскутков старых и новых достижений науки и технологии, дополненных некими "ноу-хау", хорошими и плохими догадками, интуицией и находками. Технологическое воплощение остается, в некотором роде, искусством, основанным на науке и зависящим от нес. но также, и не редко. находящимся вне научного осмысления.  [c.229]

В другом месте книги он утверждает, что управление хедж-фондом придирчиво проверяло его познания в искусстве выживания Займы дают прекрасные результаты, когда дела идут хорошо, но они могут разорить вас, если операции не оправдывают ожиданий. Труднее всего определить допустимый уровень риска. На этот счет нет общих правил каждую ситуацию нужно оценивать отдельно. Завершив анализ, остается только положиться на свою интуицию и искусство выживания.  [c.37]

Необходимо отметить, что формирование математической модели принятия решений (т. е. построение множества X и векторного критерия /) нередко представляет собой сложный процесс, в котором тесно взаимодействуют специалисты двух сторон. А именно, представители конкретной области знаний, к которой относится исследуемая проблема, и специалисты по принятию решений (математики). С одной стороны, следует учесть все важнейшие черты и детали реальной задачи, а с другой — построенная модель не должна оказаться чрезмерно сложной для того, чтобы для ее исследования и решения можно было успешно применить разработанный к настоящему времени математический аппарат. Именно поэтому этап построения математической модели в значительной степени зависит от опыта, интуиции и искусства исследователей обеих сторон. Его невозможно отождествить с простым формальным применением уже известных, хорошо описанных алгоритмов.  [c.19]

Широкое применение вычислительной техники привело к созданию автоматизированных систем проектирования, конструирования и технологической подготовки производства. В результате использования подобных систем с развитой базой данных инженер-пользователь в интерактивном режиме работы с ЭВМ получил возможность просматривать значительно большее число различных вариантов конструкций или технологических решений, нежели с помощью традиционных методов проектирования. Однако определить, какие из возможных вариантов являются наилучшими, не так-то просто, поскольку все еще отсутствуют строгие математические методы принятия оптимальных инженерных решений. Такие методы, как правило, требуют удовлетворения целому ряду критериев, в том числе и взаимно исключающих друг друга. Поэтому приходится прибегать к компромиссным решениям, зачастую основанным на интуиции проектировщика. Умение правильно находить компромиссные решения, удовлетворяющие рациональной совокупности основных целевых критериев с учетом прогнозирования развития отдельных технологических или организационно-экономических процессов на несколько десятков лет вперед, представляет собой искусство решения проблем.  [c.5]

Однако стратегическое планирование не может дать полной, детальной картины будущего. Формируемая им картина будущего — это не детальное описание внешнего и внутреннего положения организации, а, скорее, его сценарное описание, носящее вероятностный характер. Очевидно, что даже несовершенное описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие. В целом стратегическое планирование — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства организации по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными методами предпланового анализа и разработки стратегических планов.  [c.34]

Наука и искусство менеджмента. Как отмечалось выше, менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления. Он базируется на определенных объективных законах, кибернетики, экономики и других наук. В то же время, практическое управление во многом зависит от таланта руководителя-менеджера, его индивидуальных способностей, умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции и других факторов. Умение использовать все это в управлении является искусством. Поэтому менеджмент как всякая творческая деятельность несет в себе элементы науки и искусства. При этом наука менеджмента проявляется в формировании научно обоснованных рекомендаций для эффективного управления предприятием, а искусство служит его высшим практическим проявлением, отражающим ценность человека (менеджера) в осуществлении этого управления и возможности его творческого потенциала.  [c.16]

Вся история человечества представляется по сути набором различного рода решений и их последствий. Одни решения определяли судьбы целых народов на длительные времена, другие были менее значимые, третьи принимались человеком лично для себя. Во всех случаях было нечто общее в процедурах разработки и реализации решений. Постепенно разрабатывались приемы, методы, а затем и технологии разработки решений. Особенно в этом преуспели военные, разрабатывая военные игры, в которых основным элементом являлось стратегическое и тактическое решение. Решениями занимались математики и довели математический аппарат разработки и выбора решений до такого совершенства, что воспользоваться плодами своего творчества могли уже только они сами. Большинство же руководителей компаний относились к процедуре разработки и реализации решений как к искусству управления, используя интуицию, здравый смысл и свой опыт.  [c.5]

Что для этого нужно научный анализ или прогноз, интуиция или искусство руководителя Думается, что это и то, и другое, и третье. А если это так, то именно в этой области и существует опасность иллюзий и их негативных последствий.  [c.33]

При принятии решения руководитель должен руководствоваться методом главного звена , т. е. из множества вопросов, требующих решения, выбирать и решать важнейшие, ключевые, от которых зависит успешное решение остальных производственных задач. - Кроме того, в производстве возникает множество нестандартных ситуаций, действует целый комплекс взаимосвязанных и постоянно меняющихся факторов, которые приходится оперативно учитывать руководителю. Искусство управления проявляется именно в принятии руководителем решений, в умении выделить главные факторы, оценить риск, взвесить возможные последствия, в соблюдении пропорции между интуицией и точным расчетом. Субъективное решение принимается руководителем не произвольно, оно основывается на анализе, изучении необходимой информации, что обеспечивает его объективность.  [c.175]

Эти факторы, дополненные множеством других, если и менее важных, то все-таки значимых для планирования и реализации стратегии, в реальной организационной жизни представляют многообразные и трудно классифицируемые по определенным основаниям комбинации. Это делает задачу практического использования основных положений, выводов и закономерностей стратегического менеджмента крайне сложной. В каждом конкретном случае успех планирования, разработки и осуществления стратегии зависит как от глубины усвоенных менеджером теоретических знаний в области стратегического менеджмента, так и от опыта, интуиции, искусства управления — т.е. всего того, что связано скорее с чувствованием проблемы, а не с рациональным анализом, расчетом, критериями и формализиро-ванным контролем. Таким образом, стратегический анализ и стратегическое планирование и осуществление стратегии — это процесс применения знаний и опыта, использования правил и интуиции, действий в соответствии с установленными алгоритмами и инновационные прорывы, организационные ноу-хау.  [c.301]

Почему эконометрика лежит в основе университетского экономического образования Ответ на этот вопрос непрост. Надеюсь, читатель получит на него ответ, проработав книгу. Чем бблыпим профессионалом становится экономист, тем яснее он понимает, что в экономике все зависит от всего. Причинно-следственными связями занимается экономическая теория, а связями вообще, без выявления их причин, — эконометрика. Поскольку экономика относится к тем областям человеческой деятельности, где интуиция, искусство не менее важны, чем наука, эконометрика нужна всем экономистам, ибо она сама есть смесь искусства и науки.  [c.11]

Таким образом, юнгианский подход к обучению супервизии позволит каждому участнику процесса привнести собственный метод в работу по созданию теории, а также в проверку ее достоверности при сопоставлении с опытом. Калшед с теплотой описывает семинары, посвященные рассмотрению конкретных историй болезни. Он говорит о них как о своих любимых способах обучения искусству и науке психотерапии для него это способ, позволяющий ознакомиться с работой бессознательного при помощи различий в восприятии участников группы, понять явление переноса посредством наблюдения и сопоставления с переносом у своих коллег, а также осуществлять супервизию при наличии возможности комментировать работу коллег совместно с другими аналитиками, выполняющими ту же самую работу. Важно также отметить, что у участников групповых обсуждений имеется опыт психологической, а не политической деятельности при условии, что лидер стимулирует атмосферу интуиции, предчувствия и игры. При этом признается, что возвеличивание бессознательного означает отсутствие правильных и неверных интерпретаций. Если это находит подтверждение, то, как говорит Калшед, у группы появляется лучший шанс для понимания бессознательных сообщений пациента, чем у ее отдельного члена, в  [c.140]

Понятие менеджмент широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Таким образом, менеджмент — широкое понятие с неопределенными границами. Неопределенность возрастает, если сконцентрироваться на аспекте искусства управления. Искусство — это всегда присутствие чего-то субъективного, иррационального, интуитивного, выходящего за рамки рациональных схем и правил. Особенно значимо искусство управления в тех случаях, когда главные проблемы организации связаны с поведением и взаимоотношениями людей — самыми сложными проблемами организационной жизни. Интуиция, воля, такт, лидерство — в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в сйбей деятельности.  [c.3]

Выжили не самые агрессивные и сильные, а коммуникабельные, способные к общению. Учет помогал поддерживать порядок. Исходя из накопленной учетной информации первые профессиональные управляющие делали прогнозы когда необходимо заготовить большие запасы и своевременно мигрировать. И даже больше. Учет, планирование, управление, организация человеческого общества были совокупностью его культуры. От этого эмпирического порога человек расширял свой духовный мир и к дальнейшим представлениям мог прийти не только путем наблюдений и опыта, но и путем философских исканий и благодаря интуиции [35, с. 25 ]. Наука и искусство счета развивались постепенно. На первом этапе количество неотделимо от формы предмет воспринимается на ощупь и визуально, т.е. органолептически. Счет начинается с освоения качественного различия объектов. Известны племена, которые до настоящего времени используют разные числительные для номинации одного и того же количества разных объектов [77, с. 508 ].  [c.8]

Из весьма сжатого описания методики исчисления мы можем видеть, как много пробелов было в исходных статистических материалах, бывших в распоряжении Л. Литошенко, в особенности для 1923/24 г. Чтобы как-нибудь восполнить недостающие данные и получить итоговый результат, автору нужно было проявить немало искусства, сделать многочисленные допущения и экстраполяции на основе общеэкономических соображений или просто по интуиции. Большинство приемов и соображений автора представляются правдоподобными. Однако в некоторых случаях нельзя согласиться с его аргументацией, когда она явно направлена на преуменьшение народного дохода в целом и на смягчение дифференциации в нем отдельных групп населения. Приведем примеры.  [c.86]

В практической работе нередки случаи отсутствия полной определенности ситуации. Тогда вычлен общего контекста по степени их определенности. Если решение принимается в условия неопределенности), то с помощью введения вероятностных оценок неопределенность в значителы Колебания переменных, характеризующих состояние объективных условий, могут быть предугаданы ( вероятности). Риск заключается в возможных ошибках при оценке степени вероятности наступлен Поэтому полагаются не только на расчеты, используются также опыт, интуиция и искусство руюл особенно необходимы при разработке решений в условиях неопределенности, когда установить ве] событий и потенциальных результатов невозможно. Происходит это под воздействием новых, сло> которые затруднительно.  [c.113]

Сегодня в сфере образования ведутся разговоры о право- и лево-полушарном обучении. Они основываются на исследованиях, указывающих на два полушария мозга (правое и левое), деля в соответствии с этим на детей, что с линейным мышлением, способных к математике, языку и базовым наукам и тех, кто склонен к интуиции, способных в музыке, поэзии, атлетике и искусстве. Требуется достаточно усилий, чтобы определить ребенка с явно выраженными способностями правого полушария, так как традиционно система была нацелена на выявление способностей линейного мышления.  [c.73]

Вот мнения некоторых оппонентов, высказанные на страницах Литературной газеты . Я сомневаюсь, что компьютеру можно доверить топкую работу подбора кандидатов на выдвижение. Нетрудно записать на магнитную ленту объективные данные о возрасте, образовании, стаже и даже о цвете глаз кандидата. Но я бы остерегся вносить в электронное досье такие сведения, как нерешительность , не умеет работать с людьми , склонен к протекциопизму , и даже такие хвалебные, как правдив , нелицеприятен , обладает сильной волей . Приведем мнение еще одного оппонента r/азве не интуиция, не талант старшего руководителя должны быть решающими при подборе другого, младшего руководителя И можно ли это, повторяю, решающее начало заменить механически-скрупулезным подсчетом — да еще, упаси бог, в цифрах — всех плюсов и минусов кандидата на должность. Самые яркие организаторы (таких фактов десятки и сотни) в свое время были угаданы кем-то конкретно, кто-то почувствовал, понял в них скрытые способности и помог им развиться. Подобные примеры есть в любой области человеческой деятельности. Только подлинный мастер способен разгадать дарование другого и способствовать его росту. Это относится и к мастерам управления, ибо последнее было и есть не только область науки, но и искусство .  [c.208]

Таким образом, можно сделать вывод, что искусство управления — это умение применять на практике теорию управления, осуществлять поиск новых подходов к ведению дела, особенно в нестандартных условиях. Искусство управления характеризуется проявлением интуиции при решении задач в условиях неопределенности обстановки. Руководитель, владеющий теорией управления, творчески относится к делу, отличается мобильностью мышления, умеет активно осмысливать накопленный опыт, принимать меры к развитию сети информационных коммуникаций, стремится к познанию психологии руководства и налаживанию нормального психологического климата в коллективе. Искусство управления людьми немыслимо без умения руководителя находить индивидуальный подход к каждому работнчку.  [c.43]